Современные тенденции и проблемы торговли Дальнего Востока России с Китаем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных тенденций и проблем торговли Дальнего Востока России с Китаем на современном этапе.

В соответствие с целью работы поставлены следующие задачи:

- рассмотрение настоящего состояния российско- китайской торговли в целом;

-определения места и роли ДВР во внешнеторговом обороте России и Китая, выявление основных тенденций торговли;

-выявление существующих проблем и выдвижение предложений по их решению.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Основные тенденции торговли Дальнего Востока России

с Китаем на современном этапе

1.Состояние российско-китайской торговли в целом 5
1.2 Место Дальнего Востока во внешнеторговом обороте двух стран 12

Глава 2. Существующие проблемы торговли ДВР с Китаем

и предполагаемые пути их решения

1.Проблемы торговли ДВР с Китаем 21
2.Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли 25
Заключение 34

Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая (торговля ДВР с Китаем).docx

— 417.97 Кб (Скачать файл)
 

Источник: рассчитано по данным таможенной статистики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Существующие проблемы  торговли ДВР с  Китаем и предполагаемые пути их решения

     2.1  Проблемы торговли  ДВР с Китаем 

     Несмотря  на то, что в торговле Дальнего Востока с Китаем в последние годы наблюдается положительная динамика, накопившиеся к настоящему времени проблемы существенно ограничивают возможности ее дальнейшего развития.    

       К числу наиболее важных проблем следует отнести:

    • Узкая номенклатура экспорта региона.

     В настоящее время набор экспортируемых в Китай товаров выглядит довольно ограниченным; более того, за последнее десятилетие произошло заметное сокращение числа экспортируемых товаров. Несмотря на сохраняющиеся благоприятные возможности для экспорта традиционных видов дальневосточной продукции (прежде всего лесных материалов, цветных и черных металлов, энергоносителей), перспективы наращивания объемов их экспорта в Китай будут зависеть исключительно от их ценовой конкурентоспособности. Стабильный рост экспорта в традиционных направлениях могли бы обеспечить более существенные инвестиции (в том числе и иностранные) в соответствующие производства. К сожалению, серьезных, непосредственных предпосылок к этому пока нет.

    • Нерациональность структуры приграничной торговли, в которой характер российских и китайских закупок товаров прямо противоположен.

     Импорт  Китая из России, состоящий из сырья, промышленной продукции, в том числе  строительных материалов, удобрений, носит  исключительно производственный характер. В отличие от этого импорт России из Китая состоит из готовой одежды, обуви, продовольствия и отчасти бытовой электроники, т.е. в основном товаров потребительского назначения. Подобная направленность импорта снижает роль внешней торговли в экономическом развитии этих регионов. Однако вывод некоторых исследователей о том, что характер приграничной и региональной торговли в целом более благоприятен для Китая, чем для России, является преждевременным, так как не учитывает всей совокупности факторов приграничного сотрудничества. Среди них особое место должен занимать анализ влияния на экономику приграничных регионов сохраняющегося в течение длительного времени положительного сальдо торгового баланса.

    • Наличие «народной» торговли.

     Одна из острых проблем заключается в том, что китайская сторона продолжает делать ставку на развитие "народной" или "челночной" торговли, при которой физическими лицами перевозятся крупные партии товаров. Такая примитивная форма торговли приводит к утечке поступления налогов в бюджеты всех уровней, невозможности контроля за технологическим процессом изготовления товаров, определения подлинности сертификатов качества и безопасности на ввозимые товары.3

     По  оценкам китайской стороны, масштабы теневой торговли в китайско-российской народной торговле оцениваются примерно в 8-10 млрд. юаней. По оценкам, в 1990-х гг. на долю челночной торговли приходилось 15%, а в импорте продовольствия она достигала 50%. В начале XXI в. на смену челнокам пришли так называемые «помогайки», совокупный ущерб государству от деятельности которых, по подсчетам сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, составлял ежедневно 20 млн. руб.

    • Противоречивость статистических оценок динамики торгово-экономического сотрудничества двух стран.

     Эта проблема отчасти объясняется различиями в методиках статистического учета, наличием нарушений законодательства в экспортно-импортной сфере, а также существованием института «приграничной торговли». Россия, в силу протяженности границы, является основным партнером Китая в приграничной торговле. Тем не менее, несмотря на большие объемы и важное значение для сопредельных регионов, значительная часть этого вида торговой деятельности российской официальной статистикой никак не учитывается.

     Недоучет  приграничной торговли, наряду с другими  обстоятельствами, ведет к искаженной оценке не только объемов, но и тенденций  внешней торговли между двумя странами в целом. Так, если, по российским оценкам, объем товарооборота между двумя странами в 2007 г. составил 39 573,25 млн. долл., то по китайским — 48 154,78 млн. долл. (расхождение на 21,6%). Аналогичная ситуация имела место и во все предыдущие годы.

     Китайские данные свидетельствуют о том, что  взаимная торговля не только осуществляется в гораздо больших объемах, но и развивается динамичнее, чем об этом говорит российская статистика. Следовательно, реально Китаю может принадлежать большая, чем это принято считать, доля в структуре внешнеэкономических связей России в целом, и Дальнего Востока в частности. Так, по данным за 2007 г., в структуре импорта РФ доля КНР составляет, по российским данным, 7,6%, а по китайским — почти в 2 раза больше — 14,3%. Китайская внешнеторговая статистика отдельно не выделяет связи с Дальним Востоком России, но по некоторым оценкам, реальные темпы роста товарооборота региона с КНР в 2—3 раза превышают темпы роста его товарооборота с другими зарубежными странами.

