Модели экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2010 в 19:18, Не определен

Описание работы

Актуальность выбранной темы налицо, т.к. перед Казахстаном в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

    2.2 Многофакторная модель экономического роста

 

Взаимодействие  ресурсов хорошо выражается кривой производственных возможностей (рис.1).

Увеличение  объема ресурсов и повышение их качества за счет НТП приведет к смещению кривой производственных возможностей из положения АВ в положение CD. Если кривая производственных возможностей АВ (или CD) рассчитана с учетом нормативного использования производственных мощностей, то ее можно назвать номинальной кривой. Реальная кривая будет находиться внутри кривой АВ (или CD), так как на практике не бывает полного использования ресурсов экономического роста, что нетрудно видеть из анализа табл. 1

    I

      C

         A

    
 

    

        B     D        II

         

  рис. 1. Кривая производственных возможностей. 

  Указанные выше ресурсы можно также именовать  ресурсами непосредственного воздействия на экономический рост. Есть большое количество ресурсов, которые воздействуют на него косвенно. Так, спрос на продукцию и услуги во многом зависит от величины и динамики заработной платы. Ее реальная величина определяется борьбой между рабочими и предпринимателями в ходе заключения коллективных договоров, фискальной политикой государства, а также склонностью населения к сбережению и накоплению, структурой потребительского бюджета и т.п. В нашей стране в условиях административно-командной экономики государство не считалось с этими обстоятельствами, что существенно искажало планирование и прогнозирование. Другой пример. Использование капитала и в целом производство в огромной степени зависят от уровня предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, является функцией образованности, таланта, смелости и других качеств менеджеров.

  Все вышеизложенное описывает многофакгорную модель экономического роста. По расчетам Э. Денисона, за период 1929— 1982 гг. реальный вклад в прирост ВНП каждого из основных ресурсов представляет следующую картину: 

Таблица 2. Вклад факторов экономического роста в его прирост

    Факторы Величина вклада данного фактора в прирост  ВНП, %
    Прирост затрат  труда 32
    Рост  производительности труда 68
    НТП 28
    Затраты капитала 19
    Образование и профподготовка 14
    Экономия  на масштабах производства 9
    Улучшение распределения ресурсов 8
    Законодательно- институциональные и другие факторы -9
 

  В табл. 2 арифметическая сумма составных  компонентов роста производительности труда равна 78% и, таким образом, превышает 68%. Поэтому законодательно-институциональные факторы показаны со знаком “минус”. Так, в 70—80-х годах в США, в соответствии с новым природоохранным законодательством, были осуществлены крупные мероприятия по изменению технологических процессов и возведению очистных сооружений. Это привело к тому, что часто затрат, предназначенных на капитал (капитальные фонды), на НТП, использовалась на охрану природы, а не на увеличение ВНП.

  В СССР в результате невыполнения трех послевоенных пятилетних планов произошло замедление темпов экономического роста, причины которого были рассмотрены выше. Одновременно с падением темпов происходило и падение уровня эффективности общественного производства. Соответствующие данные приведены в табл. 3.

     С. Кон и Г. Шредер — эксперты  по советской экономике — подсчитали, что относительное и абсолютное падение эффективности советской экономики в целом, и особенно в промышленности, обусловлено снижением эффективности использования капитальных фондов и замедлением темпов роста производительности труда. В частности, по их расчетам, в 1960—1973 гг. среднегодовой темп роста эффективности на 1,5% слагался (алгебраически) из прироста-производительности труда (на 3,7%) и падения фондоотдачи среднегодовым темпом 3,2%; для 1973—1978 гг. соответствующие показатели составили 0,3 и 2,3 и — 4,5%. По расчетам Шредера, для советской промышленности в 1971—1975 гг. соответствующие показатели составляли: 1,3; 4,4 и — 2,6; в 1976—1980 гг. соответственно: — 0,8, 1,9 и — 4,2%; в 1981—1982 гг.: — 1,1; 1,7 и — 4.7%. 

Таблица 3. Темпы прироста ВНП, основных производственных фондов (капитальных фондов) и эффективности производства в СССР, 1971—1985 гг., %

Годы Темпы прироста ВНП Эффективность Прирост основных производственных факторов
все факторы Труд капитал земля
Среднегодовые темпы прироста
1971-1975 3,0 -1,3 4,3 1,7 8,0 0,1
1976-1980 2,3 -1,2 3,6 1,2 6,9 -0,1
1981-1985 1,9 -1,0 3,0 0,7 6,2 -0,2
Годовой прирост
1981 1,3 -1,8 3,2 0,9 6,4 -0,1
1982 2,7 -0,4 3,2 1,0 6,3 -0,1
1983 3,2 -0,1 3,0 0,7 6,3 0,1
1984 1,5 -1,0 2,9 0,5 6,3 - 0
1985 0,8 -1,8 2,6 - 0,4 5,8 - 0
 
 

