Южная Корея в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2010 в 08:57, Не определен

Описание работы

Введение........................................................ 3
Республика Корея.................................................. 4
Южная Корея в мировой экономике........................................ 7
Особенности экономического развития....................................................... 7
Основные черты хозяйственного механизма................................................... 11
Чеболь................................................ 11
Государственный сектор........................................................................ 12
Трудовые отношения.............................................................................................. 13
Общая характеристика.................................................................................... 14
Южная Корея в мирохозяйственных связях................................................................. 16
Внешняя торговля..................................................................... 16
Экспорт, импорт капитала............................................................................ 18
Литература............................................................................................. 21

Файлы: 1 файл

Южная Корея в мировой экономике.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 Доля затрат  на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что  соответствует уровню ведущих  западных стран. Большинство ассигнований  направляется на разработки прикладного  характера. 

По оценкам  общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989 г. 

Важным условием быстрого расширения производства и  повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное  перенаселение, особенно в сельской местности. 

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным. 

Трудовые ресурсы  были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес  в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.  

При этом в последнее  десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.  

В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.

Основные черты  хозяйственного механизма 

Характерной чертой развития хозяйственного механизма  Южной Кореи является всеохватывающая  роль государства. Правительственный  контроль над развитием хозяйственной  сферы был предусмотрен основным законом страны.  

Капиталистические отношения “насаждались” сверху, и одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора.  

Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу  социально-экономических решений, что  проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. 

Обеспечение роста экономики и экспорта требовало создания условий для компаний конкурировать на международных рынках и быть двигателем догоняющего развития и направления этих процессов государством.

Чеболь.  

Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами.  

Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (1964 г. — шесть объединений). В их число входят “Хёндэ”, “Самсун” “Дэву”, “Лакки-Голдстар”, “Тэу”. Особенность развития производства крупных объединений состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении.  

Если в конце 40-х — начале 50-х годов они  сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х — в начале 60-х годов — черных металлов, нефтепродуктов, судов и т. д.  

По мере экономического развития эти корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало. Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов — уже 23% по добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а 100 — 47% ВВП страны. 

В кредитной  сфере доминируют три банка —  “Бэнк оф Сеул энд траст”, “Кориа ферст бэнк”, “Коммершел бэнк”. 

В создании и  развитии крупных объединений большую  роль сыграло правительство, действовавшее  по принципу “сделать мощным государство”.  

Рост чеболь во многом поддерживался благодаря  созданному для них льготному  финансированию. На них приходилось  приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.  

Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка. 

Промышленные  группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране.  

За 1970—1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%. 

Высокая степень  концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости  населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.  

В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57% рабочей силы и около 30% промышленной продукции.  

Кооперационные  отношения между мелким и крупным  капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.  

В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30% малых и средних предприятий.

Государственный сектор.  

Другой отличительной  чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорт-ориентированной экономики.  

Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП. 

Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962г. неразрывно связан с планированием экономической  деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции  которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.  

Планирование  охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной  активности, и ему был присущ в  определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний. 

Важное место  в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов  было отведено такому аспекту структурной  перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.  

Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными. 

Подобное положение  складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых  в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства. 

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались “коллективы совместной обработки земли”.  

Организация коллективных хозяйств под контролем государства  проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно  включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий  для обеспечения работой разорившихся крестьян. 

Кредитная система  находилась под жестким контролем  государства. В начале 60-х годов  банки были национализированы, но в  последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал  правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.  

Связь правительственного банка и крупной группы создавала  внутренний рынок финансирования, который  функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности. 

Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности  государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали  за их использованием.  

Кредиты предоставлялись  на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.

Трудовые отношения.  

Особое положение  в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными  проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности.  

Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981гг.) правительство  стало включать в него вопросы  контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности. 

Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим  и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.).  

Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г. 

Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза. 

После 1987 г. рабочие  получили новые возможности при  заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений  возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих.  

Коллективные  соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей  и обувной — на уровне региона. 

Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней  комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые  в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников. 

В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.  

Информация о работе Южная Корея в мировой экономике