Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:43, курс лекций
Сам термин «история» в научном смысле используется в двух аспектах:
1) как наука, осваивающая закономерности и причины установленной последовательности тех или иных событий;
2) как движение во времени, череда меняющих друг друга событий;
Предмет истории экономики (экономической истории). История экономики как наука занимается изучением развития экономических отношений, явлений и процессов как в мировом хозяйстве в целом, так и в отдельных странах.
Значение истории экономики – исследование внутреннего устройства и формирования экономических систем.
Люди регулировали реки, но и вся их жизнь, в свою очередь регулировалась реками. Ирригационная экономика без командно-распределительной системы – без центрального управляющего и учетного органа не могла поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Так как ручные земляные работы были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Огромно значение в управлении хозяйством жрецов и бюрократии, выполняющих функции учета и контроля. Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собственником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (государственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до начала жатвы чиновниками).
Итак, в ирригационных системах непосредственным производителем материальных благ был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов по экономическим причинам не мог применяться: не было не только дефицита, но существовал избыток трудовых ресурсов (среди населения трудоспособного возраста). В период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы было необходимо занять. Поэтому древневосточные государства могли вести строительство грандиозных сооружений силами трудообязанных крестьян египетских пирамид, вавилонской башни, великой китайской стены и пр. Такие сооружения причислять в древности к «чудесам света». Они и сейчас поражают воображение. Огромное число слуг в домах царей и знати, многонациональные гаремы – все это лишний раз подчеркивало престиж деспотии, ее безграничную власть. Поэтому положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства.
Кроме военного дела, выше среднего уровня была развита и гидротехника, особенно подача на верхние поля. Древнеегипетским «журавлем» (гдадуф) в течение 1 ч можно было поднять на высоту 6 м почти 2 т воды (при отсутствии насосной техники эффект весьма значительный).
Однако технология строительства уникальных гигантских зданий была примитивной. Например, Египет знал колеса, но при строительстве пирамид они не применялись. Даже такой простой подъемный механизм, как блок не использовался. Сооружение пирамиды Хеопса (самое высокое сооружение в мире до появления Эйфелевой башни) продолжалось 20 лет. Высокий уровень организации возмещал примитивную технологию, гарантируя стабильное воспроизводство жизни.
Завоевание ирригационных систем приводило к нарушению ритма хозяйственной жизни. Ирригационные системы Месопотамии, Китая, Египта, передней Азии неоднократно подвергались иноземным завоеваниям, приходили в убыток, но каждый раз возрождались, так как без орошения не могло быть жизни. Проще всего древневосточная система сочеталась с колхозным строем, установленным советской властью, но колхозы непомерным орошением земли под хлопок истощали воды Амударьи, они не успевали дойти до Аральского моря, которое стало высыхать.
Данный тип хозяйства основан на производственном труде рабов-иностранцев, захваченных на войне. Античная (греческая, римская) экономика сформировалась в небольших масштабах средиземноморских (островных или прибрежных) городов-государств (полисов). Отдельные полисы между собой различались по экологии и характеру экономики: одни тяготели боль к промышленности, другие – к сельскому хозяйству.
Началось формирование рабовладельческого хозяйства повсеместно с создания военных организаций. У небольших государств не было средств для найма воинов. Поэтому каждый должен был служить за свой счет – в том роде войск, в котором позволяло его материальное положение – в пехоте (люди среднего достатка), кавалерии, снаряжать корабли (самые богатые люди), а бедные граждане вооружались камнями или дротиками. Только воин считался гражданином полиса и имел право на участок земли.
С военным типом воспроизводства рабочей силы связано основное правило рабовладельческого хозяйства: добиться максимума производительности у раба в кратчайший срок, после чего заменить его новой военной добычей, так как содержание детей рабов представляло бы собой лишние расходы.
Технический прогресс происходил только в военно-промышленном комплексе или там, где нельзя было применить дешевый труд рабов (когда рабы подорожали, на полях кое-где появились жатвенная машина, даже механизированная молотилка – повозка с зубьями, выбивавшими зерно из колосьев).
Подавляющая часть металла шла на создание вооружения. Появились сложные метательные механизмы. Предмет особой заботы античных государств – военно-морской флот – был исключительно дорогостоящим. Самыми крупными военными флотами располагали Рим и Афины, но даже небольшие средиземноморские полисы имели десятки триер – двухмачтовых, трехпалубных, парусно-гребных судов.
Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.
Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт они экспортировали непродовольственные товары. Мелкие рабовладельческие ремесленные мастерские вырабатывали основную массу товаров в составе 3—12 рабов, при отсутствии разделения труда. В VI в. до н. э. Афины стали главным центром ремесленного производства в античном мире (основные отрасли: обработка керамики и металлов, спрос на которую определялся эстетическими качествами – гармонией форм, лаковой обработкой поверхности, секреты которой до сих пор не раскрыты).
В середине V в. самой крупной торговой гаванью Средиземноморья становится афинский импорт – хлеб и рабы, а также кожа, скот, рыба, шерсть, парусина, пенька, корабельный лес и т. д.
Хлебный импорт
представлял собой самое
С расширением внешней торговли Афин появился безналичный расчет (переписывание со счета на счет), а меняльные пункты – трапезы – превратились в банки, принимавшие вклады и производившие расчеты за товары, купленные вкладчиками. Деньги, скопившиеся в банках, предоставлялись в кредит торговцам. ВIV–III вв. до н. э., когда вследствие снижения военной мощи, вызванного тяжелой борьбой за гегемонию среди греческих государств, число рабов, занятых в промышленности, стало резко сокращаться, Афины, как и другие полисы древней Греции, постали легкой добычей иностранных завоевателей.
В древней Италии
был создан законченный тип
Возникали они в результате полного завоевания одного родственного племени другим, например, например, греков-ахейцев (победителей троянцев) греками-дорийцами. День мужчины проводили совместно – в казармах, с общими трапезами и неустанной боевой подготовкой.
При помощи массовых убийств (криптий) спартиатами регулировалась численность илотов (рабов).
Знаменитый спартанский
стиль жизни произвел непревзойденный
в истории тип
Свободные крестьяне, составлявшие основу фаланги, своей кровью обеспечили гегемонию Рима.
Оказалось, что это обрекло их на разорение и вытеснение из производства. Дешевый труд рабов не мог конкурировать с трудом мелких крестьянских хозяйств.
Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города и становились пролетариями, живущими за счет государства, обеспечивающего их бесплатным хлебом и зрелищами (цирковые бои рабов-гладиаторов). Рабовладельцы приращивали крестьянские земли к своим владениям. Так возникли латифундии – обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших в казарменном режиме.
Социальная организация многих латифундий изменилась, постепенно там вообще отказались от применения рабского труда, а плантации стали разбивать на небольшие участки (парцеллы), которые отдавали в аренду рабам или свободным крестьянам, получившим название колонов.
В недрах рабовладельческого
хозяйства возникло поместье (Мальтус),
обслуживаемое трудом зависимых
землевладельцев –
Зарождалось зависимое крестьянство – компонент феодальной экономической структуры. Античная система хозяйства окончательно погибла с распадом Римского государства. В XVI–XVII вв. в американских колониях европейских стран вновь возникло плантационное хозяйство, обслуживаемое трудом рабов, вывозимых из Африки. От античного этот тип хозяйства отличался большой ролью семейного воспроизводства рабов.
Преждевременная история человечества была связана с переводом от присваивающего хозяйства (рыболовства, охоты и собирательства) к земледелию и скотоводству, это стало основой становления изготовляющей экономики, основными результатами которой возникают появление новых форм жилья и переход к крепкой оседлости.
Самой распространенной линией перехода к производящей экономике была линия сложения земледельческо-скотоводческого хозяйства на базе высокоразвитой экономики собирателей и охотников.
В двух своих вариантах – прежде всего земледельческом и прежде всего скотоводческом – эта линия была наиболее характерна для Передней Азии, овладевавшей территорией современных Сирии, Ирана, Ирака, Турции и стран Восточного Средиземноморья.
В этих регионах было сконцентрировано много видов растений и диких животных, которые могли служить исходным материалом для одомашнивания.
Кроме того, по праву Азия считается родиной большинства культурных растений и одомашненных животных, на разведении которых основывалось в древности и основывается сейчас хозяйство значительной части Евразии, в том числе и в нашем государстве.
Сложившемуся способу производства в странах Азии были характерны следующие черты:
1) государственное или государственно-общинное владение землей;
2) наличие сильного объединяющего начала:
а) деспотического (когда сообществом руководит глава в племени семьи);
б) демократического (когда власть в сообществе принадлежит отцам семейств);
3) формальная свобода членов сообщества.
Возникновение и существование общинных взаимоотношений были во многом обязаны тому обстоятельству, что строительство и использование ирригационных каналов (оросительных систем) возможно было только в результате совместных усилий. В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендовать на какую-то часть построенной ирригационной системы, в силу чего сама эта система могла находиться исключительно в государственной (общинной) собственности.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в условиях засушливого климата ценность имеет не всякий, а только такой земельный участок, который может получить необходимое увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало позицию владельцев оросительных систем, давало им фактически неограниченное право привлекать свободных общинников к несению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по крайней мере, преобладающей) форме не существовало собственности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при этом действительным, настоящим собственником являлась община.
Если азиатский способ производства предполагал в качестве своего базиса земельную площадь как таковую, то основу античной формы составлял город как созданное место поселения (центр) землевладельцев (земельных собственников), при этом пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожанином (т. е. гражданином данного государства) только в силу того, что был собственником части пахотных земель. Таким образом, у античных народов, классическим примером которых являются римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государственная земельная собственность одновременно выступала в двух качествах – государственной земельной и частной земельной собственности.