Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 02:38, курсовая работа
Одной из методологических основ работы явился труд Р.Ф. Иванова "Авраам Линкольн и Гражданская война в США", в котором автор поддерживает точку зрения, что главной причиной войны была проблема рабства. Также немалое место для написания работы имели монографии и статьи Г.П. Куропятника, чье мнение прямо противоположно мнению уже упомянутого Р.Ф. Иванова. Нельзя не отметить статью "Экономические аспекты Гражданской войны в США" Н.Л. Дружинина и О.Н. Мисько, в которой авторы дают свое, абсолютно новое видение причин исследуемого события, весьма удачно структурировав их.
На данном этапе все яснее становился тот факт, что без вмешательства извне конфликт двух регионов не исчезнет. Будущий президент Линкольн говорил о том, что «нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным…Он (Союз) станет или полностью свободным, или полностью рабовладельческим».14
Однако видный политический деятель не принимал кардинальных решений. Он считал, что рабство – зло, но борьба с рабством представляет собой не меньшее зло. Линкольн и его единомышленники выступали не за отмену рабства, а за запрет на расширение территорий с рабовладельческой системой хозяйства. Он был убежден, что в такие условия приведут рабство к самоуничтожению.
Несмотря на то, что по численности
населения южные штаты сильно отставали
от северных – 9 млн. против 22 млн., более
50% наиболее успешных американцев проживали
на Юге. Это были владельцы плантаций,
хлопкоочистительных производств и большого
числа негров-рабов. "Таким образом,
на Юге складывался слой олигархии, которая
в скором времени могла бы обеспечить
полную гегемонию южан в политической
жизни США, что никак не могло устраивать
северных капиталистов-предпринимателей"
Но к концу 50-х годов, по мнению Р.Ф. Иванова, была полностью очевидна несостоятельность рабства. Дальнейшее экономическое развитие страны, которая уже в 1860г. вышла на четвертое место по общему объему промышленного производства, упиралось в проблему рабства, которое препятствовало образованию единого национального рынка.
«Таким образом, и с экономической, и с политической точки зрения буржуазия была заинтересована в уничтожении рабства».16 Данное утверждение относится к большинству представителей класса буржуазии, но, например, владельцы текстильных фабрик Севера, напротив защищали рабство. Ведь рабовладельческие хлопковые плантации были для них дешевым и единственным рынком сырья. Поэтому уничтожение данной системы было для них экономически невыгодным. По признаку отношения к рабству к этой категории северян также относится торговая буржуазии, зарабатывавшая на реализации продуктов рабского труда.
Плантаторы понимали это и всеми силами «стремились доказать, что производство хлопка нельзя организовать с помощью наемного труда… И эта пропаганда рабского труда давала свои результаты: значительная часть буржуазии Севера считала, что отмена рабства приведет если не к краху, то к серьезному кризису экономики страны».17
А впереди были намечены президентские выборы, и южане угрожали выйти из Союза в случае победы республиканцев. Что они и сделали после победы ярого противника рабства Авраама Линкольна.
Итак, просуществовав два с половиной века, американское рабство имело огромное значение для всех сфер жизни в Соединенных Штатах Америки. В двух регионах сложились две разные социальные, экономические и политические системы. В какой-то степени именно отсутствие рабства на Севере и развитие его на Юге привело к расколу страны, но утверждать, что оно было главной и единственной причиной Гражданской войны было бы нецелесообразно, не рассмотрев другие предпосылки этого важного события.
Вторым объектом, привлекавшим иноземных захватчиков после золота, стали необъятные земли. Огромные пространства плодородной земли вызвали массовую иммиграцию переселенцев из Европы, которые хотели избавиться от феодального гнета на своей родине и путем обработки новых земель получить экономическую свободу. Поселенцы издавна стремились на земли, лежащие к западу от Аппалачских гор.
После Войны за независимость
"по решению Конгресса США
западная территория вместе с
землями за Аппалачами
Позднее в состав госфонда были включены следующие земельные пространства: Луизиана, испанская Флорида, Орегон, более половины Мексиканской республики. Таким образом, территория молодых Соединенных штатов состояла на три четверти из государственного земельного фонда.
Пожалуй, это единственный пример, когда независимое государство развивалось путем национализации большей части своих земель. Этот факт имел немалое влияние на все стороны экономической, политической, культурной и нравственной жизни американцев.
Естественно, производители стремились приобрести землю в собственность из этого национального фонда. Также они осознавали необходимость иметь "сильное центральное правительство, способное защитить их собственность и поддерживать гражданский порядок"19. И с этой точки зрения выигрывали представители южной олигархии. К началу Гражданской войны "на продолжении уже значительного времени южане являлись доминирующей политической силой страны – с 1789г. абсолютное большинство президентов США были южанами по происхождению и ни один из выходцев Севера не избирался на второй президентский срок".20 Они также занимали посты спикера Палаты представителей, временного президента. И среди членов Верховного суда южане являлись большинством.
Из этих данных не сложно понять, кто держал власть в стране. Здесь стоит упомянуть "правило трех пятых", согласно которому уступающие по численности южане добились значительно большего представительства в Конгрессе благодаря учету трех пятых невольником, процент которых в некоторых штатах, таких как Южная Каролина, превышал число свободных граждан. Эта формула имела вид: "представительство пропорционально "общему числу белых и других свободных граждан и поселенцев … и трех пятых прочих лиц, не подразумеваемых в предыдущем описании, исключая не платящих налогов индейцев".21
На основании этого возник конфликт, ведь южане могли увеличить представительство в Конгрессе путем ввоза рабов. Был разработан следующий компромисс: для Севера – ограничение ввоза рабов двадцатилетним сроком, для Юга – статья о выдаче беглых рабов.
Итак, укрепивший свои позиции в правительстве, слой южной олигархии начинает борьбу за земли Запада. Этот процесс можно условно разделить на три "больших дележа" земли.
К первому можно отнести освоение западных земель после Войны за независимость, в которой активно себя проявили южные штаты, фактически добившиеся разделения на Юго-Запад и Северо-Запад. При чем на Юго-Западе было конституционно введено рабовладение. В результате первого "большого дележа" было образовано три новых северных штата и четыре южных.
Помимо этого, богатые рабовладельцы скупали огромные земельные площади, которые выставлялись на свободную продажу, но из-за того, что продавались очень большими наделами от 640 акров и по первоначальной цене в 1 долл. за акр, которая возрастала в несколько раз, были недоступны обычным фермерам. Порой они даже не утруждались провести дело через Палату представителей и захватывали земли незаконно. "Земля была и в течение длительного времени оставалась источником появления крупнейших по тем временам состояний плантаторов-рабовладельцев, лендлордов, финансовых дельцов и земельных спекулянтов".22
Второй "большой дележ" приходится на 1820г., когда американцы были заняты разделом земель французской колонии Луизианы. Конфликт возник при присоединении штата Миссури (уже третьего проталкиваемого в Союз южного штата) в качестве рабовладельческого, повод этому давало "наличие на этой территории 10тыс. рабов и тот факт, что основная часть осевших переехала из южных штатов"23. Это означало, что южане получат экономический и политический контроль над землями к западу от реки Миссисипи. Этот дележ закончился Миссурийским компромиссом 1820 года, очевидно, что для рабовладельцев второй раздел земель, как и первый, был выгоднее, чем для северян, ведь они добились того, что "все земли к югу от 36°30′ северной широты включались в сферу плантационно-рабовладельческой системы".24 Для северян же плюс был в том, что выше этой границы рабство запрещалось навсегда, кроме того из земель Луизианы был выкроен свободный штат Мэн и принят в Союз.
Такое ярое желание плантаторов захватывать новые земли можно объяснить тем, что на юге, в "империи короля-хлопка", господствовал экстенсивный способ производства, эта техническая культура быстро истощала почву, поэтому плантаторы и стремились в поиске новых земель все дальше вглубь континента.
В начале 40-х годов взгляды рабовладельцев устремились на земли Мексиканской республики. В 1845 г. была принят в Союз в качестве рабовладельческого штата захваченный Техас. Такая же судьба ждала и испанскую Флориду. Но на этом они не остановились, после отказа Мексики продавать еще две провинции – Калифорнию и Новую Мексику, с помощью "послушного" правительства 12 мая 1846 г. была объявлена война с Мексикой.
"Одержав
победу на Мексикой, Соединенные
штаты увеличили свою
Так, земли были поделены между двумя регионами, территорий для захвата уже не было, поэтому получить новые владения можно было лишь с помощью передела, что и случилось в Канзасе, на который посягнули плантаторы. Земельный вопрос нуждался в решении.
Немаловажную роль в предвоенный период играет вопрос о гомстедах.
"Впервые
билль о безвозмездном
Поэтому не имевшим средств на покупку земли оставалось только пуститься в далекое опасное путешествие на Запад и осесть на свободной земля незаконно, как скваттеры.
К 1860 г. билль о гомстедах уже трижды проходил через палату представителей и трижды отвергался Сенатом. "Когда, наконец, в выхолощенном виде билль прошел и Палату, и Сенат, то на него было наложено вето президентом США."28 Естественно, это вызвало негодование со стороны жителей Запада.
В последние предвоенные месяцы, состояние на Западе значительно ухудшилось. Если ранее правительство задерживало на несколько лет аукционы, давая скваттерам накопить средств для выкупа уже обработанного участка, то теперь ставился вопрос о сгоне с земли огромного количества людей и ее дальнейшей продаже. Жизнь на Западе приходила в состояние хаоса: "массовая продажа заложенных участков с молотка, лишение права выкупа закладной из-за просрочки, последствия экономической паники в виде падения цен на продукцию ферм, высоких железнодорожных тарифов, банкротств финансовых учреждений и страховых компаний…"29
Поэтому в этот период жители Запада отдавали предпочтение Республиканской партии, которая обещала исполнить требование "земли для безземельных", то есть притворить в жизнь билль о гомстедах. Земельный вопрос стал одним из ключевых в программе партии.
Итак, совпавший по времени со сложным экономическим периодом на Западе, восстаниями Джона Брауна и рабов на Юге, земельный вопрос являлся ключевым. По мнению Г.П. Куропяника, "ни одна из этих проблем не задевала так глубоко насущные нужды населения страны, как вопрос о земле."30 Северяне были готовы оставить рабство на Юге, но не могли позволить его продвижения на новые территории, что грозило бы тем, что оно захлестнуло бы всю страну.
Различие экономических систем Юга и Севера уже не раз были упомянуты в данном исследовании. Развивающийся капитализм на Севере и привитие рабства к капитализму на Юге. В то время как Север шел по пути промышленного прогресса, Юг экстенсивно увеличивал владения "короля-хлопка". По переписи 1850 года видно, насколько Юг уступал Северу "по числу жителей и экономическому благосостоянию. По общему уровню экономического и социального развития Юг серьезно уступал Северу, только два его города (Ричмонд и Новый Орлеан) входили в число крупнейших 25 городов США с населением более 30 тыс. человек."31
С одной стороны, развитие монокультуры тормозило развитие других отраслей производства, но с другой стороны, прибыльность от продажи хлопка была колоссальной. Так, "в 1859 г. доля хлопка в экспорте страны увеличилась до 61%"32.
Кроме того, хлопковое производство не нуждалось в развитии новейших отраслей экономики, транспорта, во внедрении в производство достижений НТП в виде новых машин и механизмов. Плантаторы наоборот увеличивали количество занятых в производстве рабов, их количество возросло с 1808 по 1860 с 1 млн. до 4 млн.
И, наконец, нельзя упускать тот факт, что, в принципе, южные штаты вполне могли существовать без северных, увеличивая свою производительность. Чего нельзя сказать о северных, которые всецело зависели от "короля-хлопка", по сути они считали Юг своим сырьевым придатком. Н.Л. Дружинин и О.Н. Мисько выделяют как одну из главных причин вступление Севера в Гражданскую войну стремление сохранить Союз. Сохранение целостности было необходимо северянам по следующим причинам.
Во-первых, две трети собранного хлопка шло на экспорт, но весь торговый флот находился в руках северян, и неудивительно, что при этом они мешали Югу создать собственный, ведь они хорошо выигрывали на высоких тарифах за перевозку. Плюс оставшаяся треть перерабатывалась на фабриках Севера. "Если сравнивать экспорт (и соответственно, поступления экспортной выручки в страну) Севера и Юга, то вывоз Юга составлял приблизительно 213 млн. долл. в год, а Север вывозил в год на 47 млн долл. (преимущественно зерно западных штатов). Вследствие этого Юг обеспечивал до 80% всех налоговых поступлений в бюджет США. Потеря Юга для северных штатов выглядела бы в этих условиях катастрофой".33
Информация о работе Экономические причины Гражданской войны в США