Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 19:01, курсовая работа
Объектом исследования являются факторы, определяющие основные закономерности денежного обращения.
Цель курсовой работы - провести анализ законов денежного обращения сформулированных К.Маркос и И.Фишером.
Задачи курсовой работы:
дать общую характеристику рынка денег;
провести анализ законов денежного обращения, сформулированных К. Марксом и И. Фишером.
Предшественники Маркса в основу деления капитала на основной и оборотный положили долговечность каждой из частей капитала. Для Маркса же исходным пунктом этого деления является двойственный характер труда. Он позволяет понять процесс перенесения стоимости со средств производства на продукт труда. Это перенесение осуществляется конкретным трудом. Но стоимость составных элементов капитала (топлива, сырья, машин, сооружений и т.д.) переносится на продукт по всякому.
Стоимость одних полностью переносится за один производственный цикл - это оборотный капитал. Стоимость других - лишь частично, по мере их снашивания. Это - основной капитал. Этот процесс протекает только в производстве, именно здесь образуется стоимость.
Если у К. Маркса речь шла о сумме цен реализуемых товаров, то в приведенном уравнении, авторство которого приписывается американскому экономисту Ирвингу Фишеру, мы имеем произведение загадочного уровня цен на количество трансакций в экономике, да и к тому же измеряемое объемом дохода или производства. И первый и второй множители этого произведения иррациональны, и за исчисление их не возьмется статистика ни одной страны или международной финансовой организации.
Основы теории денег были изложены И. Фишером в «Покупательной силе денег» и в ряде работ 30-х годов, прежде всего в «100%-е деньги». Теория Фишера представляет собой модифицированный вариант количественной теории денег и является в определенном смысле предшественницей современного монетаризма. Как и современный монетаризм, она имела выраженную практическую направленность и опиралась на эмпирические исследования денежного обращения США, данные об институциональных и функциональных изменениях в банковской сфере и сфере финансов и была призвана теоретически их осмыслить и систематизировать [5].
Подобно монетаристам Фишер сосредоточил внимание на проблеме изменения покупательной способности средств обращения, которую он определил как величину, обратную общему уровню цен.
Его интересовало соотношение агрегированного спроса на деньги и их предложения. Вопросы же, связанные с изменением спроса и предложения товаров и движением относительных цен, т.е. вопросы которые рассматривает теория общего равновесия, Фишер внес за рамки теории денег. Таким образом, можно утверждать, что Фишер принял «классическую дихотомию» реального и денежного сектора экономики.
В центре денежной теории Фишера - знаменитое уравнение обмена, описывающее связь между объемом совершаемых сделок, массой законных платежных средств в обращении, скоростью обращения последних и общим уровнем цен.
Это обычное уравнение количественной теории: PQ= MV, Щиндекс цен; Q - объем сделок; М- масса денег в обращении, V - скорость их обращения. Без содержательной интерпретации, объясняющей характер переменных и их взаимосвязи, т.е. без обращения к динамическому неравновесию, это уравнение представляет собой тождество, или определение.
Фишер принял и попытался дать обоснование основного положения количественной теории денег, согласно которому уровень цен изменяется прямо пропорционально изменению количества денег в обращении при условии, что скорость обращения денег и объем торговли остаются неизменными [14].
Фишер рассматривал денежное обращение в рамках макроподхода в отличие от сторонников так называемого кембриджского уравнения, которые подходили к анализу денежного обращения с позиций индивида, решающего задачу оптимального распределения портфеля и тем самым определяющего желательный объем кассовых остатков, т.е. спрос на деньги. Уравнение выглядело следующим образом: т = ky, или т = kPq, где т - индивидуальный спрос на кассовые остатки, у - доход индивида; q - объем совершаемых им сделок. После процедуры агрегирования: М= kPQ или М= kY.
С формальной математической точки зрения уравнение Фишера и кембриджское уравнение эквивалентны, поскольку можно принять, что k= 1/V. Различия коренятся в интерпретации этих уравнений, в позиции, с которой рассматривается денежное обращение.
Фишер сделал важный шаг в сторону статистического «наполнения» денежной теории. Он предвидел огромное практическое значение денежной теории, особое внимание уделял статистическому содержанию входящих в уравнение переменных и явно или неявно предполагаемому механизму взаимодействия между этими переменными и другими экономическими показателями.
В уравнении Фишера Q отражает все сделки, в которых участвуют законные платежные средства, что означает учет не только конечных, но и промежуточных сделок. Агрегат PQ в уравнении Фишера получен простым суммированием всех индивидуальных сделок, совершаемых с каждым товаром в течение года, т.е.PQ=p1 q1+ p2 q2 + ...
В отличие от традиционной количественной теории масса платежных средств у Фишера включает как наличность - М, так и чековые депозиты – M1. Таким образом, Фишер отразил в теории реальный исторический факт повышения роли банков в обслуживании процесса обмена. Важно то, что Фишер в каком-то смысле начал процесс «деабсолютизации» денег как уникального финансового актива, открыл дорогу портфельному подходу, хотя сам этот подход не развивал. По существу, он первый расширил статистическое содержание денежной массы за счет включения в нее денежных субститутов. Сегодня - это срочные и сберегательные депозиты в банках и других финансовых институтах, некоторые виды государственных ценных бумаг и т.д., которые находят отражение в денежных агрегатах М1, М2, М3 и т.д [19].
Двум денежным агрегатам, которые рассматривал Фишера, соответствовали и две разные скорости обращения: V и V1. Обескорости обращения предполагались устойчивыми по отношению к другим переменным уравнения и независимыми друг от друга. Фишер исходил из того, что соотношение между депозитами и наличными деньгами определено привычками людей и сложившимися институциональными характеристиками системы, например, частотой выплаты зарплаты, принятой практикой оплаты счетов, уровнем вертикальной интеграции фирм и т.д., а также банковским законодательством, определяющим резервное обеспечение, и потому это соотношение может считаться неизменным. Фишер не рассматривал возможности, что некоторые ликвидные активы будут в какой-то степени выполнять функцию денег, а, следовательно, процентная ставка будет оказывать воздействие на величину спроса на деньги.
При таком подходе естественным было убеждение Фишера в том, что и для случая депозитов вывод количественной теории сохраняет свою силу. Однако со временем Фишер сделал важное уточнение: вывод количественной теории справедлив в так называемых нормальных условиях, т.е. вне переходных периодов. Таким образом, Фишер признал ограниченность возможностей количественной теории как универсальной макромодели, прежде всего в коротких периодах.
Эта неполнота количественной теории отчасти была компенсирована его теорией процента, в центре которой находится знаменитое уравнении инфляции Фишера: i = r + p, где i – номинальный (рыночный, денежный) процент; r - реальный процент; р – темп роста цен, или показатель инфляции.
Взятое само по себе, это уравнение можно трактовать как тождество, или определение. Так, реальный процент, по существу, определяется как разница между наблюдаемыми рыночным процентом и темпом инфляции. Достаточно просто выразить каузальную связь для равновесной ситуации: в стационарных условиях, или в долгосрочном периоде, номинальный процент полностью адаптируете к изменениям цен [22].
Если же рассматривать это уравнение как условие равновесия на финансовом рынке, то при описании процесса в нестационарном состоянии, когда ожидаемый рост цен не совпадает с фактическим, в уравнении должна присутствовать переменная, отражающая фактический, а ожидаемый уровень цен. В этом случае уравнение содержит две ненаблюдаемые переменные, и их оценка требует введения дополнительных предположений, например, предположения о формировании инфляционных ожиданий. Более того, если процесс адаптации требует значительного времени, то встает вопрос о влиянии инфляции на реальную процентную ставку. Возникает проблема, в определенном смысле аналогичная той, с которой столкнулся Викселль. И в этом случае встает вопрос о влиянии изменения цен через изменение реальной процентной ставки на реальные переменные системы, прежде всего, объем производства и занятости. Причем этот подход позволял анализировать ситуацию не только инфляции, но и дефляции, столь важную для периода 30-х годов.
Еще в работе «Оценивание и процент» Фишер высказал мысль о том, что адаптация системы к изменению цен требует достаточно продолжительного времени и протекает неравномерно в том смысле, что некоторые цены изменяются быстрее, чем другие. Именно это обстоятельство служило основанием для следующего предположения об изменении реальной ставки: в условиях не полностью антиципированной инфляции она может оказаться меньше равновесной - поскольку номинальная ставка не успевает полностью отреагировать на изменения цен (Фишер связывал это с различной реакцией кредиторов и заемщиков), а в условиях дефляции - больше. Отсюда ясно, что в отличие от Пигу, у которого падение цен через эффект реальных кассовых остатков оказывало стабилизирующее воздействие на экономику, Фишер скорее видел в нем фактор, дестабилизирующий экономику из-за связи между реальной процентной ставкой и динамикой цен.
Мы видим, что по некоторым вопросам позиция Фишера приближается к позиции Викселля, но это обстоятельство не должно ввести в заблуждение и затушевать различия их подходов. У Викселля в качестве экзогенной (по отношению к последующему изменению Цен) переменной выступает разность естественной и денежной процентных ставок. У Фишера процент - переменная, эндогенная по отношению к ценам. Далее, Викселль рассматривал изменение общего Уровня цен как результат изменения относительных цен товаров, Фишер рассуждал, прежде всего, в терминах общего уровня цен и считал, что изменение цен предшествует изменению процентной ставки, хотя, как и Викселль, он стремился объяснить факт однонаправленного движения этих переменных [13].
Признавая возможность влияния денег (через процентную ставку) на реальные переменные модели, Фишер фактически допускал существование зависимости типа кривой Филлипса. И тем самым открывал дорогу анализу роли денег в условиях неравновесия. Однако в «Покупательной силе денег» он не пошел далеко по этому пути, так как главную задачу видел в убеждении читателя в необходимости стабильности темпов роста денежной массы. Впрочем, к этом выводу он, скорее всего, пришел бы и в результате анализа неравновесного процесса, как это сделали монетаристы.
Практическим следствием денежной теории Фишера, направленным на решение проблемы стабилизации покупательной способности денег, или общего уровня цен, были: предложение следовать правилу «компенсированного доллара», высказанное в «Покупательной силе денег» и предложение так называемых 100%-х денег, высказанное в работе с соответствующим названием.
Суть первого предложения состояла в том, что в условиях золотого стандарта стабильность покупательной способности денег может быть достигнута, если правительство будет корректировать цену золота в обратной пропорции к изменению общего уровня товарных цен. Это правило он предлагал распространить на мировое хозяйство: изменения цен золота в национальных валютах должны происходить согласованно во всех странах, связанных системой фиксированных курсов, и отражать соотношения между изменениями национального и мирового индекса цен.
Идея компенсированного доллара представляет собой правило, которому политики должны всегда следовать, не поддаваясь искушению отказаться от него ради исправления текущей ситуации. И как таковая, эта идея в определенной мере созвучна рекомендации монетаристов и представителей новой классики, отстаивающих необходимость следовать «денежному правилу», а не политике точной настройки.
Идея 100%-х денег состояла в установлении 100%-го резервного обеспечения чековых депозитов. Эта идея вновь стала популяр 80-е годы в связи с обострением проблемы надежности банков и других финансовых институтов в условиях быстрого увеличения многообразия платежных средств и связанным с этим ростом неустойчивости денежной системы.
Предвосхитив многие теоретические и практические идеи, а так же методы анализа, получившие распространение в будущем, менее, не предположил целостной модели денежной экономики. Но если бы он это сделал, то, как пишет Дж. Тобин, «он мог бы стать американским Кейнсом» [18].
Таким образом, закон денежного обращения показывает, сколько нужно наличных денег для экономики страны.
Закон по К. Марксу: «Сумма цен по реализуемым товарам, работам или услугам минус сумма цен по товарам, работам или услугам, проданным с рассрочкой платежа, срок оплаты которых еще не наступил, плюс сумма цен по реализованным товарам, оплаченным с прошлых периодов, минус взаимопогашаемые платежи».
В настоящее время в условиях демонетизации золота закон претерпел изменения. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения приблизительного их расчета через золото, поскольку оно ушло из обращения и не выполняет уже функцию денег.
Главное условие стабильности экономики – это соответствие потребности народного хозяйства в деньгах и их фактического поступления в наличный оборот.
Изучив вышеизложенный материал курсовой работы, подведем некоторые выводы. Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике.
Во - первых, общественная роль денег, их место в экономической системе состоит в том, что будучи только конкретизированными в определенном предмете, имеющем стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.
Во - вторых, деньги приобретают качественно новую роль: они становятся капиталом, что осуществляется через ряд функций. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом. Если же продукция предприятия продается за наличный расчет, на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат средством обращения и капиталом. Далее, если деньги накапливаются в качестве сокровища с целью покупки средств производства и расширения объема производства в дальнейшем, то в этом случае деньги выступают и как сокровища, и как капитал. И, наконец, на мировом рынке деньги выступают в функции и мировых денег, и капитала. Однако деньги приобретают характер денежного капитала не благодаря своим функциям, а в связи с тем, функционирование денег включено в кругооборот промышленного капитала. Важно то, что на деньги приобретается особый товар - рабочая сила и средства производства, которые служат элементами производительного капитала. Таким образом, деньги, превращаясь в денежный капитал, участвуют в воспроизводстве индивидуального капитала. Но деньги участвуют и в воспроизводстве общественного капитала, обслуживая реализацию совокупного общественного продукта. При этом денежное обращение выступает в виде ряда денежных потоков: одни из них движутся внутри первого подразделения (производство средств производства), другие - внутри второго подразделения (производство предметов потребления), третьи - между первым и вторым подразделениями.