Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2016 в 13:16, контрольная работа
Целью работы является изучение экономического быта древнегерманского общества.
Задачами работы являются:
охарактеризовать основные источники по истории древних германцев;
определить экономический строй жизни и хозяйственные занятия древних германцев;
выявить изменения в производительных силах древнегерманского общества от Цезаря до Тацита.
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИЯ/ ФАКУЛЬТЕТ ИИГСО
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Экономический быт древнегерманского общества
Контрольная работа по дисциплине:
«История средних веков (Европы)»
Выполнил студент группы 302
Карамсакова О. С. 01.04.2016г
Специальность / направление подготовки Педагогическое образование
Специализация / профиль история
Форма обучения заочная
Преподаватель канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Нехаева Светлана Валентиновна
_____________
(подпись)
_____________
(оценка)
«___» ________ 20__г.
Новосибирск 2016
Содержание
Сведения о древнегерманских народах по большей части основаны на дошедших до наших дней сочинениях Юлия Цезаря о Галльской войне и римского историка Корнелия Тацита, который опирался на сообщения римских купцов и воинов, а также на сведения Цезаря. В последние десятилетия с развитием археологический науки стали известны новые данные о жизни германских народов, некоторые из которых опровергают описанное в книгах античных авторов. Таким образом, тема о жизни германских племен все еще остается недостаточно изученной, что обуславливает ее актуальность.
Целью работы является изучение экономического быта древнегерманского общества.
Задачами работы являются:
Объектом исследования являются древнегерманские племена, предметом – экономический строй древнегерманских племен.
Германские племена принято делить на три основные группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Западногерманское объединение племен, в свою очередь, делится на три группы, названия которых приводятся у Плиния и Тацита: истевоны, ингвеоны и эрминоны.
Кроме этих трех групп западных германцев, Плиний выделяет вандалов (т. е. восточных германцев), перечисляя здесь бургундионов, варинов, харинов и гутонов, а также пятую группу - пеукинов и бастарнов.
Страбон в «Географии» описывает около 20 древнегерманских племен, живших за Рейном: бруктеры, гутоны, гамабривии, гермондоры, зумы, кавки, кампсианы, каулки, кимвры, лугии, лангобарды, маркоманны, мугилоны, свевы, сугамбры, семноны, сибины, хавбы, хатты, хаттуарии, херуски. При этом Страбон признает, что ему неизвестны дальние племена германцев, жившие вдали от соприкосновения с римлянами1.
Тацит описывает германские песнопения, описывающие германские народы: «они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии». Далее Тацит, опираясь на слова Цезаря, пишет, что часть галлов перешла в Германию и «таким образом, между Герцинским лесом и реками Рейном и Меном осели гельветы, еще дальше — бойи, причем оба племени — галлы»2.
Изучение жизни древних германцев, в первую очередь, основывается на сообщениях античных авторов. Такие письменные свидетельства возникли в то время, когда представители Рима вступили в контакты с германскими варварами. Но взаимоотношения с варварами были в основном враждебными: Рим то оборонялся от германских вторжений, то вел против них наступательные войны; военные действия перемежались переговорами и обменом посольствами. Германию посещали полководцы, воины, купцы и должностные лица, все они смотрели на ее население и его быт настороженно или просто враждебно. Уклад жизни племен, живших за Рейном и Дунаем, определенно казался им противостоящим укладу римской жизни.
В середине I в. до н.э. Цезарь в ходе завоевания Галлии достаточно близко познакомился с германским племенем свевов и оставил довольно обширные сведения о германцах в «Записках о Галльской войне». Однако стоит учесть, что Цезарь был политическим деятелем и полководцем, и его заметки о жизни германского народа были написаны в основном для описания собственных действий в Галлии. Кроме того, Цезарь не заходил вглубь Германии, и описываемые им сведения могли быть позаимствованы у прирейнских племен или у германцев, переселившихся в Галлию. Тем не менее, свои наблюдения в жизни германцев на небольшой территории Цезарь распространил на германцев в целом.
Через 150 лет, в конце I и начале II в. н.э., о германцах писал Тацит. Он написал о войнах и переговорах римлян с разными германскими племенами («Историях» и «Анналах»), а также написал книгу «О происхождении и местожительстве германцев» (более известную под названием «Германия»), содержащую разнообразные сведения о них. Частично они были собраны у очевидцев - воинов и купцов, но немалую долю сведений Тацит позаимствовал у других авторов, так что эта информация могла быть устаревшей.
Кроме произведений Цезаря и Тацита, являющихся основными свидетельствами о германцах, сообщения о них сохранились в трудах Страбона, Веллея Патеркула, Гая Плиния Старшего, Плутарха, Флора, Аппиана, Диона Кассия и других древних авторов.
Большая часть письменных сведений о германцах не принадлежит очевидцам. Однако и в тех случаях, когда автор повествования напрямую контактировал с ними (например, Цезарь), правдивость его сведений в некоторых моментах вызывает серьезные сомнения. Северные варвары были чужими грекам и римлянам и по языку, и по культуре, по всему строю своей жизни – они были выходцами из иного мира. Соответственно, авторы в какой-то степени описывали свои достаточно предвзятые представления о варварах.
С развитием археологии появилось множество новых сведений о материальной жизни германцев, некоторые из которых прямо противоречили сведениям античных авторов. В частности, археологические открытия в отношении хозяйства германцев: находка остатков поселений и следов древних полей серьезным образом меняет всю картину материальной жизни Средней и Северной Европы на рубеже н.э. и в первые ее столетия, и благодаря таким находкам под сомнение ставятся основные цитаты из «Германии» и «Записок о Галльской войне», относящиеся к аграрному строю германцев3.
Археология заставила по-новому подойти и к проблеме этногенеза германцев. Античные авторы применяли термин «германцы» для обозначения группы народов, живших севернее Альп и восточнее Рейна. Кроме того, ряд племен, которых древние относили к германцам, по-видимому, таковыми или вовсе не являлись, или же представляли собой смешанное кельто-германское население.
Тацит пишет, что «хотя страна кое-где и различается с виду, все же в целом она ужасает и отвращает своими лесами и топями; наиболее влажная она с той стороны, где смотрит на Галлию, и наиболее открыта для ветров там, где обращена к Норику и Паннонии; в общем достаточно плодородная, она непригодна для плодовых деревьев; мелкого скота в ней великое множество, но по большей части он малорослый»4, однако археологические материалы свидетельствуют о бесспорно земледельческом характере тогдашнего германского общества.
Цезарь же описывает германцев по-другому: «земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и князья каждый год наделяют землей, насколько и где найдут нужным, роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок они объясняют разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений; чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и жары; чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой возникают партии и раздоры; наконец, это лучшее средство управлять народом путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном отношении он не уступает людям самым сильным»5.
Согласно археологическим данным, практически на всей территории расселения германцев разводили домашних животных. Преобладал крупный рогатый скот, свиньи, лошади, козы и овцы. Среди птиц чаще встречались куры, реже гуси и утки. За исключением лошадей скот использовали для получения мясной пищи. Хотя не исключено, что коз и овец разводили, главным образом, ради шерсти. Молоко, по свидетельству письменных материалов, еще не стало популярным и употреблялось не весь год. В качестве тягловой силы использовали лошадей и волов. Часто на поселениях находят кости собак и лишь чуть меньше – кошек.
Сведения римских авторов о скотоводческом и даже кочевом характере жизни древних германцев можно объяснить, во-первых, непониманием германских форм землепользования, а во-вторых, тем, что примитивные способы обработки земли, применявшиеся германцами, скептически воспринимались видевшими это римлянами.
Согласно исследованиям, леса Германии по своему составу очень разнились. На востоке и юге произрастало большое количество сосен и елей, а на западе и на прибалтийских возвышенностях преобладали лиственные деревья, в основном березы. Большие территории Германии, Дании и Голландии занимали не только густые леса, но также болота и вересковые пустоши.
Стоит отметить, что вересковые пустоши в немалой степени являются созданными руками человека, а не его природой. Вереск обычно появляется, когда лесистая местность вырождается под влиянием хозяйственной деятельности людей. Так, большая часть вересковых пустошей возникла еще при римлянах, в железном веке. Отчетливые следы древних границ полей указывают, что когда-то здесь пахали и выращивали урожай. На границах некоторых заболоченных мест имеются прекрасные пастбища для скота, так что даже заболоченные области были заселены.
Далее Тацит пишет об охоте: «когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию, и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой»6.
Цезарь также писал о роли охоты у свебов: «питаются они сравнительно мало хлебом, а главным образом молоком и мясом своего скота. Кроме того, они проводят много времени на охоте. Она развивает их физические силы и сообщает им огромный рост, благодаря особой пище, ежедневным упражнениям и полной свободе, так как их с самого детства не приучают к повиновению и дисциплине, и они делают только то, что им нравится. В конце концов они так себя закалили, что даже в самых холодных местностях надевают на себя только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой, и купаются в реках»7.
Археологические сведения частично подтверждают роль охоты в жизни германских племен, которой способствовали огромные лесные массивы на германских территориях, однако согласно раскопкам охота не имела существенного значения для жизни германцев, в основном они довольствовались результатами скотоводства. Также имеются сведения о рыболовстве в поселениях, близким к водоемам.
Ремесло раннесредневековых германских сельских жителей изучено недостаточно. Обычно называют обработку дерева, ткачество, косторезное, кузнечное, ювелирное и гончарное ремесла, иногда металлургию.
Тацит пишет, что «железо, судя по изготовляемому ими оружию, у них не в избытке», поэтому логично предполагалось, что германцы не могут обрабатывать ни окружавшие их леса, ни почву. Такое высказывание придавало примитивности хозяйству германцев. Тем не менее, благодаря археологическим раскопкам стало известно о наличии у германцев инструментов для добычи и обработки железа, что приносило им как орудия труда и сельского хозяйства, требуемые для расчистки лесов и вспахивания почвы, так и оружие.
Железная руда была легко доступна благодаря ее поверхностному залеганию, при котором ее вполне можно было добывать открытым способом. Хотя у германцев уже имелись способы и для подземной добычи железа, были найдены древние штольни и шахты, а также железоплавильные печи. Находка многих плавильных очагов и печей является доказательством того, что, вероятно, германские методы выплавки были ничем не хуже, чем у римских кузнецов.
Наиболее обычной и простой разновидностью плавильной печи был чашевидный очаг – обычная яма, находившаяся или на поверхности земли, или глубоко под ней, в которой руду расплавляли на огне. Необходимый поток воздуха получили с помощью естественного сквозняка или с помощью мехов. Однако были найдены и более прогрессивные шахтные печи: возможно, они зародились в римском мире. Такая печь представляет собой высокую узкую трубу или «шахту» из глины, которая стоит над огнем. Высота трубы намного повышала приток воздуха к железной руде, и благодаря этому плавка проходила более эффективно.
Информация о работе Экономический быт древнегерманского общества