Теоретические аспекты демографической ситуации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2016 в 01:39, реферат

Описание работы

Жизнеспособность и развитие государства тесно связано с устойчивым демографическим развитием, гарантирующим обществу воспроизводство человеческих поколений. Эту очевидную истину в разное время настойчиво доказывали многие выдающиеся мыслители: А. Смит, Ш. Монтескье, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и многие другие ученые.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

1.2. Динамика показателей  рождаемости в РФ.

Если исходить из научных разработок Института демографических исследований, кафедры социологии и демографии МГУ, Центра проблемного анализа г-на Сулакшина, то, конечно, решающую роль в сфере демографии играет репродуктивное поведение и рождаемость, достигшие аномально низких значений в России на рубеже XX-XXI веков. Ситуация с демографическими показателями в стране уже не столь катастрофична как 5-10 лет назад, но по-прежнему еще очень далека от минимально необходимого уровня, достижение которого способствовало хотя бы прекращению убыли населения. Этот уровень условно называется режимом простого замещения (воспроизводства) и означает, что на смену ста женщинам появятся сто их дочерей (и сто сыновей, что в расчете опускается), которые доживут до того возраста, в котором матери произвели их на свет. «В современной России средний возраст матери при рождении ребенка составляет около 26-27 лет, доживет до этого возраста 97-98% новорожденных. Это можно считать константой, потому как высокая вероятность дожить до этого возраста установилась уже в 1950-х, когда резко снизилась детская смертность. Соответственно, критическое значение суммарного коэффициента составляет 2,1 (1,05 дочерей +1,05сыновей)».21

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) является более гибким измерителем ее уровня в отличие от общего коэффициента рождаемости (количества рожденных на тысячу человек населения), который не дает возможности анализа и характеристики причин данного уровня рождаемости по причине его сильной зависимости от структуры населения: половой, возрастной, брачной, этнической, образовательной и др..

Для расчета суммарного коэффициента рождаемости применяется метод суммирования возрастных коэффициентов рождаемости. Женщины, возраст которых на момент расчета составляет от 15 до 49 лет, относятся к тридцати пяти различным реальным поколениям (т.е. годам рождения). Суммирование дает возможность создать из 35 реальных поколений одно условное поколение. Для этого условного поколения за один год определяется среднее число рожденных детей в расчете на одну женщину за время ее пребывания в репродуктивном возрасте.

Немаловажным в последующем окажется статистический факт, вычисленный демографом В.А.Борисовым по результатам советских учетных данных: «для всех реальных поколений женщин, родившихся после 1949г., но вступивших в репродуктивный возраст до начала депопуляции в 1992 г. (т.е. появившихся на свет до 1977 г.) среднее число рожденных детей за весь период 1964-1992 гг.» также «было меньше уровня черты простого замещения поколений - в среднем 1,95.»22 Как видно из этого суммарный коэффициент рождаемости имеет в некоторой степени “оттянутый” характер показаний для какого-либо короткого временного интервала.

Но уже по данным за год, в котором родились дети, всегда можно вычислить нетто-коэффициент воспроизводства населения (соотношение между фактическим и критическим значением суммарного коэффициента рождаемости, т.е. [фактическое значение/2,1] ), который дает представление о характере этого реального замещения населения. Однако сама по себе ситуация, при которой нетто-коэффициент воспроизводства ниже черты простого воспроизводства (<1), не означает немедленного наступления реальной депопуляции.

Среди причин произошедшего были, с одной стороны, позитивные: урбанизация, индустриализация, рост образовательного уровня населения и продление сроков обучения, из-за чего иметь нескольких детей становится крайне неудобным для родителей. Кроме того, имеет значение вовлечение женщин в оплачиваемую работу вне дома и создание системы пенсионного обеспечения, после чего родители уже не рассчитывают на детей, как на кормильцев в старости. Снижение детской смертности создает у родителей уверенность в том, что все дети выживут, а это снимает потребность в рождении “запасных” детей, которая во многом обуславливала высокую рождаемость в прошлом.

