Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 00:02, курсовая работа
Цены - главный мотор рыночной экономики. Они не только диктуют ситуацию на внутреннем рынке, у потребителя, но влияют на стратегию развития реальных производств, на потоки международного товарообмена. Еще в большей степени они влияют на российскую металлургию и российский рынок металла, поскольку финансовые возможности игроков этого рынка сравнительно невелики. Стабильность за счет резервов нам недоступна.
Введение 2
1. Рыночная структура металлургического комплекса 3
1.1 Черная металлургия 3
1.2 Цветная металлургия 5
2. Добыча и производство металлов 8
2.1 Добыча и производство черных металлов 8
2.2 Добыча и производство цветных металлов 10
3. Механизмы ценообразования 11
3.1 Биржевая торговля черными металлами 11
3.1 Биржевая торговля цветными металлами 15
3.3 Факторы влияющие на цену черных и цветных металлов 20
4. Стратегия развития металлургической промышленности Россиской федерации на период до 2015 24
Заключение 29
Список используемой литературы: 30
Цинк
Цена цинка на апрельских торгах не опускалась
ниже $1300 за т, отличный показатель! Но
аналитики Goldman Sachs уверены, что цена металла
завышена, ведь никакого серьезного роста
спроса не произошло. Доминирующим рыночным
фактором остается программа стимулирования
экономики и закупки в Госрезерв, благодаря
чему в марте импорт необработанного цинка
в КНР вырос почти в 13 раз (!) до 121 тыс. т.
Из-за повышения цен китайские цинкодобывающие
компании возвращаются к работе, вводя
в эксплуатацию более 85% китайских цинковых
рудников и производственных мощностей
по сравнению с февральским уровнем занятости
в 20%. Не рано ли? ILZSG прогнозирует в 2009 г.
избыток цинка на мировом рынке в размере
260 тыс. т. Мировой спрос на цинк сократится
в 2009 г. на 4,9%, до 10,92 млн. т. В Европе спрос
на металл упадет на 12%, в США – на 9,2%, а
в Японии – на 12,9%.
Структура цен на российский металл.
Есть свои российские особенности, как в формировании себестоимости металла, так и в формировании его цены на оптовом и розничном рынках. Можно проанализировать всю цепочку формирования цен на российский металл.
Рудное сырье
Истощение многих месторождений и нарастающая сложность добычи железорудного сырья казалось бы создает весомую причину для роста сырьевой составляющей металла. Однако если анализировать ситуацию за многие десятилетия, то доля сырья в мировой цене стали заметно снизилась, а цены на сырье растут весьма незначительно. Освоение богатейших месторождений в Бразилии и Австралии, развитие технологий обогащения руд и создание системы мощнейших морских перевозок привели к снижению расхода руды и цен на дальнюю транспортировку железорудного сырья. Металлургические производства "оторвались" от сырьевой базы. Частично эти процессы затронули и Россию. И освоение богатых руд КМА, и успешное развитие Череповецкого металлургического завода (ныне ОАО "Северсталь") удаленного от сырьевой и энергетической базы тому подтверждение.
Кстати некоторый рост базовых мировых цен на руду (CVRD с 25 до 30 центов на %Fe в сухой тонне), который прошел с 1988 по 2002 год, скорее вызван монополизацией мирового рынка ведущими производителями (CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto) контролирующими 60% мировых продаж железной руды.
Для российских металлургических предприятий ситуация несколько хуже. Более низкое по качеству (в частности по содержанию железа) сырье и устаревшие технологии приводят к повышенным (на 1-3%) сырьевым затратам. Но еще более негативно отражается низкое качество сырья на качестве металла, транспортных и энергетических затратах его производства.
Энергозатраты
На сегодняшний день средняя доля затрат на электроэнергию и энергоносители для российской металлургии составляет около 18%, а для различных предприятий и технологий находится в интервале 10-30%. Большие цифры соответствуют естественно устаревшим технологиям и оборудованию.
Цифры эти близки к современному зарубежному уровню, но аналогия обманчива. Реально российские тарифы на энергию и носители (например газ) в 1,5-2,5 раза ниже мировых цен. Технологически энергоемкость российской металлургии, как правило, намного выше современного мирового уровня и выросла за 1990-2000 годы на 25%. Признаемся честно, что многие годы именно российский ТЭК низкими ценами во многом обеспечивал конкурентоспособность российского металла.
Сейчас
ситуация начинает меняться. Инвестиционные
потребности РАО "ЕЭС России"
и "Газпрома" начинают находить все
большее понимание в
Транспортная составляющая
Основные транспортные грузопотоки в российской металлургии географически приходятся на ось Запад-Восток, где их вне конкуренции обслуживают железные дороги (более 80% грузооборота).
