Привлечение иностранных инвестиций в России: оценка ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли инвестиций в развитии экономики РФ на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды инвестиций;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
отметить особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России.

Содержание работы

Введение
3
2.
Инвестиции: основные понятия и виды
5
3.
Структура и динамика иностранных инвестиций в России
9
4.
Экономические санкции и их влияние на инвестиционный климат России
17
5.
Методы привлечения иностранных инвестиций
21
6.
Заключение
28
7.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Привлечение иностранных инвестиций в России. Оценка ситуации.docx

— 238.93 Кб (Скачать файл)

Согласно данным Росстата, в 2013 году общий приток прямых инвестиций в Россию вырос почти на 40% до 26,118 млрд. долларов (в 2012 году этот показатель составлял 18,666 млрд. долларов), при этом доля инвестиций офшорного происхождения составила около 41,35% (в 2012 году эта доля была чуть меньше – 40,59%). Как и в 2012 году, лидером среди офшорных юрисдикций, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику, стал Кипр (на долю инвесторов из этой страны более 89% от всего объема офшорных инвестиций). Среди других офшорных территорий, вносивших в течение 2013 года вклад в приток прямых инвестиций в Россию, можно отметить Британские Виргинские острова, ОАЭ, Багамские острова, остров Джерси и Сейшельские острова. Как и в 2012 году, вклад офшоров в общий приток прямых инвестиций значительно варьируется для различных регионов России. В Дагестане, Калмыкии, Тыве и Чукотском АО приток прямых инвестиций в 2013 году на 100% был создан инвесторами, зарегистрированными в офшорных зонах. При этом сразу в восьми субъектах федерации в 2013 году вклад офшорных зон в общий приток прямых иностранных инвестиций оказался нулевым, что может свидетельствовать о том, что все прямые инвестиции в этих регионах являются результатом не «круговорота капитала», а реальной заинтересованности иностранных инвесторов [17].

Общий приток прямых иностранных инвестиций в Россию за вычетом офшорных инвестиций составил в 2013 году 15,262 млрд. долларов (для сравнения, в 2012 году – 11,090 млрд. долларов). Это достаточно позитивный результат для российской экономики, говорящий о том, что рост прямых иностранных инвестиций происходит не только за счет офшоров. Вклад десяти основных стран-инвесторов в общий приток ПИИ в Россию без учета офшоров по итогам 2013 года представлен на рисунке 5.

Рис 5. Основные страны-инвесторы по итогам 2013г.

По итогам 2013 года компании из Германии укрепили свою роль ведущих иностранных инвесторов на территории России. Доля Германии в общем притоке прямых иностранных инвестиций без учета офшоров достигла 26% (для сравнения, в 2012 году эта доля составляла чуть менее 16%). Еще одной страной, нарастившей в 2013 году инвестиционную активность в России, стала Япония (доля в общем притоке иностранных инвестиций без учета офшоров – более 6,7%). Второе место в списке крупнейших зарубежных прямых инвесторов в российскую экономику занимают Нидерланды (доля – более 20,3%), при этом ситуация с нидерландскими прямыми инвестициями, как и прежде, двойственная. Значительная часть инвестиций из этой страны является результатом деятельности холдинговых компаний, зарегистрированных в этой стране российскими собственниками, однако наряду с ними существует целый ряд вполне реальных нидерландских компаний, инвестирующих в российскую экономику. Всего на долю десяти стран-лидеров приходится более 85% от суммарного притока прямых иностранных инвестиций без учета офшоров в 2013 году [17].

Еще одной проблемой, связанной с прямыми иностранными инвестициями, является неоднородность их распределения между регионами России. Объем прямых иностранных инвестиций может выступить в роли индикатора инвестиционной привлекательности регионов только в случае исключения из общего притока вложений, осуществляемых из офшорных зон.

На рисунке 6 приведены доли в общем притоке прямых иностранных инвестиций без учета офшоров десяти крупнейших по абсолютному значению притока ПИИ регионов-реципиентов.

Рис. 6. Основные регионы-реципиенты по притоку прямых иностранных инвестиций в 2013г.

Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье и регионы, в которых расположены нефтегазовые месторождения (Сахалинская область, Ямало-Ненецкий и Ненецкие автономные округа) по-прежнему остаются ключевыми «центрами притяжения» прямых иностранных инвестиций.

Наряду с ними значительные объемы инвестиций привлекли также Приморский край и некоторые регионы европейской части России. Всего на долю десяти наиболее активно привлекающих иностранных инвесторов регионов приходится около 74% от общего притока прямых инвестиций без учета офшоров в 2013 году.

Крупные проекты с участием иностранного капитала реализуются в российских регионах достаточно редко: иногда речь идет лишь об одном-двух проектах в течение календарного года. Результатом такой тенденции является высокая волатильность показателя притока ПИИ. В 2013 году сразу в нескольких регионах России (в частности, в Тульской, Новгородской, Тамбовской и Кемеровской областях) был отмечен рост годового притока ПИИ без учета офшоров в десять и более раз. В других регионах, напротив, в 2013 году произошло резкое снижение. Например, в Смоленской области годовой приток ПИИ без учета офшоров снизился более чем на 98%, а в Республике Тыве — на 100%, до нуля [13].

На трех верхних позициях, как и годом ранее, расположились типичные «сырьевые» регионы, в которых основная часть ПИИ направляется в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых. В каждом из этих субъектов на протяжении уже нескольких лет реализуются крупные инвестиционные проекты с участием международных нефтегазовых компаний.

Калужская область является наиболее ярким примером «несырьевого» регионами с благоприятным инвестиционным климатом. Калужской области удается сочетать ряд базовых стратегических преимуществ (среди которых важнейшее место занимает близость к Москве и основным транспортным магистралям) с благоприятным инвестиционным климатом, который обеспечивается благоприятным региональным законодательством и последовательной инвестиционной политикой, проводимой администрацией области. Еще одним фактором успеха Калужской области является хорошо узнаваемый в инвестиционном сообществе бренд региона.

Основными инвесторами в Приморском крае являются компании из Японии, что связано прежде всего с географическим положением региона, удобным с точки зрения бизнес-интересов японских инвесторов.

Перечень аутсайдеров по уровню прямых иностранных инвестиций в 2013 году практически не изменился. Иностранные инвесторы по-прежнему избегают депрессивных регионов. Активная государственная политика, направленная на повышение инвестиционной привлекательности ряда регионов Сибири и Северного Кавказа, пока не дала видимых результатов. В 2013 году во всех республиках СКФО, кроме Северной Осетии, был вновь зафиксирован нулевой приток ПИИ без учета офшоров. Северной Осетии удалось вырваться из «нулевой зоны» рэнкинга за счет привлечения инвесторов из Ирана. Калмыкия, Хакасия, Тыва и Чукотский АО также не смогли привлечь в 2013 году иностранных инвестиций [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ

 

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Ситуация на Украине, приведшая к угрозам Запада о введении санкций против России, затронула важный вопрос: а насколько чувствительна наша страна к экономическим санкциям, какой урон они могут нанести российской экономике.

В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. В торговом балансе страны главными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ(13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из них — Китай и Германия. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер [16].

В одном из ведущих международных исследований, посвященных прямым иностранным инвестициям – индексе доверия прямых иностранных инвестиций A.T. Kearney, в 2010 году Россия занимала только 18 место, по итогам 2013 года вплотную приблизилась к десятке лидеров, заняв 11 место, а в 2014 году страна даже не вошла в список 25 стран, которые являются самыми популярными направлениями для иностранных инвестиций. "В современной глобальной экономике страны конкурируют между собой за привлечение инвестиций. Наличие условий, благоприятных для ведения бизнеса и гарантирующих правовую и политическую стабильность, является колоссальным преимуществом для потенциальных инвесторов. Риск ужесточения санкций привел к сокращению притока иностранного капитала и заставил многих пересмотреть свои инвестиционные планы. Инвестиции в Россию упали на 4% в I квартале этого года, тем самым снизились до минимальных за всю историю значений в сравнении с другими развивающимися рынками. Иностранные инвесторы переключают внимание на рынки с более надежным уровнем доходности”, - комментирует итоги исследования Пер Хонг, управляющий партнер A.T.Kearney в России [17].

Приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом. 3 марта управление торгового представителя США объявило, что прерывает переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций до разрешения конфликта вокруг Украины. Сомнительно, что Европа способна на аналогичные и столь же категоричные меры, так как через европейские офшоры проходит значительный поток инвестиций как из России в Европу, так и наоборот. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором — на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12% идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%) [16].

Вашингтон уже пригрозил введением санкций против российских банков, замораживанием счетов российских частных инвесторов и государственных компаний. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления. Европарламент обсуждал аналогичные ограничительные меры в отношении активов российских чиновников. Тут нужно вспомнить, что после «дела Магнитского», когда США заморозили счета фигурантов этого дела, в России вступил в силу запрет чиновникам на владение счетами в иностранных банках (май 2013 года). Но на имущество данный закон не распространяется, поэтому рычаги давления у Европы и США сохраняются. Сложнее с частными активами, общий объем которых неизвестен. Тут остается посоветовать только одно — хранить средства в отечественных банках, не выводить их из российской экономики: заодно и стране их хозяева помогут, и себя обезопасят от внешнеполитических рисков.

Применять экономические санкции невыгодно и Америке. По некоторым оценкам, объём российских госсредств, находящихся на счетах в США, составляет около 400 миллиардов долларов. Россия — это крупнейший держатель долларов США, а следовательно, замораживать российские активы — опасное решение для американской валютной системы, которое могло бы вызвать цепную реакцию и существенно ослабить доверие рынка к американской валюте. Поэтому самым вероятным решением может стать заморозка счетов частных инвесторов, а здесь уже будет включен механизм лоббирования частных интересов как в США, так и в России.

Экономические санкции — это явление обоюдное, поэтому и Россия также в ответ на угрозы со стороны Запада ввела ограничительные меры. Традиционно российские санкции проходят через ведомство Роспотребнадзора, которое оказывает давление на неугодные страны посредством запрета поставок отдельных товаров.

Президент России был наделен полномочиями о применении экономических санкций еще в 2006 г., когда был принят закон «О специальных экономических мерах», согласно которому они «применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации». Но в этом законе прописаны далеко не все возможные меры, поэтому новые инициативы со стороны российских законодателей призваны расширить исходный список. Так, Совет Федерации разрабатывает законопроект, предусматривающий конфискацию имущества, активов и счетов европейских и американских компаний, включая частные, в случае применения санкций к России.

Вводить экономические санкции против России невыгодно, так как здесь переплетаются интересы частного бизнеса и власти. Точечно воздействовать на Россию возможно, но в таком случае последует ответная реакция со стороны России через Президента или Роспотребнадзор, который традиционно выполняет карающую функцию. Однако в то же самое время не стоит забывать, что, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Россия остается к ним уязвима, и в эту зависимость мы вогнали себя сами, когда перестали поддерживать обрабатывающую промышленность и перешли на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Привлечение иностранных инвестиций остается одним из главных условий обеспечения необходимых темпов экономического роста, формирования доходной части бюджета, решения социальных задач. Повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов - одна из наиболее актуальных задач экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Это логично, ведь добиться увеличения конкурентоспособности несырьевых отраслей, равно как и устойчивого развития нефтегазового сектора, невозможно без создания условий для стабильной работы зарубежных компаний на территории РФ. Так, в 2008 году был принят закон о порядке осуществления инвестиций в так называемые «стратегические» отрасли, в число которых парламентарии включили, в частности, военно-промышленный комплекс, добычу углеводородов и средства массовой информации. В общей сложности к этой категории было отнесено 42 сектора, инвестировать в которые оказалось можно лишь с позволения специального комитета правительства, возглавляемого премьером [15].

В декабре 2013 года под эгидой Министерства регионального развития Российской Федерации создано национальное инвестиционное агентство «Инвестируйте в Россию», основными целями которого является привлечение иностранных инвесторов и продвижение инвестиционного имиджа России. Во многих регионах России также созданы организации, ответственные за работу с иностранными инвесторами. Однако далеко не всем регионам удалось выстроить эффективную системную работу по привлечению иностранных инвестиций. Методика, лежащая в основе данного аналитического обзора, позволяет выделить наиболее успешные с этой точки зрения регионы и оценить основные причины их успеха.

Одним из решений для регионов, сталкивающихся с проблемой недостаточной инвестиционной активности, может стать взаимодействие с азиатскими инвесторами. В то время как европейские компании предпочитают вести бизнес в регионах европейской части России, инвесторы из Китая и Японии все чаще входят в регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. В частности, китайские инвесторы наращивают активность в приграничных регионах России. Благодаря активным вложениям инвесторов из Китая в экономику таких регионов как Забайкальский край, Еврейская АО и Амурская область, этим субъектам удалось войти в число 30 наиболее успешных по уровню инвестиций регионов. При этом абсолютный приток прямых инвестиций из Китая в эти регионы вырос в 2013 году в несколько раз, а относительная доля китайских инвестиций в общем притоке составляет в этих регионах 95,9% [7].

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в России: оценка ситуации