Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2016 в 04:54, курсовая работа
Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Азиатско-Тихоокеанский регион (далее - АТР) включает государства и территории, расположенные по периметру Тихого океана, которые условно подразделяют на четыре субрегиона: тихоокеанский, азиатский, североамериканский и южноамериканский. По разным подсчетам к АТР относят 58 государств и территорий. Но даже из приведенного определения АТР видно, что наименование интегрирует географические параметры, которые не отражают чисто географические характеристики. На самом деле "азиатская" часть наименования включает не всю Азию, а лишь Восточную и Юго-Восточную Азию, иногда сюда относят государства Южной и Центральной Азии (Индия, Пакистан, Афганистан), хотя некоторые полагают, что понятие Восточной Азии шире, чем АТР. В наименовании никак не затронута "американская" составляющая, хотя, как было указано выше, это понятие включает государства Северной и Южной Америки. Последнее обстоятельство также указывает на слабую теоретическую разработанность понятия АТР. Неслучайно есть мнение, что "попытки очертить на карте точные географические координаты АТР или Восточной Азии представляются несбыточными", что вместе с тем не мешает использовать в политико-экономическом лексиконе данное понятие. Становится все более очевидно, что экономическая глобализация не столь прямолинейно ведет к формированию единой глобальной экономики, как это казалось некоторым исследователям еще совсем недавно, поэтому современная мировая экономика, утверждают скептики, "остается только мягко интегрированной".
В связи с этим все большую актуальность приобретает подход, предполагающий создание на территории России особых экономических зон для интеграции страны в АТР. Свой вклад в преодоление сырьевой ориентации российской экономики был призван внести Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", создавший правовую базу для реализации масштабного национального проекта по развитию высокотехнологичных производств.
Перспективы развития в России инновационной деятельности связаны с созданием технико-внедренческих зон, концентрирующих интеллектуальный, технический и финансовый потенциал. К ключевым факторам успеха становления зон экономического сотрудничества и развития отдельные ученые относят взаимодополняемость экономик, географическую близость, политическую приверженность, координацию действий, развитие инфраструктуры.
Как видно, ключевое значение в развитии Дальнего Востока должно принадлежать задачам экономической модернизации региона. По мнению Т.Я. Хабриевой, ключевое значение в Концепции правового развития российского Дальнего Востока необходимо придать именно решению задач экономической модернизации и укрепления социальной системы региона за счет инвестиций в инновационные и высокотехнологичные проекты и улучшения делового климата в целом, что потребует совершенствования не только федерального законодательства, но и законодательства дальневосточных субъектов Российской Федерации. В указанной Концепции должны быть учтены преимущества Дальнего Востока как связующего звена АТЭС с другими интеграционными объединениями при участии России, в том числе СНГ и ЕврАзЭС. Это в перспективе позволит создать одну из крупнейших интегрированных зон свободной торговли современного мира. Из данного правового подхода следует весьма важный вывод: стратегия соразвития России и АТР должна строиться исходя из двойственного положения нашей страны в этом регионе, обладающей как глобальной экономикой, так и экономикой региональной, представленной российским Дальним Востоком. России нужна такая политика в АТР, которая предусматривала бы интерпретацию интересов как России в целом, так и ее субъектов, т.е. важно активно участвовать в процессах азиатско-тихоокеанской интеграции в целях поднятия экономики как российского Дальнего Востока, так и всей России.
Давно назрела необходимость гармонизации законодательства Российской Федерации и международных договоров, заключенных в рамках АТЭС, что предполагает внесение изменений в законодательство, налаживание системной связи Российской Федерации и ее субъектов в обеспечении исполнения международных обязательств, расширение двусторонних международных договоров с теми государствами - членами АТЭС, потенциал сотрудничества с которыми практически не реализован.
С 1995 г. в АТЭС функционирует Деловой консультативный совет (далее - ДКС) в составе представителей бизнес-сообщества (по три от каждой страны). Основная задача ДКС - разработка рекомендаций по осуществлению Осакской программы действий и определению приоритетов в развитии сотрудничества.
Приоритетные функции ДКС - влияние на принятие решений в рамках АТЭС на государства с целью реализации индивидуальных и коллективных планов действий (далее - ИПД и КПД), содействие торговой и инвестиционной открытости. ДКС выполняет такие задачи, как информирование глав государств и правительств о достигнутых результатах в рамках деятельности АТЭС; проведение мониторинга в отношении формирования зоны свободной торговли и инвестиций к 2010 - 2020 гг. Ежегодно ДКС представляет доклад с обобщенными рекомендациями представителей частного сектора о реализации программных документов АТЭС. Это позволяет российским исследователям говорить о создании в рамках АТЭС норм "мягкого" права, направленных на формирование особой среды, в пределах которой происходит интенсивный обмен между участниками АТЭС информацией по вопросам международной коммерческой деятельности. Благодаря действию норм "мягкого" права (soft law) осуществляется формирование единого информационного пространства АТР .
