Модель Макгира - Олсона: модель «стационарного бандита»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2015 в 22:31, доклад

Описание работы

Мансур Олсон и Мартин Макгир являются ведущими американскими учеными в области социологии и экономики, они стали создателями концепции «стационарного» или «оседлого бандита», в которой имеется ряд доказательств, что для нормального существования и ведения хозяйственной жизни требуется стабильное правительство. В работах связанных с данной моделью Олсон рассматривал эффекты различных видов правительства, такие как тирания, анархия и демократия.

Файлы: 1 файл

Эссе- Дерябко Александра.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

Модель Макгира - Олсона: модель «стационарного бандита»

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

Мансур Олсон и Мартин Макгир являются ведущими американскими учеными в области социологии и экономики, они стали создателями концепции «стационарного» или «оседлого бандита», в которой  имеется ряд доказательств,  что  для нормального существования и ведения хозяйственной жизни требуется стабильное правительство. В  работах связанных с данной моделью Олсон рассматривал эффекты различных видов правительства, такие как тирания,  анархия  и демократия.  Он доказывал что «бродячего бандита» - под анархией, есть заинтересованность только в краже и разрушении, когда у «постоянного бандита», которого Олсон приписывал к тирану, есть мотив для поощрения уровня экономического успеха, причиной этому является желания быть у власти как можно дольше.

Стационарный бандит, следуя своим желаниям, берет ответственность и перенимает функции правительства по охране граждан и собственности  от «бандитов-гастролеров».

Целью данной работы является  оценить социальный и экономический эффект введения государством платных городских парковок с помощью модели « стационарного бандита» Макгира и  Олсона.

Задачами данного исследования можно назвать:

  • Рассмотрение сути модели М.Олсона и М.Макгира
  • Сравнение «стационарного бандита» с «бандитом-гастролером».
  • Проведение и выявление пошагового превращения «бандита-гастролера» в «стационарного бандита»
  • Сравнение и анализ структуры доходов и расходов «оседлого бандита» с «бандитом-гастролером»
  • Проецирование модели применительно к Российской экономике.
  •        Анализ действий государства в роли оседлого бандита сегодня, на примере Постановления Правительства Москвы № 543-ПП от 5 октября    2012 года "О проведении пилотного проекта по организации платных         городских парковок в городе Москве". 
            Мартин Макгир и Манкур Олсон в своей модели сопоставляет эксплуататорское правительство со «стационарным бандитом».  Такой вывод был сделан после изучения действий в Китае 20-х годов.

Ученые рассматривают государство как бандита, ожидающего грабить население, живущее на их территории, в долгосрочном периоде.

Стационарный бандит по сравнению с бродячим бандитом, который бывает на различных территориях с целью максимизации своего дохода в краткосрочном периоде, имеет мотив к стимулированию  развития хозяйства, а так же его сохранение и расширение. Наглядное сопоставление можно увидеть в Таблице 1.

 

Параметры

Тип бандита

Стационарный бандит

Бандит-гастролер

Целевая функция

Максимизация краткосрочного дохода

Максимизация долгосрочного дохода

Стимулы к инвестициям

Технологии перераспределения;

Военные технологии

Создание институтов, поддерживающих хозяйственную деятельность


Таблица 1- Сравнение бандитов.

 «Когда грабежи и кражи монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты налогов. И, следовательно, у них имеется побудительный мотив к накоплению и инвестированию, что в свою очередь увеличит их - и налоговые поступления в адрес оседлого бандита - в будущем»1.   Таким образом эксплуататорское правительство пользуется монополией на принудительную максимизацию своей прибыли, даже если это является подрывом для благосостояния населения.

Ущерб от подобных действий государства-бандита можно уменьшить,  в том случае если плата государству  является предсказуемой и систематической процедурой.

Так устанавливается некий порядок хозяйственной жизни и распределения прибыли, смотря на которые население может иметь влияние на производство, поддерживая рост экономики. Этот факт говорит о некотором  сходстве интересов государства и населения.

Когда бродячий бандит трансформируется в стационарного бандита , он заключает с обществом некий договор,  при котором в обмен на налоги и иные обязательные платежи предоставляет защиту прав собственности.

Это предполагает собой формирование системы определённых правил, в рамках которой происходить защита, затем создается система извещения этих правил до общества, а так же обеспечивается контроль за соблюдением данных правил с помощью формирования специальных аппаратов, определяющих нарушителей и выдвигающих им соответствующие наказания.

Данный факт имеет 2 стороны. Оседлому бандиту с одной стороны  нужно не утратить у населения возможности для работы, а с другой стороны сохранить стимулы к этой работе. Эта ситуация рассматривается потому, что у населения может быть часть прибыли, достаточная для сохранения  работоспособности, но мотивация к деятельности может исчезнуть. Это может произойти в случае, если государство отнимает 90% от дохода каждого гражданина. Ситуация в отсутствии стимулов очень важна, так как это приводит к спаду всего производства и снижению экономического роста.

Исключить спад производства государство-бандит может только при полном контроле и принуждении общества к производству.

У бродячего бандита, который становится оседлым, глобальным образом изменяется набор стимулов. Его выгода заключается в устранении конкуренции,   как оседлых бандитов, так и гастролеров. Так же важно беречь монополию на грабеж своего населения.

Взаимоотношения государства и населения строится на основе обмена правил и порядка на определённые обязательные платежи. Под ними подразумеваются платежи правителю, которые могут устанавливаться населением до начала своей деятельности.  Эти платежи можно определить по четким не меняющимся правилам, и прежде чем начать производство гражданин может вычислить, какую долю от своего дохода ему придется заплатить. Такой подход вносит достаточную стабильность и мотивирует производство.

 У оседлого бандита и у  бандита-гастролера отличается не  только состав доходов, но и состав расходов.  Оседлый бандит вынужден для сохранения своего дохода в долгосрочном периоде расходовать часть своих доходов на поддержание определенных сфер.

Эти расходы включают в себя:

В эти расходы входит:

  1. создание системы порядка , т.е. такой сферы , которая позволит регулировать отношения обмена между населением и государством;
  2. гарантия четкой интерпретации и соблюдения этого порядка , это формирование сферы информирующей людей о правилах , потому что «незнание закона не освобождает от ответственности», так же важна структура пенитенциарного института, который  бы определял нарушителя порядка и помог его справедливо наложить санкции,  еще и для того чтобы все остальные понимали, что система работает.

В модели Макгира и Олсона на основе всех этих фактов приведена адекватная ставка налогообложения (обязательного платежа перед государством). Ставка налогообложения должна быть не совсем минимальной, для максимизации прибыли, но и не самой максимальной, что уберет мотивацию населения к производству.

 

 

 

Модель,  сопоставляющая  стационарного бандита с бродячим  наглядно показалась в сфере организованной преступности  в России.

На мой взгляд, в модели Макгира и Олсона прослеживается, то, что законопослушные граждане и бандиты имеют интерес в максимизации криминала.

Организованная преступность на современном этапе, является «особой частью бизнеса» - экономическая активность преступников, адресованная на противообщественные потребности рядовых горожан.

Анализ организованной преступности в России выступает неоднозначным событием, в нем прослеживаются ноты таких институтов как государство, фирма и общество.  В результате оптимизации связей с бандитами негласных отношений, создается обстановка «общественного принятия». Все участники этих отношений негласных соглашений получают некоторую пользу.

Пока участники не нарушают "правила игры", организованная преступность не заметна и не понимается как  проблема. 

Таким образом, организованная преступная группа представляет собой порядок тайных контрактов, минимизирующих издержки преступной деятельности.

Если ранее организованная преступность в России основывалось на принудительной перераспределительной деятельности, то сейчас ее основной специализацией стало осуществление противозаконной охранительной деятельности.

Таким образом, в советский период, криминальной общество, выполняло роль своего рода бандитского правительства, при этом решения на «собраниях», принимались более последовательно и обстоятельно, чем постановления Совета Министров.

Рекет-бизнес в России приобрел стандартизированную форму иерархичной олигополии. Наименьшие бандитские группы осуществляли свою деятельность под покровительством  бандитов более высокого ранга, оплачивая за это долю своих доходов. Территории были жестко  разделены, для того, чтобы каждый владелец бизнеса мог находиться под покровительством только у одной криминальной группы.

