Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:07, Не определен

Описание работы

Целью курсовой работы рассмотреть теорию рационального выбора в принятии управленческих решении, путем анализа социально экономических и политических процессов.

Файлы: 1 файл

курсовая по исэп.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     Социальная  мобильность. Всякое социальное перемещение  происходит небеспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.  Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или/и модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".Два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная  мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую.

     Но  наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

     Различают восходящую и нисходящую социальные мобильности или социальный подъем и социальное падение.

     Восходящие  течения существуют в 2 основных формах: как индивидуальный подъем или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой.

     Аналогично нисходящая мобильность  существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов, так и понижения социальных статусов целой группы.

     Характеристики социальной мобильности.  Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция, число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени".

     Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

     Часто возникает необходимость рассмотреть  процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности.

     Характер процессов мобильности  во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция дана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов.

     Итак, в обществах существуют некоторые  социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителями других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют проникнуть в высший слой.

     Каналы  социальной мобильности. Для того чтобы  полностью изменить социальный статус у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

Перечислим  основные.

     Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.

     Развитие  типичного статусного поведения. Личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких либо усилий.

     Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид.

     Идеальным условием вхождения в не слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремиться попасть.

Заключение

     Частичное применение экономической по своей  сущности теории рационального выбора в политологии, социологии и других общественных науках было использовано в последние годы для объявления этой теории общим методом или парадигмой их исследований. Так, например, Р. Швери заявляет, что "экономическая наука, потеряв объект, приобрела взамен специальный подход, который может быть применен к анализу как рыночного, так и нерыночного сектора общественной жизни. Такова на самом деле главная миссия теории рационального выбора. Почему, спрашивает он, экономика смогла "отпраздновать успех своего крестового похода, направленного на завоевание всех других наук?" Причина этого, по его мнению, очевидна. "Она формализует логику, которой руководствуются люди, осуществляя выбор в самых разных ситуациях повседневной жизни".

     Но  такой выбор, как мы знаем, не всегда рационален, и к тому же, как было показано выше, такой формализацией  в общем случае занимается абстрактная математическая теория принятия решений. Именно математические модели, созданные специалистами по исследованию операций и теории игр, впервые действительно использовали экономисты. Впоследствии они нашли применение и в некоторых других общественных науках, где приходится исследовать поведение людей в условиях ситуации неопределенности. Таким образом, иллюзия о существовании какой-то особой экономической модели, применимой к другим общественным наукам, возникает потому, что за такую модель выдается общая абстрактная модель, разработанная в первую очередь математиками и имеющая междисциплинарный характер. Поэтому мне не кажется удивительным, что некоторые обществоведы, как признает сам Р. Швери, "выразили беспокойство по поводу империалистических устремлений экономической науки".

     Странно звучит также утверждение автора, что экономическая наука потеряла свой объект, но зато приобрела некий  специальный подход, применимый также  в нерыночной сфере общества. Это  значит, что рыночная сфера все-таки остается в ее ведении и никакой потери предмета при этом не происходит. Следовательно, можно говорить лишь об изменении и, если угодно, частичном расширении ее предмета. Действительно, сейчас в рамках экономики, т. е. теории рыночных отношений, для их исследования используется общий метод принятия решений, который может быть частично применен и к нерыночному сектору общественной жизни.

     Подход, основанный на ТРВ, имеет, несомненно, определенные достоинства. Они заключаются  в первую очередь в том, что  эта теория стремится объяснить, как из неупорядоченных действий индивидов возникают упорядоченные социальные действия. Сами экономисты объясняют, например, возникновение спонтанного порядка на рынке, состоящего в установлении равновесной цены на товары тем, что в рыночном обмене участвует большое число независимых продавцов и покупателей, которые не могут повлиять на эту цену, сколь-нибудь существенным образом. А преимущества рыночной экономики они видят в том, что она, в отличие от других способов организации хозяйственной жизни, дает возможность наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы общества.

     На  мой взгляд, результаты применения ТРВ в экономике и частично в других общественных науках впервые  выявили необходимость исследования социальных процессов на двух органически взаимосвязанных уровнях. На микроуровне анализируются процессы, связанные с рациональным выбором и принятием решений отдельными индивидами, на макроуровне процессы, в которых выражается совокупная, целостная деятельность взаимодействующих индивидов. Правда, характер этой связи между микро- и макро уровнями во многих случаях остается пока еще не раскрытой. Тем не менее, именно такой подход к изучению сложноорганизованных систем оказывается весьма перспективным.

     Однако  критически настроенные исследователи считают, что перенесение экономических моделей на другие области общественной жизни в форме классических или неоклассических представлений или же принципов ТРВ таит в себе, во-первых, опасность редукционизма, т. е. сведения неэкономических теорий к экономическим. Во-вторых, такой подход может привести к игнорированию социальной сущности, как взаимодействующих индивидов, так и общественных институтов, определяющих правила их взаимодействия в конкретных сферах общественной деятельности.

Выдвижение на первый план идеи рационального выбора не только в экономической теории, но и других общественных науках, дает возможность полнее и точнее изучить реальные действия индивидов на микроуровне. Однако любой выбор может стать действительно рациональным лишь тогда, когда будут глубоко исследованы в первую очередь качественные, специфические особенности явлений и процессов, которые изучаются конкретными социально-гуманитарными наукам. Между тем ТРВ, как признает Р. Швери, "не может оперировать различными социальными переменными, которые трудно определить в экономических терминах" [26]. Но в таком случае упреки по поводу империалистических устремлений экономической науки не кажутся безосновательными. Ведь сама теория выбора и принятия решений в экономике представляет собой вполне определенный способ исследования целесообразной деятельности с помощью построения математических моделей, приспособленных к этой конкретной деятельности. В такой модели многие экономические переменные могут быть представлены в точной количественной, денежной мере. В других общественных науках социально-гуманитарного профиля реализовать эту задачу гораздо труднее.

Литература

1Алехин Э. В. «Исследование социально-экономических и социально-политических процессов» Учебное пособие   Пенза, 2008

2 Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики//Вопросы экономики. 1994. Э 6. С. 105.

3. Вентцель Е. С. Исследование операций. М., 1980. С. 12.

4. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.

5. Рузавин Г.И. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем//Вопросы экономики. 1996. Э 3.

6. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении//Теория фирмы. СПб., 1995. С. 54.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1992.

8. Сорос Дж. Кризис глобального капитализма. М., 1999.

9. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 221.

10. Arrow K. Social choice and individual values. N.Y., 1951.

11. Brennan G., Buchanan J. The Reason of rules. Cambridge, 1985. P. 147.

Интнрнет источники:

www.nigma.ru// www.socioline.ru

www.georgievsk.ru

Информация о работе Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании