Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2009 в 02:38, Не определен
Определение и общие характеристики МРТ. Виды международного разделения труда.
Приложение
теоремы Рыбчинского к
Стандартная модель внешней торговли
В сущности, эта модель соединяет с теорией Хекшера-Олина остальные наработки неоклассической школы, объясняющей существование внешней торговли разной нацеленностью стран экономическими ресурсами (факторами производства). Модель базируется на идее, что равновесие в торговле между двумя странами достигается в том случае, если экспорт из первой страны во вторую уравновешивается экспортом из второй страны в первую, но для этого нужно, чтобы на мировом рынке существовали равновесные мировые цены, т.е. уравновешивающие спрос и предложение покупаемых и продаваемых на этом рынке товаров и услуг.
Стандартная
модель внешней торговли показывает,
в каком сочетании находятся производство,
потребление и внешняя торговля в указанных
странах, для чего в модели используются
такие известные в экономической теории
инструменты, как граница производственных
возможностей, альтернативные издержки
и кривые безразличия. Модель также демонстрирует,
как выигрывают и проигрывают от внешней
торговли производители, потребители
и благосостояние страны в целом.
Альтернативные теории международной торговли
Существуют теории международной торговли, объясняющие внешнюю торговлю не только разной населенностью стран факторами производства, но и другими причинами.
Прежде всего, это технологические теории международной торговли. В теории технологического разрыва, выдвинутой американским экономистом Майклом Познером в 1961 г., структура внешней торговли страны определяется ее технологическим уровнем, и чем он выше, тем больше прибыли может извлечь страна от экспорта товаров и услуг на основе новых технологий, на которые у нее возникает как бы временная монополия. Сторонники этой теории добавляют еще две стадии – стадию роста продаж (между стадией нового продукта и стадией его зрелости) и стадию выхода конкурентов на рынок страны-пионера.
Затем
это теории международной торговли
в условиях одинаковой факторной наделенности.
Прежде всего это теория международной
торговли на основе эффекта масштаба,
развитая целым рядом экономистов. Она
исходит из того, что по мере нарастания
масштабов производства, которое обычно
идет в рамках монополистической конкуренции
(т.е. конкуренции между одинаковыми товарами,
которые отличаются отдругдруга лишь
разными характеристиками), издержки производства
каждой единицы продукции снижаются. Отсюда
странам с одинаковой наделенностью факторами
становится выгодным специализироваться
и обмениваться технологически однородной,
но дифференцированной продукцией (так
называемая внутриотраслевая торговля),
примером которой может служить торговля
легковыми автомобилями между странами
— их производителями. К теории международной
торговли на основе эффекта масштаба близки
теория международной торговли в условиях
монополистической конкуренции американского
экономиста Пола Кругмана, теория внутриотраслевой
международной торговли другого американского
экономиста венгерского происхождения
— Бэлы Балассы и теория «пересекающегося»
спроса шведского экономиста Стефана
Линдера с ее акцентом на схожести структуры
спроса в странах одинакового уровня развития.
3. Теории международного разделения труда на базе движения факторов производства
Страны обмениваются не только товарами и услугами, но и факторами производства – капиталом, трудом, предпринимательскими способностями, знаниями.
Теория соотношения факторов производства для объяснения причин их движения
В теории Хекшера-Олина оба фактора – труд и капитал – мобильны и могут перемещаться между странами. Тем самым они дополняют, а иногда и заменяют международную торговлю, как это происходит, например, с международным движением капитала, на базе которого за рубежом организуется производство тех товаров, которые иначе могли бы туда экспортироваться. В подобном процессе участвуют все факторы производства.
Другим выводом из теории Хекшера-Олина, который был сделан американским экономистом Полом Самуэльсоном, является то, что перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах. Подобный вывод нередко называется теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона.
Традиционные теории международного движения капитала
Вопросу, почему вывозится и ввозится капитал, посвящены многие теории, прежде всего традиционные. Под ними обычно подразумевают неоклассическую и неокейнсианскую, а иногда и марксистскую теорию международного движения капитала.
Основы неоклассической теории международного движения капитала заложил один из классиков экономической теории – английский экономист Джон Стюарт Милль. В своем учебнике «Основы политической экономии» (первое издание вышло в 1848 г.) он показал, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли, которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению, как доказывал еще Рикардо. Причем Милль подчеркивал, что перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране. Так, он писал, что «в страны, до сих пор считающиеся варварскими, или такие, как Россия и Турция, где процесс цивилизации лишь начался, капитал мигрирует только при перспективе получения очень высокой сверхприбыли»2.
Большой вклад в развитие неоклассической теории международного движения капитала внесли Хекшер и Олин в рамках своей теории соотношения факторов производства. Так, Олин указывал на дополнительные моменты, которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры, стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия или близость между странами (в качестве примера Олин приводил большой приток французского капитала в Россию перед Первой мировой войной). Он первым из экономистов указал на вывоз капитала в целях ухода от высокого налогообложения и при резком снижении безопасности инвестиций на родине. Наконец, Олин провел границу между экспортом долгосрочного капитала и краткосрочного (последний, по его мнению, носит обычно спекулятивный характер), между которыми расположен вывоз экспортных кредитов.
Однако дальнейшее развитие неоклассической теории показало, что она малопригодна для изучения прямых инвестиций, так как одна из ее главных предпосылок – наличие совершенной конкуренции – не позволяет ее сторонникам анализировать те фирменные преимущества, на которых обычно и базируются прямые инвестиции.
Неокейнсианская теория международного движения капитала проявляет особый интерес к связи между движением капитала и состоянием платежного движения страны. Сам Кейнс в полемике с Олином подчеркивал, что вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт, а при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства. В русле неокейнсианской теории лежат и модели вывоза капитала, базирующиеся на предпочтении ликвидности, под которой понимается склонность инвестора к хранению одной части своих ресурсов в высоколиквидной форме, а другой части – в низколиквидной форме. Так, американский экономист Джеймс Тобин выдвинул концепцию портфельной ликвидности, согласно которой поведение инвестора определяется желанием диверсифицировать свой портфель ценных бумаг, взвешивая при этом доходность, ликвидность и риски. Еще один американский экономист – Чарльз Киндлебергер, развивая эту концепцию, дополнил ее предположением, что в разных странах для рынков капитала характерно разное предпочтение ликвидности и поэтому возможен активный обмен портфельными инвестициями между странами.
Основоположник марксистской теории международного вывоза капитала Карл Маркс обосновывал вывоз капитала его избытком в странах – экспортерах капитала. Под избытком капитала он понимал такой капитал, применение которого в стране его наличия вело бы к понижению в ней нормы прибыли. Избыточный капитал выступает в трех формах: товарной, производительной и денежной. Через товарный экспорт и экспорт капитала этот избыток вывозится за рубеж. Подобная возможность появляется после втягивания большинства стран в орбиту мирового капитализма и создания в них предварительных условий.
Последующие поколения экономистов-марксистов, не отходя от постулата избытка капитала, выделили еще несколько причин его экспорта: растущая интернационализация производства, усиливающееся соперничество монополий, повышение темпов экономического роста. Ряд экономистов – сторонников марксистского направления подчеркивали, что ускорение темпов развития после Второй мировой войны увеличило финансовые, технологические и организационные возможности развитых стран для экспорта капитала из них, несмотря на отсутствие в этих странах тенденции к понижению нормы прибыли. Однако идея Маркса о главной причине экспорта капитала осталась основополагающей в марксистской теории.
Модели прямых инвестиций
Вышеописанные теории основное внимание уделяют вывозу капитала в ссудной форме, частично – в форме портфельных инвестиций, но мало затрагивают движение капитала в форме прямых инвестиций.
Модель монополистических преимуществ была разработана американским экономистом Стивеном Хаймером и далее развита Ч. Кинд-лебергером и другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические (т.е. присущие только ему) преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск (о которой писали Милль и Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).
Для иностранного инвестора монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной конкуренции на местных товарных рынках; несовершенной конкуренции на рынках экономических ресурсов; преимуществ в масштабах; благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций и др.
Модель жизненного цикла продукта, в сущности, является приложением упомянутой теории жизненного цикла продукта к прямым инвестициям. Передовая в технологическом отношении фирма может начать внедрение другого продукта к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей, возможно даже продав им патент на производство своего старого продукта. Однако существует и иной выход при усилении угрозы экспорту – самому наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.
Модель
интернализации опирается на идею англо-американского
экономиста Рональда Коуза о том,
что внутри большой корпорации с
ее многочисленными