Разработкой конкретных направлений сотрудничества занимаются отраслевые комитеты и рабочие группы. Основные отраслевые комитеты - Комитет по торговле и инвестициям, Экономический, Административно-бюджетный. Заметим, что главное направление деятельности Комитета по торговле и инвестициям - устранение торговых и инвестиционных ограничений в АТЭС; разработка КПД и проведение мониторинга ИПД.
В связи с этим необходимо отметить, что на Манильском саммите (1996 г.) была принята Манильская программа действий, которая состоит из трех разделов:
1) ИПД каждого государства-члена;
2) КПД;
3) развитие
экономического и технического
сотрудничества на основе
ИПД предусматривают реализацию мер по либерализации торговли и инвестиций: по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, ускоренной реализации итогов Уругвайского раунда ГАТТ, правилам происхождения товаров, национальным стандартам. ИПД носят добровольный характер, но так как они принимаются с учетом результатов переговоров и консультаций, то фактически являются в минимальной степени обязательными для государств. Путем принятия КПД были определены направления стимулирования торговли и капиталовложений, формирования наиболее благоприятного делового климата. С 2000 г. действует правило периодических отчетов стран о ходе выполнения КПД.
Таким образом, одной из основных площадок конкурентной борьбы за доступ к природным богатствам Дальнего Востока, а также за те инвестиции, которые могут быть направлены на разработку природных ресурсов и развитие наукоемких технологий, выступает АТЭС наряду с БРИКС.
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) позиционируется как глобальный форум, который в основном будет определять вектор мирового развития в XXI в. Он уже стал форматом, прочно утвердившимся на международной арене, поскольку в его основе - общность коренных интересов стран-участниц не только в экономической сфере, но и в политической жизни. В рамках БРИКС постепенно складывается новая система международных отношений, что свидетельствует о начале интеграционных процессов в АТР по обе стороны Тихого океана, затрагивающих уже и африканский континент, и Латинскую Америку.
Страны - члены БРИКС, провозглашая принципы открытости, солидарности, взаимопонимания и доверия, намерены способствовать повышению эффективности институтов глобального управления путем расширения представительства в них стран с формирующейся рыночной экономикой.
Следует отметить, что интеграционным процессам XXI в. свойственна общая тенденция, которую можно назвать фрагментацией. Фрагментация в интеграционном процессе - это наличие нескольких механизмов правового регулирования в различных сферах сотрудничества. До начала нынешнего мирового экономического кризиса считалось, что наибольшую сложность в любом интеграционном процессе представляют две сферы - общая внешняя политика и политика безопасности, являющиеся фактором фрагментации в интеграционных процессах в рамках БРИКС в качестве связующего звена. С углублением кризиса стало очевидно, что интеграция в экономической сфере также может поступательно развиваться, а проблемы, связанные, например, с внешнеэкономической деятельностью каждого из государств - участников БРИКС, могут решаться общими усилиями.
Для современной рыночной экономики показательно активное воздействие государства на развитие национальной экономики. В странах БРИКС развивается законодательство, объектом правового регулирования которого выступают отношения между хозяйствующими субъектами по экспорту и импорту, а также отношения, связанные с оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Нормы предпринимательского права, которые регулируют возникающие в связи с государственным воздействием на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере отношения, содержат условия ее осуществления, устанавливают права и обязанности ее участников.
В Российской Федерации основополагающим законодательным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>, которым установлены основы осуществления и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, среди которых: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории Российской Федерации; взаимность в отношении другого государства (группы государств); обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации (ст. 4) и др.
После присоединения Китайской Народной Республики к ВТО в 2001 г. одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли в этой стране является либерализация внешнеторгового режима. С 1 июля 2004 г. вступила в силу новая редакция Закона КНР 1994 г. "О внешней торговле", направленная на расширение возможностей китайских национальных отраслей промышленности. Данный Закон разработан в целях расширения внешней открытости, стимулирования развития и поддержания должного порядка внешней торговли, защиты законных прав и интересов предпринимателей (ст. 1) посредством создания и развития единой системы внешней торговли. Закон обеспечивает поддержку социалистической рыночной экономики, стимулирование и развитие торговых отношений с другими странами и регионами на принципах равенства и взаимной выгоды (ст. 5).
В связи с этим следует отметить, что расширение участия Китая в процессах глобализации сопровождается реформированием внутренних экономических институтов, повышением степени транспарентности их деятельности, ускорением рыночных преобразований, постепенным открытием для иностранного проникновения ранее закрытых областей бизнеса. Так, КНР согласно ст. 6 Закона "О внешней торговле", руководствуясь международными договорами и соглашениями, которые она заключила или участником которых является, предоставляет другим заключившим договор сторонам либо участникам договоров или соглашений статус стран наибольшего благоприятствования, гражданские и иные права, оговоренные в договоре. Кроме того, на основании принципов взаимности и обоюдной выгоды и иных принципов Китай может предоставить другим договаривающимся сторонам или участникам договора статус наибольшего благоприятствования или режим такого благоприятствования в сфере внешней торговли, гражданские и иные права.
В Индии системообразующим законом о внешнеэкономической деятельности является Акт "О развитии и регулировании внешней торговли" 1992 г., предусматривающий развитие и регулирование внешней торговли путем содействия импорту и увеличения экспорта. В соответствии с положениями Акта правительство должно содействовать внешнеэкономической деятельности и контролировать ее посредством создания единой системы поощрения и регулирования внешней торговли. Полномочия по осуществлению этой деятельности предоставляются Министерству торговли и промышленности Индии.
В российском общественном мнении укоренилось представление о приоритетности сотрудничества с Западом в деле осуществления модернизации отечественной экономики и страны в целом. В то же самое время Восток традиционно ассоциируется с консерватизмом, деспотией, экономической отсталостью и нищетой. Становится все более очевидной архаичность, если не ложность такого взгляда на окружающий Россию мир. Узость западно-центристского подхода к определению векторов развития России проявляется в попытках западных стран поощрять дестабилизационные процессы как в непосредственной близости от границ России, так и внутри самой страны. В последнее время западно-центристскому подходу противостоит тезис о необходимости выбора "восточной альтернативы", позволяющей достичь возрождения нашей страны путем отказа от западной модели развития.
Однако, по нашему мнению, задача состоит не только в том, чтобы преодолеть появившиеся стереотипы. У России были, есть и всегда будут жизненно важные интересы на Востоке, в настоящее время это уже практически никто не подвергает сомнению. Видимо, более подходящим является образ державы, прочно стоящей "на двух ногах" - как на Западе, так и на Востоке. Соответственно, достижение баланса между Востоком и Западом является безальтернативным внешнеполитическим выбором, обусловленным и российской историей, и уникальным геополитическим положением нашей страны. В современных условиях при ускорении процессов глобализации и бурном росте экономики государств Восточной Азии и других стран АТР большинство экспертов предрекают данному региону превращение в основной центр мирового политико-экономического развития и локомотив мирового хозяйственного роста в XXI в.
Данный регион имеет большое стратегическое значение для нашего государства. Через него проходят важнейшие морские коммуникации, связывающие наш Дальний Восток с европейской частью страны, и Россия не меньше других заинтересована в поддержании здесь мира и стабильности, развития взаимовыгодного сотрудничества, поэтому наше государство последовательно выступает в поддержку усилий государств региона и различных региональных межгосударственных объединений, направленных на создание устойчивой, сбалансированной системы региональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве всех расположенных здесь государств.
Азиатско-тихоокеанская составляющая внешней политики Российской Федерации охватывает широкий круг государств данного региона. Сюда входит и та часть внешнеполитической активности России, которая обусловлена ее принадлежностью к Азии и Тихоокеанскому бассейну и проявляется как в развитии двустороннего сотрудничества со странами АТР, так и в активизации участия в многосторонних встречах, форумах и межгосударственных организациях. Значение этого вектора для общего внешнеполитического курса новой России изменялось за прошедшие 20 лет от прозападного, при котором роль азиатского и тихоокеанского направления (не считая США) в целом оставалась небольшой, до смещения акцентов в геополитической ориентации нашей страны в сторону АТР.
В начале XXI в. Россия как евро-азиатская держава стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества как в Европе, так и в АТР. Между тем, несмотря на то что 60% территории России расположено на севере Азии, ее региональные приоритеты прочно связаны с Европой. Однако будущее нашей страны, безусловно, будет связано с Азией и Тихим океаном, поскольку на долю этого региона приходится 57% общемирового ВВП, 48% мировой торговли и 40% общего объема прямых зарубежных инвестиций.