Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:05, реферат
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торго¬вых потоков
В качестве оффшорной юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Режим, близкий к оффшорному, могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий оффшорного типа производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе.
Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных кампаний, а также создание оффшорных структур других типов — предпринимательских партнерств, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений). В оффшорных юрисдикциях, как правило, широко доступны услуги номинальных владельцев, секретарей (агентов) компаний, номинальных директоров.
Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном бизнесе и других отраслях этого сектора. Полученные подобным путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.
Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. Оффшорная компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора с использованием оффшорных фирм. Оффшорная компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.
Оффшорная компания представляет собой предприятие, имеющее особый организационно-юридический статус, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь, как правило, до нуля. Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Только в этом случае она освобождается от всех или от большинства налогов на территории материнской юрисдикции.
Законодательство обычно предписывает, чтобы управление оффшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации. То есть оффшорная компания в большинстве случаев не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда происходит и термин «offshore», который впервые появился в Великобритании и означает буквально «за берегами», за рубежом страны.
Таким образом, главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании — владельцев, директоров (обычно требуется не менее двух директоров), устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов. Законодательство оффшорной юрисдикции обычно предписывает, чтобы на ее территории находился зарегистрированный офис и секретарь (и/или агент) компании. Этот офис не может быть функционирующим, а является просто адресом, по которому власти или иные лица могут вступить в контакт с представителем такой компании. Даже сам факт подписания контрактов на территории оффшорной юрисдикции может послужить основанием для лишения компании оффшорного статуса.
Важный принцип и преимущество оффшорного бизнеса заключается в том, что конфиденциальность владения оффшорной фирмой обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Услуги номинальных владельцев обеспечиваются секретарскими компаниями, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации оффшорных фирм.
Базовый принцип налогового планирования при организации оффшорных компаний очевиден: центр прибыли (оффшорная компания) располагается в «налоговой гавани». Доходы от деятельности в различных географических районах поступают в благоприятную с налоговой точки зрения юрисдикцию.
Главный механизм минимизации налогов с помощью оффшорных схем можно охарактеризовать как операции на базе регулируемых внутрифирменных цен (т.е. когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). В первую очередь оперирование, внутрифирменными (трансфертными) ценами осуществляется в торговле товарами и услугами. Разница между внутрифирменной (трансфертной и фактической ценой становится источником дохода фирм в оффшорных юрисдикциях.
К другой группе внутрифирменных (трансфертных) операций следует отнести операции по международному переводу доходов, капиталов и особых видов активов (например, нематериальных). Обеспечение прямых (т.е. приводящих к приобретению контроля над другими предприятиями) или портфельных (финансовых) инвестиций также относится к «компетенции» оффшорных фирм. Обычна ситуация, когда доходы от инвестиций «переправляются» через специальные компании в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани». Доходы могут переводиться в форме дивидендов, процентов, платежей роялти, арендной платы, страховых премий и т.д.
Оффшорные юрисдикции в отношении налогообложения подразделяются на два типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний, но зато они в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (о. Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама, Теркс и Кайкос). Ко второму типу относятся юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения, т.е. здесь взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих юрисдикции связаны с благоприятной системой международных налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в «умеренных» юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных.
К зонам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисляют государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд «комбинированных» юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию.
Функции оффшорных фирм не сводятся только к налоговому планированию. Они создаются и для управления риском. Управление риском с помощью оффшорных фирм достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например, траст.
Высокий уровень надежности обеспечивается путем учреждения международного траста, управляемого собственной оффшорной компанией. Возможен вариант, когда компания или группа ассоциированных предприятий открывают текущие счета в собственном, оффшорном банке, специально созданном для этой цели. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию, а также другие схемы страхования конъюнктурных рисков.
Оффшорные
компании, их представительства и
фирмы в некоторых юрисдикциях
выполняют функции штаб-
Специализированные оффшорные территории стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности и льготы. В этой сфере ощущается довольно острая конкуренция за привлечение капитала.
В ряде стран существует и «антиоффшорное» законодательство. Однако с уверенностью можно сказать, что в сложной системе современного международного бизнеса для оффшорных фирм остается обширное поле деятельности. Оффшорный бизнес развивается крайне динамично. В нем все время появляются новые деловые возможности для приложения капитала.
Новым
явлением в практике создания СЭЗ
стало появление эколого-
Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не разрушают и не загрязняют природную среду, например, туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера образования, медицина и т.д.
Эколого-экономическими районами можно считать отдельные кантоны Швейцарии, которые специализируются на выпуске экологически чистых продуктов питания и предоставлении рекреационных и финансовых услуг.
В нашей стране вопрос о создании СЭЗ остро встал в конце 80-х гг. Но до сих пор пакет необходимых юридических документов не сформирован. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997—2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» предусматривает разработку проекта федеральной программы формирования СЭЗ на территории России, создание локальных свободных зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала страны. На сегодняшний день на территории России функционирует около 30 СЭЗ. Наиболее известные из них — «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея». СЭЗ в России можно рассматривать как оазисы экономического роста.
Рассмотрим некоторые действующие в России специальные экономические зоны в разрезе их функционального назначения, т.е. по характеру деятельности.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон.
Первый таможенный склад появился в бывшем СССР в 1980 г. в Бутово, а в 1991 г. были образованы еще 4 таможенных склада. К 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и немеханизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.
Из всех СЭЗ, созданных на территории России, на сегодняшний день к понятию экспортно-производственной зоны наиболее близка СЭЗ «Находка». Здесь созданы и успешно функционируют более 470 предприятий, из которых 50% — акционерные общества, полностью принадлежащие иностранному капиталу, 42% — совместные предприятия, 8% — филиалы инофирм.
СЭЗ «Находка» на сегодня имеет следующие налоговые льготы:
— ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу, составляет 7%, а ставка аналогичного местного — не более 3%;
— прибыль и часть прибыли, переводимые за границу, полностью освобождаются от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
— часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
В настоящее время Россией, КНР и КНДР осуществляется идея создания первой в мире международной СЭЗ путем объединения ряда национальных экспортно-производственных зон. Это региональный проект, «Туманган», который осуществляется под эгидой UNIDO (Комиссия ООН по промышленному развитию) с 1992 г. В соответствий с проектом в бассейне реки Туманная, протекающей по территории России, КНР и КНДР, будет создана трехсторонняя интегрированная СЭЗ с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом. Управление СЭЗ «Туманган» должно быть совместным с передачей юрисдикции международному консорциуму, созданному участниками проекта. Отметим, что в его реализации заинтересованы и такие страны, как Япония, Южная Корея, Монголия, США и Канада.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта международной СЭЗ оценивается в 10—15 млрд долл. США. В стратегии регионального развития проекта «Туманган» предполагается сделать акценты на создание промышленной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Информация о работе Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России