Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 22:21, реферат
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы.
I. Модернизация
1. Понятие модернизации и теория модернизации
2. Модернизация в России
3. Условия модернизации
4. Проблемы модернизации
5. Некоторые задачи
II. Конкурентоспособность
1.Достижение конкурентоспособности как конечная цель модернизации
2. Основные определения
3. Анализ внешней конкурентоспособности
3.1. Продовольственные и сырьевые товары
3.2. Машины и оборудование
3.3. Коэффициенты сравнительных преимуществ — RCA
3.4. Услуги
4. Внутренняя конкурентоспособность
5. Конкурентоспособность по ресурсам
5.1 Природные ресурсы
5.2.Труд
5.3. Капитал
6.Конкурентоспособность институтов
7. Политика конкурентоспособности
7.1.Условия и ограничения
7.2. Десять тезисов политики конкурентоспособности
III. Заключение
Литература
Проблема
конкурентоспособности
После того как завершился наиболее болезненный этап рыночных реформ и после финансового кризиса 1998 г. началось оживление экономики. И, естественно, с новой силой развернулась дискуссия о путях преодоления отставания российской экономики, еще более возросшего за годы реформ и трансформационного кризиса; о ее модернизации, о целях и методах последней.
На этапе формирования экономической политики последних лет сталкивались две альтернативных модели - либеральная, делавшая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике, и государственная, дирижистская, настаивавшая на активном участии государства в экономике, причем не только в качестве реформатора, но и действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора. Сторонники последней модели объясняли болезненность реформ в России, прежде всего уходом государства из экономики, причем слишком быстрым. Они также всегда выступали за активную промышленную политику, причем понимаемую в привычном советском смысле (а отнюдь не в западном смысле industrial policy). На практике, однако, эти идеи реализовывались в течении краткосрочного периода – в момент пребывания на посту премьер-министра Е.М. Примакова, когда появились бюджет развития и Банк развития России.
С началом этапа модернизации тот же выбор предстал в новой ипостаси. На первом этапе рыночных преобразований либеральная модель была более адекватной. Но, возможно, на этапе модернизации, когда необходима глубокая структурная перестройка, а рыночные силы далеко не всегда генерируют желаемые структурные сдвиги, вторая модель выглядит более адекватной.
В течение последних четырех лет все же доминировала либеральная политика, и при этом имели место высокие темпы роста. Правда, объяснения находили в девальвации рубля и высоких ценах на нефть, что справедливо. Но несомненно и то, что выгоды конъюнктуры реализовывал российский бизнес, возродившийся благодаря реформам и взявший на себя роль локомотива роста.
Тогда же был выдвинут лозунг удвоения ВВП за 10 лет, Правительством была поддержана идея диверсификации экономики, призванная решить проблему сырьевой ориентации российского производства и экспорта. За ней следом напрашивалась идея изъятия природной ренты, активно развиваемая левым флангом политического спектра, особенно С. Ю. Глазьевым: изъять сверхдоходы нефтяников и снизить налоги на остальных, дав тем самым импульс развитию обрабатывающих отраслей.
Вскоре, однако, выяснилось, что доходы нефтяников высоки лишь в силу конъюнктуры и конкурентоспособности их товара, в отличие от большинства других отраслей; что они ничем не выделяются по сравнению с их конкурентами на мировом рынке и чрезмерные изъятия просто приведут к потере ими конкурентоспособности. И так наши нефтяные компании только недавно приступили к внедрению новых технологий, уже давно освоенных другими. А обрабатывающим отраслям как реципиентам выгод еще предстоит достичь конкурентоспособности, доказать, что они могут это сделать в приемлемые сроки.
Сторонники другого, либерального пути развития, настаивали на продолжении структурных и институциональных реформ. Но начатые реформы двигались медленно и за редким исключением (налоги) не приносили быстрых заметных результатов. Этого следовало ожидать, ибо такова природа институциональных изменений: сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, а предельный эффект — снижается.
Авторы статьи «Конкурентоспособность и модернизация российской экономики», Андрей Яковлев и Евгений Ясин, убеждены, что государственная политика не может привязываться к определенным теоретическим моделям, а должна основываться на здравом смысле, на анализе затрат и выгод любого решения, на основательных прогнозах, включающих фактор неопределенности. Исходя из этого, можно констатировать, что сами по себе рыночные силы не приведут к формированию в России структуры экономики, способной обеспечить процветание страны: они скорей будут толкать к закреплению сырьевой ориентации, а стало быть, и сравнительно низких темпов роста (рост спроса на энергоносители и сырье равен темпам роста мировой экономики минус эффект ресурсосбережения). С другой стороны, традиционные варианты промышленной политики (отраслевые приоритеты плюс государственные инвестиции плюс высокие налоги или масштабные льготы) не только будут увеличивать неэффективность, бюрократию и коррупцию, но они непригодны и в силу высокой изменчивости и неопределенности точек роста в постиндустриальной экономике. Концентрация ресурсов с помощью государства для достижения национальных целей, столь часто применявшаяся в разных странах в период индустриализации, сейчас теряет смысл: не успеешь сконцентрировать и потратить, а уже выясняется, что пора списывать в убыток.
В этих условиях разумной целью модернизации российской экономики должно стать достижение высокой конкурентоспособности. Это и масштабная национальная задача стратегического характера, решение которой поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран, и обеспечило бы ей достойные позиции в мире. Это и отвечающая современным условиям структурная политика, которая в соответствии с поставленной целью позволит определять методы и средства ее достижения.
Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Определение простое, но обладающее достоинством ясности и соответствия интуитивным представлениям. Следует различать:
Продавать
на внутреннем рынке — это может
быть предпосылка внешней конкурентоспособности,
но не гарантия. Это более низкий уровень
конкурентоспособности.
Также существуют:
3. Анализ внешней конкурентоспособности
3.1. Продовольственные и сырьевые товары
Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо 37,2 млрд. долл., счет текущих операций — плюс 32,8 млрд. долл. В 2003 г. ситуация еще лучше— по предварительным данным — 3,9 млрд. долл. (9% ВВП). Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, конкурентоспособно на внешних рынках небольшое число товаров — энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки.
Официальные данные о российском экспорте приведены таковы: 73,8% всего экспорта в 2002 г. пришлось на две группы — минеральные продукты и металлы. В 2003 г. в связи с высокими ценами на эти товары их доля оказалась еще больше. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше — 28,5% экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% — текстиль, одежда, обувь.
Можно выделить следующие основные статьи российского экспорта, оборот которых составил более 1 млрд. долл., (кроме нефти и газа):
Что касается последнего пункта, то этот рынок очень устойчивый и имеет тенденцию роста – продукты лесопереработки (обработанные лесоматериалы, фанера клееная, целлюлоз, газетная бумага) вместе давали экспорта более 1 млрд. долл. и выросли на 21%. В табл. 1 представлены средние цены по этим группам товаров в 2002 г.( долл. США за 1000 м3 на рынках вне СНГ):
Наименование продукции | долл. США за 1000 м3 |
лесоматериалы необработанные | 45 |
лесоматериалы обработанные | 176,6 |
фанера клееная | 243,8 |
целлюлоза древесная | 293,4 |
бумага газетная (за 1 тыс. т) | 332,4 |
Табл. 1 Средние цены на продукцию рынка лесоматериалов в 2002 г.
Далее
целесообразно рассмотреть
На рынке черных металлов ситуация схожа с химической промышленностью. В экспорте преобладают полуфабрикаты из углеродистой стали (около 2 млрд. долл.) и листовой прокат (2,8 млрд. долл.). Советские заводы (Магнитка, Череповец, Липецк, Кузбасс) строились в расчете на металлоемкий внутренний рынок (строительство, машиностроение, оборонка), на котором спрос резко сократился и вряд ли восстановится до прежних размеров. Рудная база уступает, например, бразильской или австралийской по содержанию металла — всего 15—30% (Коммерсантъ. 2003. 7 октября). На мировом рынке они держатся за счет благоприятной конъюнктуры, но по уровню рентабельности уступают наиболее перспективным производителям, в том числе за счет транспортного фактора и технологического отставания. Долгосрочные перспективы удержания позиций в мировой торговле достаточно сомнительны, во всяком случае потребуются немалые усилия и вложения.
На рынке цветных металлов положение, пожалуй, более уверенное, особенно по никелю, меди, палладию, платине. Алюминий — крупнейшая статья экспорта в этой отрасли, держится на относительной дешевизне энергии, льготам по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС. Кроме того, до последнего времени активно применялся толлинг. В случае устранения или сокращения этих льготных условий прибыльность производства значительной части алюминия может быть поставлена под вопрос.
3.2. Машины и оборудование
Здесь можно выделить следующие подпункты:
Автомобили
— при всех разговорах о неконкурентоспособности
автомобильной промышленности она показывает
высокие темпы роста экспорта (183% за 4 года),
почти на половину за счет рынков СНГ.
Авиационная техника — также растущий
экспорт (в 2 раза за 4 года), причем страны
СНГ берут всего 3,2%. Авиастроение сейчас
поддерживается ремонтом и модернизацией
старых самолетов, которые в большом числе
пока эксплуатируются в странах, ранее
закупавших советскую авиатехнику. В любом
случае эту отрасль не только не следует
списывать со счетов, но она должна быть
отнесена к перспективным.
Вооружения — их экспорт по открытым
данным составил в 2003 г. 5,4 млрд. долл., в
том числе почти 70% — боевые самолеты (КоммерсантЪ,
2004, 27 февраля). Главные покупатели — Китай
и Индия. В 1997—2001 гг. на Россию приходилось
17% мировых поставок вооружений, в 2001 г.
наша доля подскочила даже до 30%. Главный
конкурент — США, которые устойчиво занимают
на рынке 50% (Известия. 2003. 12 мая). На рынках
— острейшая конкуренция, до недавней
поры сокращался спрос. Но в последнее
время, кажется, человечество передумало
строить «мир без войны». Многие страны
вновь вооружаются, поэтому победители
в конкурентной борьбе на этом рынке получат
свою долю. Все же рассчитывать на существенное
увеличение экспортных доходов от продажи
оружия вряд ли стоит.
В целом об экспорте машин и оборудования,
которые в нашей стране ассоциируются
с сектором высоких технологий, можно
сказать следующее. В 2002 г. он составил
10,1 млрд. долл. США, в том числе 28,5% — в страны
СНГ. Это третья по доле группа после минеральных
продуктов и металлов — 9,5% российского
экспорта, более благоприятно встречаемая
в СНГ и странах третьего мира. Но в ней
новейшие продукты, например вычислительная
техника, занимают крайне низкую долю.
Статистика их зачастую просто не выделяет,
то ли в силу консерватизма, то ли скорее
из-за малости величины.
3.3. Коэффициенты сравнительных преимуществ — RCA
Информация о работе Конкурентоспособность и модернизация российской экономики