Кредитно-денежное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2010 в 01:20, Не определен

Описание работы

Введение 3
Теоретические основы кредитно-денежного регулирования экономики. 5
1.1 Механизм реализации денежно – кредитной политики. 5
Виды кредитно-денежной политики. 10
Кредитно-денежное регулирование в экономике России в период кризиса 2008-2009гг. 14
2.1. Особенности кредитно-денежного регулирования в развитых странах в период мирового финансового кризиса. 14
Особенности кредитно-денежной политики Банка России в период мирового финансового кризиса. 23
Пути повышения эффективности денежно-кредитной политики Банка России. 28
Заключение. 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

моя курсовая .doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

     Оценка  текущего спроса на деньги по показателю оборота платежной системы, адекватному  объему сделок в экономике, способна, на наш взгляд, правильно отразить потребности хозяйствующих субъектов  в деньгах. В последние восемь лет темпы роста платежного оборота в России опережали темпы роста реального ВВП почти в семь раз. Использование рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную ДКП и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия для российской экономики.

     Накопление  Банком России значительных международных  резервов и перспективы их последующего роста в случае высокой конъюнктуры  мирового рынка энергоносителей  создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников15. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия: развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации; формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием; развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях; принятие транспарентного законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений); внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях; стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.

     Эффективное управление международными резервами  должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски. Инвестирование в 2007 г. значительного объема резервов Банка России в облигации компаний с недиверсифицированным бизнесом - американские ипотечные агентства Fannie Мае и Freddie Mac, позднее в ходе кризиса фактически национализированные, - предопределило высокий риск таких вложений, создало ситуацию неопределенности в отношении сохранности инвестированных средств.

     В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора. 

    1. Пути  повышения эффективности  денежно-кредитной  политики Банка России.

     Денежно-кредитную  политику можно определить как деятельность уполномоченной государственной структуры по обеспечению реализации функций денег. Такой подход позволяет связать функции денег с объектами ДКП.

     Функции денег не являются абстрактными понятиями, как это обычно предполагается, а  могут иметь статистическую интерпретацию. Так, в функции меры стоимости деньги взаимодействуют с динамикой цен. Превышение денежной массы над товарной приводит к инфляции, а обратная ситуация - к дефляции. Соответственно инфляция и дефляция выступают двумя следствиями процесса взаимосогласованности денежной и товарной масс.

     Для целей нашего анализа мы объединяем функции денег как средства обращения  и средства платежа, поскольку эти  функции тесно взаимосвязаны. Первая обеспечивает реализацию на рынке товаров и услуг, вторая - получение и погашение кредитов. В результате кредитных операций формируются денежные агрегаты, используемые для обеспечения операций купли-продажи товаров и услуг. Под внешнеэкономической функцией денег мы понимаем их способность обеспечивать проведение международных экономических операций.

     Суть  сопоставления функций денег  и объектов ДКП, на наш взгляд, состоит  в возможности выявить противоречивость как первых, так и вторых. В  частности, воздействие ДКП на устойчивость денег как меры стоимости путем повышения процентной ставки фактически означает удорожание обесценивающихся денежных средств. Впрочем, рост процентной ставки действительно может привести к увеличению банковских депозитов домашних хозяйств и тем самым снизить давление спроса на потребительском рынке. В этой связи следует отметить важную проблему инфляционного таргетирования: манипулирование краткосрочной процентной ставкой для стабилизации денег как меры стоимости нарушает механизм накопления денег и их превращения в капитал.

     Определенный парадокс заключается в том, что динамика стоимости («цены») денег по отношению к товарам определяется инфляцией, а «ценой» денег по отношению к денежному капиталу является ставка процента.

     Выбор в качестве показателя ДКП валютного  курса приводит к разнонаправленной стоимости денег (валюты) во внутренней и внешней экономике. Увеличение этого дисбаланса угрожает макроэкономической стабильности.

     Нарушение соответствия между экономическими показателями происходит под воздействием определенной информации. Она оказывает влияние на интенсивность процессов, формирующих экономические переменные. Следовательно, информационные процессы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов. Поэтому разность потенциалов, «стоящих» за каждым из показателей, может становиться критической и приводить к турбулентности.