     Еще важнее, что расхождения существуют в оценке тенденций развития торговли. Так, Россия и Дальний Восток на протяжении всей истории двусторонних отношений имели положительное сальдо в торговле с Китаем, что служило доказательством эффективности развития торгового сотрудничества России с КНР. Однако, по китайским данным, положительное сальдо России не только значительно меньше, но и демонстрирует отличную от российских данных тенденцию к снижению.4

    • Отсутствие федерального закона о приграничной торговле.

       Словосочетание «приграничная торговля», заявления о ее исключительной важности для России, как и признание государством проблем приграничной торговли, присутствуют во многих политико-правовых документах. Однако законодательная база России по вопросам приграничной торговли не сформирована даже по наиболее важным направлениям. Прежде всего, в российском законодательстве отсутствуют правовые определения и другие законодательно установленные характеристики понятий «приграничная торговля», «территория приграничной торговли», «приграничные народные рынки», а также других понятий, часто используемых в действующих межправительственных российско-китайских соглашениях».

    • Несовершенство транспортно-логистических связей приграничных территорий.

     Приграничные  транспортные связи в настоящее время осуществляются через специально оборудованные пункты пропуска (ПП). В ДВФО их 21, они подразделяются на речные (РПП), автомобильные (АПП), железнодорожные (ЖПП) и аэропортовые (АэрПП).

     Территориально  они располагаются следующим  образом: Амурская область – 5 (4 РПП, 1 АэрПП), Еврейская автономная область  – 3 РПП, Приморский край – 8 (5 АПП, 2 ЖПП,1 АэрПП), Хабаровский край – 5 (1 АПП, 3 РПП, 1 АэрПП).

     Рост  грузооборота сдерживает то, что большинство  перечисленных пунктов пропуска не отвечает международным требованиям. В большинстве пунктов не проводится модернизация, реконструкция причальных сооружений, не приобретаются суда речного флота и типа река–море.

    • Неразвитость сети корреспондентских связей между банками России и Китая.

Значительная  часть расчетов по двусторонним сделкам  осуществляется через банки третьих  стран, в основном через банки  США, что замедляет  оборачиваемость  денежных средств, ведет к удорожанию услуг для клиентов.

     Также существуют такие проблемы, как неразвитость инфраструктуры взаиморасчетов, преобладание наличных платежей, нарушающих российское и китайское законодательство, низкое качество товаров, ненадежность партнерских  взаимоотношений, информационного  обеспечения, несовершенство страхового и арбитражного обслуживания. В числе  негативных явлений, в которых участвуют  китайские граждане, – производство и реализация контрафактных товаров, незаконные валютно-финансовые операции, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, браконьерство, скрытые формы торговли и др.  

    1. Основные  пути решения проблем  и перспективы  взаимной торговли
 

       У государства по-прежнему отсутствует  понимание роли и места Китая  в современной истории России, алгоритма использования потенциала  и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного  сотрудничества и др.

     Необходимо  на федеральном уровне ускорить процесс  заключения соглашения о приграничном сотрудничестве между РФ и Китаем, которое разрабатывается уже  много лет. По сути, регионы работают, основываюсь на принятой в 2002 году Концепции  приграничного сотрудничества РФ, определяющей самые общие принципы. Но там нет  важнейших правовых формулировок, например понятия «приграничная территория». Пора принять федеральный закон  о СЭЗ. Это позволит на местах создавать  и развивать локальные приграничные торговые зоны с последующей их трансформацией в более сложные формы –  экспортно-производственные, комплексные  технопарки и др.

     Большие надежды по обе стороны границы  возлагались на создание "свободных  экономических зон", которые, как  известно, прекрасно функционируют  в Китае. Широко обсуждался Туманганский (Тумэньцзянский) проект, задуманный под  эгидой ООН и предусматривавший  создание огромной свободной экономической  зоны на стыке границ России, Китая  и КНДР. Оценка стоимости создания в устье реки промышленной и перерабатывающей зоны составила 30 млрд. долл. Однако пока дальше открытия и закрытия в октябре 1994 г. нью-йоркского представительства проекта, которое полностью израсходовало свой бюджет в 3,5 млн. долл. только на переговоры и консультации, дело не пошло. Ни одна из трех стран, по границам которых протекает река, не предложили новых финансовых средств для поддержания проекта. Власти Приморья, недовольные политикой центра, сегодня достаточно равнодушно относятся к идее создания этой свободной экономической зоны.

     Наконец, назрела необходимость заключить  между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный  товар как российского  перевозчика (водителя), так и таможенных органов  и грузоотправителей КНР, выпустивших  товар на сопредельную сторону.

     Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в торговле и нормализации хозяйственной деятельности. Предлагается обеим сторонам совместными усилиями решить следующие проблемы:

     1. Китайская сторона должна усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных предприятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые форумы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправительственными торговыми организациями, способствовать более тесному сотрудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских предпринимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров.

    2. Российская сторона должна приложить усилия для укрепления общественного порядка и преодоления ксенофобских настроений, совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить законные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрократический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков, нормализовать методы торговли и хозяйственный порядок, совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в    области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, отмывание денег путем отправки их заграницу, шантаж и вымогательство, строго следовать предписаниям закона пресекать мошенничество и нелегальные каналы торговли.

     3. Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, совместно обеспечивать нормальный порядок двусторонней торговли, развивать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соответствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров, создать систему межбанковского кредитования и систему кредитования под поручительство предприятий, активно способствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких технологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных компаний в приоритетных для каждой страны отраслях. Усилить трехстороннее сотрудничество таможенных органов, пограничных войск и уголовной полиции обеих стран, пресекать различные незаконные сделки и деятельность пересекающих государственную границу транснациональных криминальных группировок.

Информация о работе Современные тенденции и проблемы торговли Дальнего Востока России с Китаем