    2.3 Двухфакторная  модель экономического роста 

 Выше была рассмотрена многофакторная модель экономического роста СССР. В теории и на практике приходится встречаться с двухфакторными моделями, в которых фигурируют лишь труд и капитал. Рассмотрим сценарии построения двухфакторных моделей. В первом НТП не учитывается, во втором — учитывается. В первом сценарии накопление капитала (при отсутствии НТП) при неизменных затратах приведет к уменьшению конечного предельного продукта, т.е. будет иметь место снижение конечной продуктивности. При рассмотрении кривой, называемой границей факторной цены (выражает соотношение между уровнем заработной платы и реальным (рыночным) уровнем процента, или уровнем дохода на капитал), мы видим, что с ростом капиталовооруженности труда (“углублением капитала”) уровень реального процента будет падать, а заработная плата будет расти. В первом приближении такая ситуация может показаться нереалистичной. Но близкая к описанной ситуация длительное время имела место в СССР, когда достижения НТП, с одной стороны, навязывались, а с другой — отвергались предприятиями государственного сектора в силу отсутствия нормальной рыночной экономики и, следовательно, отсутствия материальной заинтересованности в инновациях. На практике это приводило к бесполезным затратам больших средств, ибо новое оборудование нередко работало лишь в момент приема его комиссией, а затем оказывалось мертвым грузом на балансе предприятия, ухудшая его финансовые показатели.

  Как же обстоит дело во втором сценарии в условиях реального использования достижений НТП? В этом варианте труд и капитал более продуктивны. Больший доход может быть получен с теми же затратами труда и капитала. Инвестиции, влекущие за собой рост отдачи капитала, в теории и на практике отрицают закон-тенденцию нормы прибыли к понижению, о котором писал К.Маркс в третьем томе “Капитала”.

  Инвестиции  по-разному могут воздействовать на экономику производства. Одни обычно ведут к увеличению затрат капитала и обеспечивают экономию трудовых затрат, другие — к сокращению относительных вложений капитала. Если первые называются трудосберегающими, то вторые — капиталосберегающими. В результате их реализации происходит повышение заработной платы относительно прибыли. Нетрудно увидеть возможность и нейтральных вариантов, как бы промежуточных между двумя указанными. Со времен промышленной революции XVIII—XIX вв. преобладают инвестиции, направленные преимущественно на экономию относительных затрат труда. Такая тенденция, помимо повышения эффективности производства, позволяет решать многие социальные проблемы, связанные с условиями труда.

  Исходя  из современных исследований в области  теории экономического роста, можно предположить ряд вариантов экономического роста в функции инвестиций. Среди них — инвестиции в условиях отсутствия НТП, инвестиции с использованием НТП, инвестиции в условиях, когда использование достижений НТР позволяет в больших, чем ранее, масштабах экономить одновременно живой и овеществленный труд. Возможны и другие варианты. 

    3. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ

    3.1 Сущность  цикличности 

   Цикличность как экономическую  закономерность отрицают многие ученые-экономисты, например, лауреаты Нобелевской премии П. Самуэльсон, автор первого учебника “Экономикс”, В. Леонтьев, многие отечественные ученые. Однако жизнь торжествует, и цикличность приковывает внимание наиболее пытливых исследователей.

  Цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.

  Цикличность — это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах как минимум национальной экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и мировое хозяйство в целом. 

     3.2 Типы циклов  

   Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют волнами. Их трудно выделить из-за множественности их показателей, из-за временной размытости границ между ними. Так называемые длинные волны (циклы) имеют протяженность в 40— 60 лет. Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда англичанин Х. Кларк обратил внимание на 54-летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг. Он предположил, что это не случайно, что разрыв был объективно обусловлен. Существенный вклад в развитие теории длинных волн внес его соотечественник В. Джевонса, который впервые привлек статистику колебаний цен для объяснения нового для науки явления.

  Значительный  вклад в теорию цикличности внес К. Маркс. Он все внимание уделил изучению коротких волн, получивших в экономической  литературе наименование периодических циклов, или периодических кризисов перепроизводства. Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем, — что полностью согласуется с теорией цикличности.

  Упоминание  о долговременных флуктуациях можно найти в исследованиях нашего соотечественника М.Туган-Барановского. Теория цикличности получила свое отражение и в трудах русского ученого А. Гельфанда (Парвуса). Он сделал попытку доказать, что цикличность имманентна капитализму. Оригинальная статистическая обработка материала содержится в работах голландских ученых Я.Гельдерена и С.Фольфа. Новизна их исследований состояла и в том, что они рассмотрели технический прогресс в качестве фактора цикличности, а также сроки функционирования транспортной инфраструктуры. 

     3.3Длинные  волны Кондратьева  

    Не будет преувеличением утверждение,  что особое место в разработке теории цикличности принадлежит Н. Д.Кондратьеву. Признанием его заслуг в этой области служит то, что многие зарубежные ученые называют длинные волны его именем. Выпускник юридического факультета Петербургского университета, Н.Д. Кондратьев еще в 20-х годах открыл широкую дискуссию по проблемам длинных волн. Подлинно мировую известность принес ему доклад “Большие циклы конъюнктуры”, сделанный им на заседании ученого совета Института экономики в 1928 г. Исследования Кондратьева охватывают развитие стран Европы за 100—150 лет. В числе показателей конъюнктуры, исследованных им, — индексы цен, государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т.д. Большой научной заслугой нашего соотечественника следует считать понимание им вероятностного характера подхода при анализе статистических рядов показателей конъюнктуры. В результате исследований Кондратьев выделил следующие большие циклы (табл. 4). 

Таблица.4. Длинные волны в экономике

      Подъем Спад
      1789—1814 гг.  
      1814-1849 гг.

      1873-1896 гг.

      1849—1873 гг.
      1896—1920 гг.

Информация о работе Модели экономического роста