     Основные  денежные показатели, соответствующие  объектам ДКП, связаны между собой  нелинейно. Это означает, что невозможно с достаточной степенью прогнозируемости влиять на все показатели, воздействуя  лишь на один из них. В общем случае выбор для проведения ДКП одного из показателей закономерно приводит к фрагментарности политики в целом.

     Обеспечение интегральности (целостности) ДКП предполагает внесение существенных изменений в  методологию ее разработки и реализации. Целесообразен переход от формирования ДКП по схеме «цели - количественные ориентиры - каналы трансмиссионного механизма - методы – инструменты» к схеме «объект - цель - показатель - каналы трансмиссионного механизма – инструменты». Причем в качестве объектов ДКП должны быть выбраны показатели, непосредственно связанные с функциями денег. Такой подход дает возможность учитывать взаимосвязи объектов ДКП при ее проведении.

     Набор переменных, определяющих конкретный денежный показатель, частично совпадает с набором переменных, влияющих на другие показатели. Это позволяет выделить инвариантную (неизменную) составляющую таких наборов.

     На  наш взгляд, в настоящее время  важно преодолеть сложившуюся ориентацию ДКП на финансовый рынок и обеспечить ее связь с состоянием реального сектора экономики. Поэтому в качестве инвариантной основы переменных, определяющих четыре объекта ДКП, следует выбрать те, которые влияют на динамику рентабельности компаний реального сектора. При этом необходимо учитывать, что его рентабельность связана с банковской процентной ставкой через показатель чистой доходности предпринимательской деятельности (ЧДПД). Данный показатель определяется разностью между рентабельностью в реальном секторе и ставками по привлекаемым кредитам. Если предпринимательская деятельность ведется без привлечения банковских кредитов, ЧДПД совпадает с рентабельностью.

     ЧДПД  обусловливает предложение предпринимательской  деятельности. Соотношение ЧДПД и  банковской ставки по депозитам связывает  реальный и денежный сектора экономики. Рост разности между рентабельностью и ставкой процента повышает использование кредитов и приводит к увеличению денежного мультипликатора. И наоборот, падение ЧДПД вызывает свертывание деловой активности.

     Рентабельность  реального сектора и ставка процента по кредитам определяются частично совпадающим набором переменных. Но первая в конечном счете зависит от технологического уровня экономики, ее способности производить конкурентную продукцию, а вторая - от объема денежного предложения, а также институциональных основ экономической системы, в частности ее способности обеспечивать возвратность заемных средств.

     При разработке и реализации денежно-кредитной  политики следует принимать во внимание уточненную трактовку эффективности  рынков и рационального поведения хозяйствующих субъектов. В традиционном понимании эффективными считаются рынки, обеспечивающие учет в ценах всей поступающей информации. По нашему мнению, при таком подходе игнорируется тот факт, что усложнение информационных процессов постоянно создает новые риски. Соответственно финансовые рынки функционируют в условиях перманентной угрозы возникновения и реализации новых рисков. Поэтому эти рынки характеризуются высокой вероятностью сильных и непредвиденных колебаний конъюнктуры, а риски не могут измеряться дисперсией распределения вероятностей, поскольку отсутствует статистика их проявления. В частности, такого рода риски создали секьюритизация банковских активов и залоговые операции со структурированными финансовыми инструментами.

     Хозяйствующие субъекты склонны учитывать в своей деятельности лишь те риски, с которыми они сталкивались ранее. Поэтому они не ведут себя рационально в отношении новых рисков. Так, не был правильно оценен риск системного кризиса в результате широкого применения инструментов хеджирования. При этом риск не уничтожается, а перемещается между участниками рынка по траектории бумеранга. Преодоление глобального финансового кризиса требует от монетарных властей реализации новых методологических подходов к ДКП, совершенствования ее инструментов, методов и механизмов. Причем важно сделать четкие выводы из допущенных в докризисный период теоретических и практических ошибок. Нельзя допускать чрезмерного переплетения банковского сектора и фондового рынка, широкого использования финансовых инструментов в качестве банковского залога, а также уменьшать возможности центральных банков контролировать формирование ликвидности.

