Особенности функционирования свободных экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:51, реферат

Описание работы

Объектом работы являются особенности функционирования свободных экономических зон.
Предметом данной работы является свободные экономические зоны.
Цель работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон на территории РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и история создания свободных экономических зон 4
1.2 История создания свободных экономических зон 9
1.3 Офшорные зоны как вид СЭЗ 14
2. Особенности функционирования свободных экономических зон в РФ 21
2.1 Свободные экономические зоны в РФ 21
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в РФ 28
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

геоэк2.docx

— 121.87 Кб (Скачать файл)

     Развитие офшорных зон как частей территорий с особым способом хозяйствования, благоприятных в налоговом отношении, всегда сопутствовало развитию торговли и предпринимательства. Финикийские и греческие купцы пытались избежать импортно-экспортных сборов, которые взимали Афины. Столица Первого Афинского морского союза – остров Делос – был центром свободной торговли. Соседние с материком острова представляли собой убежища для безналоговой торговли

     Английские купцы в XV в. предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии – процветающем международном коммерческом центре, а не на родине с ее высокими уже тогда пошлинами и налогами. В качестве прототипов офшорных зон выступали также города Ливорно и Триест (XVII в.), а также город Шибеник.

     Развитие офшорного бизнеса было также связано с бурным ростом мореплавания. Британские моряки для прорыва морских блокад, эмбарго и запретов поднимали на своих кораблях флаги других стран, чтобы благополучно войти в запретные порты назначения.

Затем выгоды смены флага  были оценены во времена "сухого закона" в США и многочисленных ограничений в европейском мореплавании между двумя мировыми войнами. В 1925 г. Панама первой среди многочисленных стран "удобного флага" ввела льготный режим приписки судов и налогообложения  фрахтовых операций в открытом море. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны.

     Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющуюся центром обмена денег. В XVIII в. Городской Совет Женевы принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского Совета.

     США имеют историю уклонения от уплаты налогов еще с XVIII в. Для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку. В XVIII в. появились зоны свободной торговли в Гибралтаре и Бангкоке.

     В Европе первым историческим прецедентом офшорной зоны был город Кампионе, спонтанно ставший таковым после отказа Швейцарии и Италии от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом. Город и сейчас представляет собой итальянский анклав на территории Швейцарии. Его иногда называют даже итальянским Монако.

     В 30-е гг. XX в. возникли офшорные юрисдикции на территории Люксембурга и Нидерландских Антильских островов.

     Свою роль в развитии офшорных зон сыграла необходимость "отмывания" денег, "запачканных" во время Второй мировой войны. Многие большие корпорации, занимавшиеся во время войны махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать свои доходы. Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера, также не исчезли, а наоборот, приумножались и были вынуждены легализовываться.

     После окончания войны многие правительства стали пересматривать свое налоговое законодательство в сторону увеличения налогового бремени. Естественно, что многие промышленные гиганты не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли.

    В 60-х гг. XX в. к ним прибавились английские налогоплательщики, которые стремились минимизировать свои налоговые платежи, доходившие до 80-90% от доходов. Так получили толчок в развитии множество бывших английских колоний или до сих пор зависимых территорий. Путем негласных договоренностей законодательство этих стран было приведено к максимальной либерализации налогового бремени и валютного контроля. В эти страны были инвестированы немалые капиталы, например в средства телекоммуникаций и т. п.

     Рост транснациональных корпораций (ТНК) и развитие международных рынков ссудных и производительных капиталов, а также научно-технический прогресс сыграли в развитии офшорного бизнеса решающую роль. В свое время британский Foreign Office даже специально рекомендовал островам Тюрке и Кайкос превратиться в налоговый рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый экономический рост.

Даже развитие холодной войны  сыграло на руку этому бизнесу. Для  создания военных баз требовались  как раз территории Карибского и  Тихоокеанского бассейнов. Так была автоматически решена задача охраны офшорных зон, в которых со временем скапливалось огромное количество коммерчески  значимой информации.

      Бум в создании офшорных центров начался в 70-х гг. XX в. А уже к середине прошлого десятилетия во всём мире существовало около 65 офшорных центров. В Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе – 17, в Азии – 12, в Океании – 7, в Северной Америке – 5, в Африке – 4, в Австралии – 1 центр. Около 70% всех офшорных центров создано в развивающихся странах и регионах, остальные – в промышленно развитых государствах.

     Офшорные юрисдикции можно подразделить на три вида: стопроцентные офшорные зоны, страны со льготным налогообложением и административно-территориальные образования.

     Стопроцентные офшорные зоны чаще всего известны как "налоговые гавани" или "налоговые убежища" (tax haven). Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские, Британские Виргинские, Каймановы, Багамские острова, острова Джерси и Гернси, Либерия, Панама и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести ежегодный фиксированный сбор в казну.

     Ко второму виду относятся страны со льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. Кроме офшорных компаний тут существуют и обычные, ведущие деятельность на территории регистрации. Для того чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно следует ежегодно проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль осуществляется более жесткий, чем в случае с налоговыми гаванями, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Примером таких зон являются Кипр, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн и др. Кипр иногда выделяют отдельно в качестве нетрадиционной офшорной юрисдикции.

     Третий вид – это административно-территориальные образования, в которых действует офшорный режим. Характерно для стран с федеральным устройством (США, Великобритания, Канада, РФ и др.). В этой связи стоит упомянуть внутренние офшорные зоны США – штаты Делавэр, Невада и Вайоминг; Швейцарии – кантоны Нематель, Фрибург и Цуг; Канады – провинция Нью-Брансвик; Великобритании – острова Мэн, Гернси и Джерси; португальский остров Мадейра; малайзийский Лабуан, а также российские – Калмыкия, города Углич, Смоленск. Правильнее было бы назвать их квазиофшорными, потому что федеральными (конфедеральными) налогами нерезидентные компании в таких зонах все же облагаются. Гонконг и Кампионе являют собой пример офшорных зон на территории унитарных государств.

     Вид офшорной деятельности определяет организационно-правовую форму офшорной структуры, а она, в свою очередь, определяет офшорные юрисдикции, в которых их следует создавать.

     В число офшорных финансовых центров входят: Каймановы острова (принадлежат к пятерке финансовых центров мира) и другие острова Карибского бассейна, Панама, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Гонконг, Сингапур, Швейцария. Причем основной мировой тенденцией современности является снижение доли банковских учреждений и быстрый рост создания кредитно-финансовых учреждений. Это связано с быстрым сроком регистрации, возможностью выбора престижных юрисдикции, а также в несколько раз меньшими по сравнению с лицензированным банком их стоимостью и величина ежегодных расходов по поддержанию структур. Для банковского обслуживания физических лиц используются австрийские компании, а услуги по налоговому планированию для них предоставляют компании в Монако, называемом иногда "убежищем для богатых".

 

 

2. Особенности  функционирования свободных экономических  зон в РФ

2.1 Свободные экономические  зоны в РФ

     Анализ отечественных программ создания и развития СЭЗ показывает, что в них закладывается соотношение "собственные – зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные финансовые обязательства, так и иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что приведёт к хроническому недофинансированию программ развития.

     Следует подчеркнуть также, что иностранные капиталы "перетекают" в СЭЗ не для "поднятия" экономики России, а ради получения сверхприбылей. При этом, чем более стабильна и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма прибыли, являющаяся привлекательной для инвестора. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать и в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. В связи с этим возрастает опасность проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт если не к полному срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.

     Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Характерна и проблема отечественной "оффшорной" зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.

     К финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.

     Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:

1. неразвитость инфраструктуры  и промышленности;

2. разрыв и перераспределение  хозяйственных связей предприятий,  отсутствие защиты отечественных  товаропроизводителей на международном  рынке со стороны государства;

3. наличие на пути развития  свободного предпринимательства  препон бюрократического и –  криминального характера, в том  числе коррумпированность чиновников;

4. проблема уровня квалификации  российских кадров, как рабочих,  так и управленческих, проблема  отсутствия опыта;

5. одна из важнейших  и определяющих проблем – проблема  доверия к власти.

     При перечислении социально-экономических проблем российских СЭЗ не следует забывать и о том, что у каждой зоны есть также собственные, индивидуальные, которые, впрочем, перекликаются как с общими для всех СЭЗ, так и с общегосударственными. Проблема высоких транспортных расходов является общей для СЭЗ Калининградской области и Находки в виду их определённого географического положения. При этом она напрямую зависит от общегосударственной проблемы высоких тарифов на транспортные перевозки. Среди индивидуальных проблем можно отметить также дефицит энергоносителей в некоторых СЭЗ, недостаточность собственной сырьевой базы, экономические проблемы крупных градообразующих предприятий, неконкурентоспособность отечественных товаров в условиях беспошлинного импорта и многие другие.

     Обозначенный спектр проблем, сопровождающих развитие и функционирование СЭЗ в России был бы неполным без упоминания об их геополитическом аспекте. Учитывая нестабильность политической обстановки, как внутри страны, так и за её пределами, есть основания для возведения таких проблем в число ведущих.

     Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических решений, согласованность в действиях властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться отрицательно на развитии зон. Борьба за расширение региональных льгот в ущерб другим субъектам Федерации сказалась на росте сепаратистских настроений, нагнетании напряжённости в отношениях между центром и регионами.

     Проблема использования идеи СЭЗ в интересах узких лоббистских групп, накопления за её счёт политического капитала некоторыми чиновниками на местах приводит к дискредитации в целом прогрессивного начинания. Дело в том, что в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон был использован руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру. В преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, а затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже – со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня идея создания СЭЗ все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

Информация о работе Особенности функционирования свободных экономических зон в РФ