По наступлению прогресса и в этой области, в 1990-е годы в оказании «защитных» услуг возрастала конкуренция со стороны официальных коммерческих охранных организаций, а так же государственных силовых структур, российская мафия теряла роль монополизированной главы в охране  прав собственности граждан.

Большую долю в доходах криминального мира России начали занимать обыкновенные криминальные действия, характерные и для нынешних иностранных преступных групп. Отечественная криминальная деятельность все активнее стала заниматься преступлениями, связанными с оружием, наркобизнесом, антиквариатом и другими видами подобной деятельности.

Таким образом  преступное правительство стало превращаться в множество криминальных организаций, которые лоббировали свои интересы на государственном уровне.

Это доказывает, что для населения организованная преступность более приемлемая, чем дезорганизованная.

         Затем в России начался этап формирования «контрактного общества».

Важнейшей целью преобразований в Российской Федерации стали называть такие задачи как «создание современной рыночной экономики» и « гражданское общество». Само собой это предполагало главенствующее положение «контрактного» вида взаимодействия во всех областях общественной жизни. Общество выступало как совокупность систем, состоящая из отдельных единиц, которые были наделены правами владения частной собственность и управляющих своей деятельностью с помощью контрактов, основывающихся на принципе равноправия сторон, добровольности осуществления и обязательности соблюдения.

Между обществом и государством предполагался такой же «контрактный» тип взаимодействия.

Это напоминало советский вариант «статусного социального контракта», когда совокупность формальных и неформальных институтов базировалась на определении каждого человека членом «корпорации трудящихся», которая выступала  обладателем всех ресурсов страны.

Граждане как участники «корпорации трудящихся» закреплялись на рабочее место (оплачиваемое) и на возможность пользования социального минимума, такое как бесплатное образование, получение  квартир, бесплатной медицинской помощи и т.д.

В результате распада Советского Союза, Российская Федерация при всей несостоятельности сберегло общепринятый авторитарный характер. На самом деле контроль осуществлялся достаточно узким кругом лиц, обозначавшим себя в виде силы, призванной совершить глобальные реформы и поставить страну в общество «цивилизованных» стран.

Российские реформаторы провозглашали себя в виде диктаторов с благими намерениями, с опорой на умственную и финансовую поддержку из стран с наиболее развитой рыночной экономикой, способные независимо выразить и гарантировать реализацию интересов общества.

В ходе укрепления правящем кругом своих позиций, он приобретал все более гибридный и идеологически неоднородный характер, наиболее ярко проявлялся дуализм установок и механизмов, связывающих всю систему в единое целое. С одной точки зрения идеологическая направленность, и в наименьшей степени фактические действия правящего круга отражают направленность на модель «благонамеренного диктатора», а с другой она представляется в роли «стационарного бандита».

Макгир и Олсон описывают  модель государства таким образом: «Поскольку оседлый бандит присваивает себе часть общественного продукта в виде налога-грабежа, ему выгодно обеспечить население не только мирным порядком, но и другими благами, которые оно не может получить от рынка. Это сулит ему значительные выгоды в виде увеличившихся налоговых поступлений от любых общественных благ, которые способствовали повышению продуктивности экономики или росту контролируемого им населения».2

Делая вывод можно сказать, что исторической особенностью Российского общества является недостаточная открытость горизонтальных контрактных взаимодействий. Российское государство в современном понимании рассматривается как ограниченный «благонамеренный диктатор», в работе которого сочетаются «бандитские» и «благонамеренные»

целенаправленные установки.

На сегодняшний день понимание целенаправленности деятельности и ее осуществление, приобрело у государственных деятелей уже более ответственный и глубокий вид.  Более цивилизованный подход наблюдается во всех сферах государственной деятельности, и каждый гражданин чувствует его работу на себе. Усиление контроля,  создание организованных, а главное взаимосвязанных систем, работа над целым рядом законов как улучшающих, так и ущемляющих права некоторых граждан, все это характеризует организованную и продуктивную работу нашего государства.

Информация о работе Модель Макгира - Олсона: модель «стационарного бандита»