Но, с другой стороны, повышение уровня разводимости лишает супругов уверенности в прочности своего брака, а эта уверенность очень важна для рождения нескольких детей… Однако типичный ответ на их книги, статьи и выступления на научных конференциях состоял в том, что не надо тревожиться, потому что число родившихся больше числа умерших. Но умирали то тогда в основном представители сильно поредевших во время Великой Отечественной войны поколений…

«Период инерционного роста населения может составлять 40-50 лет. Именно так и обстояло дело в 1964-1991 гг. В этот период данный показатель никогда не опускался ниже 0,87. Поэтому все эти годы население продолжало увеличиваться. При таких условиях рост населения мог бы продолжаться еще 15-20 лет».24 В конце 80-х и начале 90-х гг. были опубликованы демографические прогнозы, по которым депопуляция должна была начаться в начале XXI века. Согласно одному из этих прогнозов, основанному на допущении о равенстве числа прибывающих в страну и покидающих ее мигрантов и на гипотезе о стабилизации возрастных и суммарных коэффициентов рождаемости (а также возрастных коэффициентов смертности) на уровне 1990 г., убыль населения России должна была начаться между 2005 и 2010 г.. Т.е., через 40-45 лет после того, как в стране сложился режим суженного замещения поколений.25

Соответственно, в наше время и без экономических и социальных потрясений 90-х гг. уже наступила бы реальная депопуляция.

Но в результате кризисных явлений 90-х гг. сокращение нетто-коэффициента воспроизводства приобрело куда гораздо более резкий характер. Если за 27 лет с 1964 по 1991 г. этот показатель уменьшился с 0,971 до 0,895, т.е. лишь на 0,076 пункта, то всего за период с 1990 по 1999 гг. он упал с 0,895 до 0,542, т.е. на 0,353 пункта., достигнув минимума в 1999 г.. В последующие годы произошло небольшое повышение нетто-коэффициента - на 0,1 пункта, но эти колебания, к сожалению, не имеют принципиального значения.

В течение 45 лет, т.е. с 1964 по 2008 гг., за исключением трех лет (1986, 1987 и 1988гг.), данный показатель не достигал даже черты простого замещения поколений. Однако в 60-е, 70-е и 80-е разница между фактической величиной нетто-коэффициента и его критическим значением (которое равно 1,0) никогда не превышала 12-13%, а в течение последних 18 лет данное различие составляло от 35 до 46%.26 Это означает, что при сложившемся на рубеже XX и XXI вв. режиме воспроизводства населения каждое поколение родившихся детей численно меньше поколения своих родителей на 35-46%!

Вместе с тем, несмотря на уже значительное по своим масштабам сокращение численности населения, стоит отметить, что разрушительная “антидемографическая” инерция только набирает силу. В данный момент темпы депопуляции в определенной степени сдерживаются благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате относительно высокой рождаемости 1980-х гг.. Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контингентов, чем и объясняется небольшой прирост рождаемости в последние годы, который объявляется некоторыми министрами и политиками успехом государственной демографической политики.27

Помимо этого, в связи с некоторым улучшением экономической ситуации и широко афишированными в СМИ госпроектах, имеет место эффект так называемых “отложенных рождений”. По мнению авторов ежегодного демографического доклада Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Население России», в последние годы происходит реализация части отложенных ранее рождений. И если эта тенденция сохранится, то поколения женщин, родившихся после 1970 г. будут иметь в среднем примерно по 1,6 ребенка, что гораздо больше ужасающего исторического минимума - 1,16 в 1999 г.. Причем, еще в 2002 г. у женщин, еще не закончивших деторождение, среднее число рожденных детей в 2002 г. превышало величину суммарного коэффициента за тот же год (1,29): у 35-39-летних среднее число рожденных детей составляло 1,67, а у 30-34-летних - 1,39. Соответственно, у всех поколений моложе 30 лет коэффициент был много ниже 1,29, а конкретнее - около 0,65!28 Такое различие между рождаемостью в реальных и условных поколениях может объясняться лишь озвученным ранее откладыванием рождений, т.е. повышением среднего возраста женщин, вступающих в брак и рожающих детей (в том числе и первых).29 Однако, поскольку все эти показатели заметно ниже черты простого замещения поколений (2,1), депопуляция будет продолжаться.

Но даже уменьшение убыли населения продлится не далее 2010-2015 гг., после чего при отсутствии максимально эффективной демографической политики численность населения станет убывать возрастающими темпами. Начиная с 2015 г., ежегодный размер естественной убыли может превысить один миллион человек, а к 2025 г. эта цифра имеет все шансы вырасти почти в два раза. По имеющимся оценкам, к 2050 году население России составит от 83 до 115 млн. человек. В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития РФ, указывается, что при сохранении нынешних темпов миграции к 2025 г. численность россиян сократится примерно до 120 млн., а к 2050 г. - до 100 млн. человек. Прогноз ООН - 115 млн. человек к 2050 г., прогноз Института социально-политических исследований РАН - 83 млн. человек.30

Из-за низкой рождаемости каждое последующее поколение численно меньше предыдущего. Именно это, а не рост средней продолжительности жизни приводит к старению возрастной структуры населения. Поскольку общий коэффициент смертности определяется в основном долей старшего поколения, этот коэффициент будет в течение длительного времени превышать общий коэффициент рождаемости.

 

Глава 2. 1. Основные показатели демографической ситуации в России

В этом разделе я кратко приведу имеющиеся цифры и фактическую информацию, касающуюся демографической ситуации России, как в последние годы, так и за более ранний период.

Прежде всего, необходимо избавиться от одного очень распространенного заблуждения о том, будто демографический кризис в России начался только в девяностые годы. На самом деле демографический кризис начался более ста лет назад – рождаемость начала снижаться ещё в конце девятнадцатого века.

В девяностые годы кризис принял характер катастрофы – в 1992 году смертность превысила рождаемость, и коэффициент естественного прироста стал отрицательным – началась депопуляция.

За последние два года в России произошло небольшое улучшение демографической ситуации – смертность слегка понизилась, а рождаемость, наоборот, подросла. Некоторые исследователи тут же углядели в этом начало выхода России из кризиса, решив, что так оно и будет продолжаться, и через несколько лет коэффициент естественного прироста снова станет положительным. Однако более вероятно что это – лишь эффект маятника, то есть процесс кратковременный, и после возможного кратковременного подъема кривая естественного прироста населения в лучшем случае стабилизируется, или, что более вероятно, снова начнёт снижаться.

Исходя из всего вышесказанного, можно проследить не одну, а две проблемы. Первая – постепенное снижение рождаемости на протяжении всего рассматриваемого периода. Вторая – резкий обвал рождаемости, начавшийся в 1987 году, и продолжающийся по сей день.

У каждой из этих проблем различные причины, и для их решения требуются различные меры, поэтому в этой работе каждая из проблем будет рассматриваться отдельно.

Здоровье населения ухудшается, выросла заболеваемость многими болезнями, в основном неинфекционными. Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (48%) и несчастные случаи (25%), то есть 73% всех смертей приходятся только на эти два класса причин, и эти причины зависят в основном от образа жизни человека, и от его самосохранительного поведения.

Серьезнейшая проблема нынешней демографической ситуации - высочайшая мужская смертность: средняя продолжительность жизни мужчин в последние годы ниже женской примерно на 12 лет. Возрастные коэффициенты мужской смертности в зрелых возрастах примерно вчетверо выше женской. Ежегодно страна теряет более 0,5 млн. человек в трудоспособном возрасте. Это громадные экономические потери, горе миллионов родителей, супругов, детей, а также дезорганизация брачного рынка (очевидный недостаток женихов в зрелых возрастах). Такой мужской смертности нет нигде в мире.[1]

Важно заметить, что в качестве причины демографического кризиса повышение смертности всё же имеет гораздо меньшее значение, нежели падение рождаемости.

Естественная убыль частично компенсируется положительным сальдо миграции. Однако роль миграционного прироста постоянно уменьшается. Достигнув своего максимума в 1994 г. (914 тысяч человек), сальдо миграции в последующие годы неуклонно снижалось: 1995 г. – 612 тысяч человек, 1996 г. – 440 тысяч человек, 1997 г. – 433 тысячи человек и 1998 г. – 362 тысячи человек. Кроме того, как утверждают некоторые специалисты в области миграции, миграционный потенциал близок к исчерпанию. В этой связи прогнозируется уменьшение сальдо миграции практически до нуля.[2]

Если сравнивать приведенные в приложении цифры с соответствующими показателями большинства западных стран, то окажется, что Россия в этом смысле не сильно отстаёт от запада. В режиме депопуляции живут многие развитые государства. Средний суммарный коэффициент рождаемости в развитых странах в 1998 году составил 1,5 (в России – 1,3), снизившись по сравнению с 1964-м годом на 44%. Причём стоит заметить, что снижение общего коэффициента в развивающихся странах было даже большим – 48%.

Информация о работе Теоретические аспекты демографической ситуации в РФ