Дефляция и инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 21:26, Не определен

Описание работы

Призывы к девальвации звучат с того самого дня, когда российское правительство впервые заявило о желании ограничить инфляцию. А при нынешнем финансовом кризисе они уже совершенно неумолчны.

Файлы: 1 файл

Дефляция или инфляция.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Позднейшие государственные  мужи забыли тонкости теории, стали  в погоне за непрерывным разгоном экономики нагнетать инфляцию. И добились: к концу 60 х она стала неуправляемой (в США — невероятные доселе 5–10 % в год). Экономика перешла в затяжной застой. Чтобы вырваться из него, Рейгану потребовалось множество героических мер — и не в последнюю очередь жёсткая дефляция.

Доверие

 

   Героические усилия нужны для выхода из инфляции ещё  и потому, что инфляционным деньгам  не верят. А ускорение оборота  денег равноценно дополнительному  их выпуску. Поэтому общий призыв политиков в эпоху инфляции —  «Восстановим доверие к нашей валюте!» Интересно, КАК восстановить доверие к деньгам, дешевеющим ежечасно? Для доверия к твёрдой валюте специальные усилия не нужны. Кто призывает: «Доверяйте доллару!»?    

Доллару верил  весь мир — пока всем нужны были американские товары. А к 60 м годам Европа наладила своё сельское хозяйство, да и промышленность США заметно отстала от европейской. И оказалось, что доллар уже не обеспечен товарами. А золота в форте Нокс на все бумажки не хватало. И доллар рухнул. Несмотря на титанические усилия госбанков всего мира: ведь доллар был тогда фактической основой всей мировой валютной системы, и всю её залихорадило. Ничто не помогало. Пока Рейган не прекратил накачку экономики деньгами. Пока промышленность не встала перед выбором: перестроиться или погибнуть. Пока не закрылись убыточные в новых условиях заводы. Пока оставшиеся не нашли новые товары, конкурентоспособные на насыщенном рынке Европы. Пока… Что перечислять! Любой грамотный экономист знает, как выходят из кризиса.

Инфляция  — это спад

 

   Президенты Никсон, Форд и Картер — в общей сложности двенадцать лет — пытались наладить работу американской экономики денежной эмиссией. В результате золотое содержание доллара упало чуть ли не в двадцать пять раз — с тридцати пяти до восьмисот с лишним долларов за тройскую унцию. Не зря ещё Никсону пришлось отменить официальное номинирование долларов в золоте: слишком уж удручающе выглядели результаты его деятельности.   

И показатели американской экономики всё это время падали. Конечно, не пропорционально золотому содержанию доллара: тамошняя промышленность ориентирована в основном на внутренний рынок, а не на экспорт, как российская. Так что в целом падение было медленное, почти застой. Что породило новый термин: стагфляция = стагнация + инфляция.   

Зато при Рейгане золотое содержание доллара за восемь лет выросло вдвое: примерно до четырёхсот долларов за унцию. И экономика, вопреки страхам вульгарных кейнсианцев, расцвела.    

Впрочем, рьяные поборники любой теории одинаково  плохо понимают своих учителей. Не зря Маркс постоянно повторял: «Я не марксист».    

Буш и Клинтон  продолжили политику поддержки отечественной  валюты. Сегодня, через десять лет  после Рейгана, за унцию золота дают менее трёхсот долларов. И даже периодические биржевые кризисы  — эхо восточноазиатской финансовой катастрофы — не отменяют общей тенденции к росту биржевых курсов акций и денежного покрытия валового продукта. Хотя эти ключевые показатели выражены в дорожающих долларах. То есть реальная ценность американской экономики растёт ещё быстрее.

Золотая инфляция

 

   Кстати, о золоте. Первую в новой истории инфляцию вызвал как раз поток золота, хлынувший  в 16 м веке в Испанию из свежезахваченной Южной Америки. Уж на что твёрдая  валюта! Но и она подчинена законам  экономики. Золота стало много, а  производство — старое, средневековое — быстро перестраиваться не умело. И цены поднялись на глазах одного поколения в 8 раз! Испания от этого удара так и не оправилась. К концу 16 го века она являла все признаки застоя, столь нам знакомые. И в застое этом пребывала — с редкими попытками хоть что-нибудь изменить — до конца 70 х годов нашего века. Да и тогда её сдвинули с места лишь усилия всей западной Европы.   

А вот Англия отгородилась от золотой реки. На золото разрешено было покупать лишь импортные  товары. За отечественные же рассчитывались серебром, всё ещё дефицитным (его рудники в Америке созданы позже). Отсюда пошла традиция цену на товары и услуги для высшего общества назначать в гинеях: золото в Англию везли в основном португальцы, традиционно торгующие с ней, из доставшейся им Африки — прежде всего из Гвинеи. Тогда и начался — и продолжался до конца 19 го века — подъём английской промышленности. Ибо экономика растёт лишь тогда, когда деньги можно только заработать — когда каждая монета, купюра, запись в банковских счетах обеспечена товаром, на который можно (и стоит!) её потратить.

Эмиссия или заём

 

   Именно поэтому  инфляции не вызывают кредиты. Занимая  у кого-то деньги, Вы сразу же лишаете  его возможности что-то купить и  тем самым получаете такую  возможность. Кредит не создаёт новых денег, а лишь перераспределяет их. Конечно, если его возвращать: многолетние безнадёжные кредиты колхозам — один из важнейших инструментов разрушения социалистической экономики. И если занимать у реальных собственников, а не у госбанка — тот всегда может напечатать ещё.   

Правда, займы  рано или поздно исчерпываются. Поэтому  занимать можно лишь для того, чтобы  под временным прикрытием чужих  денег научиться зарабатывать самостоятельно. Ошибка правительства Черномырдина именно в том, что оно не проявило должной настойчивости в этом обучении. Но эту ошибку инфляционным потоком денег не исправить.

Доколе

 

   Итак, академик Богомолов прав. Экономика наша действительно  пребывает в жестоком дефляционном спаде. Но спад этот — неизбежное следствие инфляции. Его не преодолеть, пока не кончатся попытки лечить дефляцию инфляцией. Скоро ли?

Информация о работе Дефляция и инфляция