Внешне может показаться, что МПС РФ поддается влиянию властей и вроде бы проводит разумную тарифную политику. Так, например, ряд мер по индексации и унификации ж/д тарифов частично выравнивал транспортные затраты металлургических предприятий, расположенных в различных регионах России. Особо учитывались МПС экспортные потоки меткомбинатов. Тем не менее разница затрат на транспортировку для различных "игроков" рынка слишком велика. После ряда этапов унификаций и повышений тарифов МПС (2001 - 2002 года) транспортная составляющая НЛМК в экспортном металле составляла 4,5%-5,2%, "Северстали" - 2,7-3,1%, а для ММК и НТМК ориентированных на восточное направление экспорта (после снятия льготных спецтарифов) достигла 20-25%. Еще выше она стала с 1 июля 2002 года с повышением общих тарифов на грузоперевозки МПС на 6,8%.
Но ситуация для перевозок сырья, топлива, металлолома и заготовок (64% в грузах металлургии в 2001 году), отнесенных МПС к 2-3му тарифному классу, - много хуже. Ж/д тариф в их цене как правило превышает 30%, а для экспортных поставок в восточные порты - "зашкаливает" за 50%.
Немало возникает и организационных скандалов вокруг тарифной политики МПС. Последний, который разбирался в Правительстве РФ 14 ноября - касается проблем с внутренними перевозками коксующихся углей, лишившихся льгот по сравнению с экспортом и энергоуглями.
В целом, до настоящего времени оптимальные методики установления тарифов МПС (в т.ч. льготных) и порядок согласования интересов сторон не выработаны. Значительны и дополнительные расходы предприятий, например на ремонт вагонов, задержки в доставке грузов и т.д. и т.п. Ситуация с ростом цен на ж/д перевозки при их низком качестве ставит под угрозу не только жизненные интересы крупнейших металлургических предприятий, но и целых российских регионов.
Цифровые
оценки, приведенные выше, касаются
потоков массового
Широко известна, например, программа развития речной инфраструктуры ОАО "Северсталь". Комбинат за навигацию 2002 года увеличил поставки продукции водным путем на 45% (до 1,6 млн.тонн). А ЧСПЗ начал в сентябре первые поставки своей продукции в центр автотранспортом.
Если
учесть, что аудит МПС по итогам
2001 года показал убытки отрасли в размере
56 млрд.руб, то ожидать снижения "аппетитов"
железнодорожников не приходится. МПС
в 2003 году как минимум "выберет" лимит
роста цен в 12-14%, установленный при формировании
Госбюджета РФ. Так что в перспективе на
транспортных расходах металлургия не
сэкономит.
Затраты на персонал
Для российской металлургии трудозатраты составляют около 15 ч/час на производство тонны металла (при норме 1-3 ч/часов на тонну для развитых стран). Причина этого - слабое внедрение современных автоматизированных технологий по всей технологической цепочке металлургического производства. А следствие - завышенная численность персонала предприятий.
График 2
Но эти затраты
полностью компенсируется сравнительно
низкой оплатой труда персонала меткомбинатов
в России (исключения, например "Норникель",
очень редки). Уровень оплаты труда в нашей
металлургии много ниже, чем в большинстве
стран мира. А результат - сравнительно
низкая доля итоговых затрат на персонал.
График 3.
Итоговая себестоимость и ее перспективы
График 4
Естественно данные по обязательной структуре затрат в себестоимости на черный металлопрокат являются более, чем усредненными.
Однако определенные выводы напрашиваются. Под влиянием внешних факторов существующий в России разрыв с современным мировым уровнем по транспортным расходам и энергопотреблению будет возрастать. Хотя цены на энергию еще долго будут отставать от мирового уровня. Экономия по другим статьям затрат (без значительных мер по техническому перевооружению отрасли) практически невозможна. Поэтому цены российских производителей в среднем будут продолжать расти и расти с темпом, опережающим инфляцию в стране. Особо - при росте тарифов на энергию и носители, а также тарифов на перевозки. А пределом роста цен производителей металла будет только конкуренция со стороны импортного металлопроката.
Как выиграть в цене?
1) Улучшать качество продукции.
Выгоднее по всем составляющим выпуск продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью. Для этой продукции существенно падают сырьевая и транспортная составляющие, растет доля расходов на энергию. Так, например, в производстве нержавеющих и высоколегированных сталей энергозатраты достигают 60% себестоимости. Причем рост идет в основном за счет повышенного применения электроэнергии. А на этих (дополнительных) переделах российская металлургия по затратам вполне конкурентоспособна. Нам выгоднее производить более качественный металл, хотя мировой рынок упорно пытается вытеснить Россию в сторону сырья и простых полуфабрикатов.
2) Сконцентрировать грузопотоки
Другим весьма важным направлением является концентрация всех грузопотоков металлургии и их обслуживание современными и экономичными методами. Максимальный эффект экономии на транспорт дают водные перевозки продукции и сырья.
Именно
здесь стратегически должны быть
сосредоточены как
Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.
В
составе металлургического
В связи с введением с 1 января 2005 года общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными аналогами, отрасль «металлургия» отражена в разделе D «Обрабатывающие производства», а горно-рудный передел отнесен к разделу С «Добыча полезных ископаемых», включающих следующие подразделы: