Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 01:11, реферат
Менеджеры часть денег собирали не эмитируя акции инвестиционной компании, а через кредит, обычно через эмиссию твердопроцентных бумаг — облигаций. Представим себе такую схему: инвестиционная компания выпускает ценных бумаг на 150 миллионов долларов (из них одна треть — обыкновенные акции, две трети — облигации) и инвестирует всю сумму в портфель акций промышленных компаний. Предположим, рыночная цена этого портфеля удвоилась. Теперь он стоит 300 миллионов, и соответственно увеличилась ценность бумаг, выпущенных инвестиционной компанией.
Великая депрессия и ее влияние на кредитную систему США ………….3
Черные дни биржи ……………………………………………………………..7
Экономика катится вниз ………………………………………………………9
Банковский кризис…………………………………………………………….12
Сто дней президента Рузвельта ……………………………………………...14
Новый курс ……………………………………………………………………..16
Выводы ………………………………………………………………………….21
Список литературы ……………………………………………………………22
Сам Рузвельт и наиболее дальновидные его современники понимали, что речь идет о спасении капиталистической системы. Как сообщает Артур Шлесинджер, автор фундаментального труда об эпохе Рузвельта, президент однажды сказал газетному магнату Херсту: «Я борюсь с коммунизмом… Я хочу спасти нашу систему, капиталистическую систему». Американские авторы опубликованной в 1934 г. книги писали, что Америка стоит перед реальной опасностью «внезапной перемены в сторону социалистического хозяйства, которая принесет с собой кровопролитие, террор и преследования, как в России в продолжение многих лет после революции… Есть много людей, которые считают, что современный капитализм окажется слабее, чем система, развиваемая Советским Союзом».
В СССР, где не было ни частного капитала, ни акций, ни биржи, ни банков в реальном смысле, не могло, конечно, быть и кризиса западного типа. Люди Запада, у которых экономический кризис вызывал апокалипсические настроения, видели только фасад советской системы — ликвидацию безработицы, огромное строительство, создание новых отраслей. Органические пороки этой системы, которые через полвека привели ее к краху, американцам еще трудно было разглядеть. В главе 11 мы попытаемся подробнее рассмотреть главные черты советской экономики 1930-х годов с ее финансовыми потрясениями.
Новый курс потребовал огромных расходов государственного бюджета. С 1933-го по 1937 г. расходы федерального бюджета увеличились в 2,2 раза. Доходы далеко отставали от этого роста, и дефицит покрывался большими внутренними займами. За четыре года государственный долг возрос с 22 до 36 миллиардов долларов. Уровень цен за то же время мало изменился, так что увеличение расходов и долга было отнюдь не бумажным, а вполне реальным. Это пугало не только консерваторов, привыкших считать, что бюджетный дефицит и рост долга — верный путь государства к гибели. Рузвельт и его команда вели смелую игру, уверяя народ, что восстановление экономики оправдает их финансовую политику.
Они,
можно сказать, интуитивно нащупывали
важнейшее положение
Кейнс теоретически обосновал активную антикризисную политику и отказ от догмы бездефицитного бюджета. Любопытно, однако, что при личной встрече эти два замечательных человека не нашли общего языка. Вероятно, Рузвельту, который всю жизнь провел в русле практической американской политики, идеи Кейнса показались слишком академическими, далекими от жизни. Что касается Кейнса, то он сказал после встречи: «Я думал, что президент экономически должен быть более грамотен».
Рузвельт был слишком опытным публичным политиком, чтобы прямо заявлять, что он сторонник бюджетного дефицита и роста долга. В своих выступлениях он неизменно подчеркивал, что правительство стремится к финансовой стабильности, но столь же неизменно предлагал новые и новые программы, требующие денег. Конгресс ворчал, а иной раз и бушевал, но в конечном счете соглашался на требования правительства. За пять лет расходы на сельское хозяйство возросли почти в 5 раз, на поддержание занятости и доходов — в 7 раз.
Такая финансовая политика означала закачивание денег в экономику — эмиссию банкнот и увеличение средств на банковских счетах. Как заметил в 1930-х годах один конгрессмен, Рузвельт стоял «за здоровые деньги, но притом за то, чтобы их было много».
В конечном счете оказалось, что это был в принципе правильный расчет. Можно сказать так: дефляционный потенциал в экономике (недоиспользование рабочей силы и других ресурсов, понижательная тенденция цен) был настолько велик, что можно было увеличивать денежную массу, не рискуя вызвать инфляцию.
В
рамках этой политики логичным стал отказ
от золотого стандарта и создание
более гибкой системы денежного
обращения. Первые шаги в этом направлении
были сделаны немедленно после вступления
Рузвельта в должность
Официальная цена золота, соответствующая новому золотому содержанию доллара, была закреплена на уровне 35 долларов за одну тройскую унцию (31,1 грамма), что на четыре десятилетия стало важнейшей константой мировой валютной системы и было положено в основу паритетов, фиксируемых Международным валютным фондом.
Большую роль в преодолении депрессии и дальнейшем росте экономики сыграли реформы в области жилищного строительства и ипотечного кредита (ссуд, обеспеченных закладом недвижимости). В 1934 г. в качестве особого государственного агентства была создана Федеральная жилищная администрация (Federal Housing Administration), целью которой (для уменьшения рисков банков по долгосрочным ссудам) было страхование ипотечных ссуд, выдаваемых банками и другими финансовыми учреждениями застройщикам и заемщикам.
Финансовым документом, закрепляющим правоотношения, возникающие при ипотечном кредите, является закладная, или ипотека. Кредит этот долгосрочный, как правило не менее 20 лет. Чтобы банки не боялись увязнуть в таких ссудах, была создана государственная корпорация, которая покупала у банков закладные и перепродавала их инвесторам, заинтересованным в долгосрочном вложении капитала. Эта корпорация носила официальное название Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association), а простые американцы ласково прозвали ее женским именем Фанни Мэй (Fannie Mae).
Эти меры, которые в 1930-х годах составили содержание Нового курса, актуальны для современной России, где жилищное строительство сдерживается, наряду с другими факторами, практически полным отсутствием ипотечного кредита.
Усилия
американского правительства
Одна
из таких организаций, носившая название
Администрация осуществления
Эта цитата характеризует ту трудную обстановку, в которой проводились реформы, и препятствия, с которыми сталкивалась команда рузвельтовских реформаторов. А ведь, кроме всего упомянутого, было сделано еще немало: впервые в истории США создана государственная система социального обеспечения (пенсии по старости и при потере кормильца), введены пособия по безработице, установлена единая минимальная заработная плата, запрещен детский труд. Даже если иные из этих законодательных норм плохо исполнялись, само их существование имело принципиальное значение, в частности облегчало профсоюзам защиту интересов трудящихся.
Вторая
половина 1930-х годов оставалась тяжелой
для Америки, перед войной производство
не достигало уровня 1929 г., безработица
держалась на уровне 8–10 миллионов человек.
Тем не менее Великая депрессия постепенно
выдыхалась, хотя полностью покончила
с ней только война и военная экономика.
Рузвельт стал первым в американской истории
президентом США, которого избирали четыре
раза. Лишь после его смерти ввели правило,
запрещающее одному человеку занимать
этот пост более двух сроков.
Выводы
Накануне кризиса 1929-1933 годов федеральная резервная система США, чтобы снизить цены и улучшить экономическую ситуацию в стране, начала проводить политику сокращения государственных расходов и сжатия денежной массы. В результате произошло абсолютное снижение цен, но был спровоцирован самый глубокий экономический кризис за всю историю капитализма. В последующем американские президенты в условиях спада производства проводили политику не сокращения государственных расходов, а увеличения их и уменьшения налогов. Дело в том, что в условиях экономического кризиса бюджетный дефицит является нормальным явлением и помогает бороться с падением производства. Однако здесь необходима высокая точность и высокая квалификация работников, приводящих в жизнь стимулирующую бюджетную политику. Увеличение государственных расходов неизбежно ведет к росту денежного спроса. Чтобы не произошел скачок инфляции следует соблюдать некоторые условия.
Прежде
всего не следует резко повышать
государственные расходы, чтобы
дать возможность производителям и
продавцам своевременно увеличить
предложение товаров, т.е. должно быть
обеспечено своевременное товарное покрытие
увеличившейся денежной массы. Причем
расходы государства должны возрастать
по линии закупок материалоемкой продукции,
чтобы добиться кратного роста производства.
Например, закупки государством самолетов
вызовет целую цепочку новых заказов предприятием
смежных производств, увеличит спрос на
потребительские товары, повысит прибыльность
предприятий и создаст возможность реконструкции
предприятий и появления новой цепочки
заказов и т.д. Кратное увеличение производства
означает соответствующий рост доходов
как предприятий, так и населения. Произойдет
определенное повышение совокупного спроса
и расширение налоговой базы, что, соответственно,
увеличит налоговые поступления в бюджет.
Даже закупки военной техники стимулировало
бы оживление рыночной конъюнктуры.
Список
литературы
1. Галкин
И. Историография новой и
2. Сивачева Н. Новая история США, 1917-1972 г. – М.: Высшая школа, 1999. – 398 с.