     Принятие  эффективных мер по недопущению  в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации. В последние два десятилетия разработка и реализация денежно-кредитной политики (ДКП) в развитых странах в значительной степени определяются процессами интеграции внутри финансового рынка. Широкое распространение производных финансовых инструментов, одновременно обращающихся на двух и более сегментах финансового рынка, обусловило реформирование институтов рыночного регулирования и создание в ряде стран (Австралия, Великобритания, Швеция, Япония) мегарегуляторов, функционирующих параллельно с центральными банками. Одновременно в банковской сфере проходила интенсивная секьюритизация активов. Сложилась парадоксальная ситуация: новые кредиты обеспечивались ценными бумагами, эмитированными под ранее выданные кредиты, что создавало риск обесценения залога. В случае отказа заемщика увеличить залог коммерческий банк мог прибегнуть к продаже ценных бумаг, тем самым повысив их предложение на рынке.

     Заключение.

     Денежно-кредитная  политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение. Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических инструментов регулирования.

     Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная  экспансия), либо на их сдерживание  и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.

     Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным  банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

     Преодоление глобального финансового кризиса  требует от монетарных властей реализации новых методологических подходов к ДКП, совершенствования ее инструментов, методов и механизмов.

     В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики предлагается использование комплекса интегральности или целостности, что предполагает внесение существенных изменений в методологию ее разработки и реализации. Целесообразен переход от формирования денежно-кредитной политики по схеме «цели - количественные ориентиры - каналы трансмиссионного механизма - методы – инструменты» к схеме «объект - цель - показатель - каналы трансмиссионного механизма – инструменты». Причем в качестве объектов денежно-кредитной политики должны быть выбраны показатели, непосредственно связанные с функциями денег. Такой подход дает возможность учитывать взаимосвязи объектов денежно-кредитной политики при ее проведении.

     Список  использованных источников.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.
  3. Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России. // РГНФ, проект N 08-02-91205a/U.
  4. Баскакова М. Японская экономическая модель //Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №1.
  5. Биггс Б. Вышел хеджер из тумана... / Пер. с англ. М. - СПб, 2007.
  6. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - СПб, 1999.
  7. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. - М., 2000.
  8. КоммерсантЪ, 2008. 2 окт.
  9. КоммерсантЪ. 2008. 9 окт.
  10. КоммерсантЪ. 2008. 17 окт.
  11. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - N6.
  12. Маигов С.С. Роль государства в формировании инвестиционного климата // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №6.
  13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. М., 2002.
  14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. // Вестник Банка России №66 (1082) от 14.11.2008 г.
  15. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовый аспект // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №3.
  16. Фридман Л., Видясов М., Мельянцев В. Государственные расходы и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 11.
  17. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  18. Шумпетер Й. История экономического анализа. М., 1990.
  19. Экономика. Краткий словарь под ред. Белокрыловой О. С. Ростов н/Д, 2001.
  20. Экономическая теория под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Журавлевой Г. П., Тарасевича Л. С. М., 2001.
  21. Экономическая теория под ред. Г.П.Журавлевой, Э.И. Мантаевой. Элиста, 2009. С. 428.
  22. Ядгаров Я. История экономических учений. М., 2007.
  23. Розинский И. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России // Вопросы экономики. 2008. № 9.
  24. Bernanke В., Gertler M. Should Central Banks Respond to Movements in Asset Prices? // www.princeton.edu/~bernanke/currentpapers.htm.
  25. Buiter W. Central Banks and Financial Crises // www.federalreserve.com.
  26. Roubini N. Why Central Banks Should Burst Bubbles // www.rgemonitor.com.
  27. Goodhart Ch. What Weight Should Be Given to Asset Prices in the Measurement of Inflation // Economic Journal. 2001. Vol. III, June. P. 335.
  28. Правительство РФ – www.government.ru
  29. Банк России – www.cbr.ru

Информация о работе Кредитно-денежное регулирование экономики