Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью работы является изучение экономического положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить сущностные особенности развития мировой экономики;
Показать международную специализацию различных стран Азии;
Определить особенности экономического развития стран Юго-Восточной; Восточной; Южной и Центральной Азии.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки развития стран Азии 5
1.1. Основные теоретические концепции развития мировой экономики 5
1.2. Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 10
1.3. Супергиганты — Китай и Индия и новые индустриальные страны первой волны 13
2. Анализ экономического положения стран Азии 19
2.1. Государства Азии на политической карте мира 19
2.2. Отличительные особенности экономического развития стран Центральной Азии в 2011 году 21
2.3. Сравнительный анализ экономического развития стран Южной Азии 24
Заключение 39
Список литературы 41
Государство часто практикует средне- и долгосрочное планирование, причем плановые цифры играют роль важных ориентиров для бизнеса.
Финансовые ресурсы, так же, как и в рамках импортозамещающей экономики, находятся под более или менее жестким контролем государства.
Во внешнеэкономической деятельности проводится полномасштабная политика протекционизма. Пошлины на импорт, как правило, достаточно высоки, хотя в тех отраслях, где импорт желателен, они могут и вообще отсутствовать. На ранних и средних этапах функционирует разрешительный режим, который предполагает получение разрешения на каждую сделку в области импорта. По мере укрепления национальной индустрии он сменяется запретительным, в рамках которого все не запрещенные к импорту товары можно ввозить беспрепятственно. Экспортеры активно поддерживаются системой налоговых льгот, субсидий, государственных гарантий и кредитов.
Социальная сфера развивается, как правило, замедленными темпами, но поддерживается слабое имущественное расслоение общества как с помощью налоговой системы, так и с помощью пропаганды идей единства нации.
Нередко власть носит авторитарный характер, но, как правило, существует консенсус между властью и основной частью народа, основанный на активном использовании традиционной идеи мудрого централизованного правления.
В целом государство проводит весьма прагматичную политику, не держась за какие-то определенные модели и принципы. Итогом является высокий устойчивый рост, высокая конкурентоспособность национальных товаров и очевидное повышение уровня и качества жизни населения при некотором отставании политической и социальной сфер, сохранение традиционного культурного своеобразия. Следует отметить, что Восточно-азиатские экономические модели постоянно находятся в процессе реформирования, что выгодно отличает их от большинства прочих моделей, обладающих гораздо большей жесткостью. На наш взгляд, речь идет именно о реформировании, а не о трансформации системы, так как её основные элементы все же остаются неизменными. Таковыми являются ведущая роль государства как движущей силы экономического развития, деловая этика, в той или иной степени восходящая к конфуцианству, активное использование внешнеэкономических ресурсов, смешанная система отношений собственности с приниженной по западным представлениям ролью частной собственности, эффективный государственный контроль над всеми ключевыми элементами системы и т. д.9
Данная система очень жестко вписана в местный цивилизационный контекст. В то же время, многие российские, западные исследователи высказывают мысль, что причина успеха стран региона заключается в сочетании правильной экономической политики с удачным набором государственных институтов, что делает её пригодной для распространения на другие регионы. Эту мысль мы находим в докладе секретариата UNCTAD, сделанном в 1996 году, в интереснейшем исследовании Джона Файербэнка, в книге «Asia-Pacific Economies», и других источниках. На это можно ответить, перефразировав слова авторов изданного в Лондоне исследования «Behind East Asian Growth» о том, что «35 лет назад все эти [восточно-азиатские] страны, исключая Японию, были бедными, и некоторые все ещё таковы. Неужели конфуцианство коренным образом изменилось за это короткое время?» Мы, в свою очередь, можем спросить: «Феномен НИС Азии известен уже 30 лет. Почему же этот всесторонне изученный опыт не распространяется за пределы региона?» На наш взгляд, причина именно в том, что здесь проявились коренные свойства Дальневосточной цивилизации, причем неверно сводить их только к конфуцианству, как это делают авторы, обладающее несколько более объемным взглядом. Конфуцианство является важнейшим, но далеко не единственным элементом Китайской цивилизации. Фактически можно говорить о полномасштабном принятии конфуцианства лишь в самом Китае и Корее. Даже в Японии конфуцианство не являлось официальной идеологией или религией, хотя, безусловно, было широко известно и изучаемо. Поэтому Восточноазиатскую модель следует сопоставлять с китайской цивилизацией как цельным комплексом, не вычленяя из неё какие-то отдельные, пусть и весьма важные элементы.
Индия и Китай представляют собой совершенно особые явления в мировой экономике. Благодаря своему человеческому потенциалу (в середине 2011 года население Индии было равно 1 млрд. 80 млн человек, что составляло 17 % населения мира, население Китая 1 млрд. 306 млн человек, 20 % населения мира), эти страны обладают громадным экономическим потенциалом, а экономическая политика обоих правительств позволяет достаточно успешно этот потенциал реализовать. По уровню ВВП, рассчитанному по ППС валют, Китай занимает 2 место в мире, а Индия 4-е. ВВП Китая составляет 60 % от ВВП США, ВВП Индии — около 30 %. Доля Китая в ВМП составляет 13,7 %, доля Индии — 6,2 %. Интересно, что между Китаем и Индией на третьем месте стоит Япония, что позволяет высказать предположение, что недолгое экономическое доминирование Запада, а тем более Европы, подходит к концу10.
Индия и Китай входят в оба элитных клуба сверхдержав — и в ядерный, и в космический, правда, если Китай занимает здесь весьма заметное место, и даже сумел стать третьей страной мира, запустившей пилотируемый космический корабль, не говоря уже об участии в борьбе за коммерческие запуски спутников, то Индия пока имеет довольно скромные успехи в этой области. В остальном в экономиках этих двух гигантов больше различий, чем сходства, поэтому будем рассматривать их отдельно. Китай начал экономические реформы сразу после смерти Мао Цзэдуна, с конца 70-х годов, фактически используя все основные методы и инструменты восточноазиатской модели, то есть все больше снимая с государственных органов несвойственные современному государству функции прямого хозяйствования, передавая ответственность и права собственности быстро народившемуся частному бизнесу. Но китайское государство делало это постепенно, постоянно корректируя процесс трансформации структуры собственности, направляя и контролируя частный бизнес, создавая ему стимулы для перелива капитала в приоритетные области. Параллельно шел процесс создания иностранным бизнесом современных отраслей в свободных экономических зонах (СЭЗ), и довольно долго две эти экономики Китая практически не пересекались.
Подобная экономическая политика привела к явным и видимым успехам. Китай превратился в одного из крупнейших мировых производителей товаров повседневного спроса и стал самым динамично развивающимся государством (рост ВВП составлял около 9 % на протяжении более чем 20 последних лет), сменив в этой роли НИС Азии, которые в свое время потеснили с этой позиции Японию. Однако экономические достижения Китая ещё не сделали его страной современной и развитой. Во-первых, китайское государство по-прежнему остается административно-авторитарным, в то время как опыт НИС Азии и Латинской Америки показал, что развитая рыночная экономика плохо совмещается с диктатурой любой формы. Во-вторых, китайское государство остается излишне бюрократизированным и коррумпированным. В третьих, социальная структура страны в своей трансформации не успевает за изменениями отраслевой структуры. Если ВВП распределяется по сферам производства следующим образом: в сельском хозяйстве создается — 13,8 %, в промышленности — 52,9 %, в сфере услуг 33,3 %, то рабочая сила распределена иначе: в сельском хозяйстве занято 49 %, в промышленности — 22 %, в сфере услуг — 29 %. Китай по-прежнему остается небогатой крестьянской страной. По уровню ВВП на душу населения КНР занимает 75 место с показателем 5600 долл. причем доля потребления составляет всего лишь 57 % ВВП (это один из самых низких показателей в мире). По комплексу из 5 показателей страна располагается на 96 месте, а с учетом ВВП — на 75. По уровню младенческой смертности КНР занимает 88 место с коэффициентом 24,18 ‰11.
Китай является шестым экспортером мира, его доля в мировом экспорте около 7 %, а экспортная квота 33 %. Экспорт высокотехнологичных изделий составляет 23 % от экспорта промышленной продукции (в экспорте России эта доля — 13 %). Китай является крупнейшим в мире объектом вложения прямых иностранных инвестиций.
Экономика Индии, несмотря на то, что страна является ядерной и космической державой, во многом определяется традиционными чертами. Для индийского народного хозяйства характерна не просто многоукладность, а как бы разделенность на несколько почти изолированных уровней, что позволяет проводить модернизацию без значительных социальных потрясений. Аграрные преобразования практически не изменили структуру земельной собственности, ограничившись, главным образом, уменьшением возможности эксплуатации арендаторов и батраков. Тем не менее, зерновое самообеспечение было достигнуто. В настоящее время в сельском хозяйстве занято 60 % населения, в промышленности — 17 %, в сфере услуг 23 %. Вклад в ВВП этих сфер экономики следующий: сельское хозяйство 23,6 %, промышленность 28,4 %, сфера услуг 48 %. В современном секторе работает 12-13 % населения, 40 % промышленной продукции производит государственный сектор12.
Государство играет ведущую роль в промышленности современной Индии. Так как оно никогда не имело эффективных рычагов воздействия на общество и экономику, то после ухода англичан ему пришлось строить современную промышленность, непосредственно выступая в роли хозяйствующего субъекта и используя главным образом административные методы воздействия на другие сектора. Модернизация до настоящего времени осуществляется на основе мягкой импортозамещающей модели преимущественно с опорой на собственные силы, по отношению к импортерам и иностранным инвесторам проводится протекционистская политика.
Подобная экономическая модель обеспечивает медленный рост производства и благосостояния без серьёзных социальных изменений и тем более потрясений. Темпы роста ВНП за годы независимости составили в среднем около 4 % в год, в 2011 году они были около 8 %, государственный сектор рос приблизительно на 6 % ежегодно. Индия занимает 93 место в мире по уровню ВВП на душу населения, по комплексу из 5 показателей 136, а с учетом ВВП — 111. По уровню младенческой смертности Индия стоит на 132 месте в мире с коэффициентом 56,29 ‰. В стране сосредоточен один из крупнейших корпусов специалистов с высшим образованием, постепенно она выдвигается в мировые лидеры по производству программного обеспечения.
В целом, как уже было сказано, экономика Индии развивается по пути импортозамещения. Данная модель предполагает опору на собственные силы, что выражается в том, что доля Индии в мировом экспорте составляет 0,8 %, и она занимает 33 место по этому показателю. Экспортная квота равна 10,6 %. Высокотехнологичные изделия составляют 5 % промышленного экспорта. Доля в мировом импорте 1,1 %, страна является 22 мировым импортером, импортная квота равна 16 %.
К Новым индустриальным странам (НИС) Азии первой волны относят Республику Корея, Тайвань, Гонконг, а также фактически к ним примыкает Макао, хотя эта страна уступает четверке «азиатских тигров» по основным показателям.
В политическом
отношении обычной страной
По своему реальному экономическому положению в мире они вполне соответствуют понятию «развитые страны». По 5 качественным показателям все они располагаются среди развитых стран, наивысшее место занимает Сингапур (15), наинизшее — РК (28), Макао располагается на 35 месте. Все они занимают самое высокое положение среди стран, официально не относимых к группе развитых, причем такие крупные европейские державы как Италия и Испания находятся ниже Кореи. С учетом уровня ВВП эти страны располагаются компактной группой с 16 по 20 место (18 место занимает Люксембург), Макао занимает 44 место.
При доле населения в 1,2 % от мирового, эти 4 страны производят 3,3 % мирового ВВП. Сингапур имеет наименьшую младенческую смертность в мире (коэффициент 2,29 ‰), Гонконг занимает 3 место (2,96 ‰), РК — 33 место с коэффициентом 6,28 ‰, Тайвань — 35 (6,4 ‰). Макао с коэффициентом 4,39 ‰ занимает 13 место.
Отраслевая структура экономики Сингапура и Тайваня практически не отличается от структуры развитых стран (если не считать того, что в Сингапуре практически отсутствует сельское хозяйство, как и в Гонконге). Структура экономики Республики Корея имеет некоторый перекос в сторону промышленности (40,4 %), а Гонконг, являясь официальными и неофициальными воротами КНР, имеет гипертрофированную долю сферы услуг (88,6 %).Что касается отраслевой структуры промышленности, то во всех четырёх странах лидирует машиностроение, причем, прежде всего, бытовая и промышленная электроника.
Характерной особенностью НИС Азии на протяжении последних 40 лет были устойчиво высокие темпы экономического роста (в среднем 8 % в год) и низкий уровень безработицы (в среднем 3 %). Финансовая сфера этих стран (за исключением РК), к тому же, отличается высокой стабильностью. Все 4 страны имеют диверсифицированную структуру промышленности, включающую химию и нефтехимию, металлургию, энергетику, легкую и пищевую промышленность и т. д. Тайвань и Южная Корея имеют развитую атомную электроэнергетику, а Корея является одной из крупных автомобилестроительных держав и мировым лидером в области судостроения. Сингапур и Гонконг являются крупнейшими региональными и крупными мировыми финансовыми центрами13.
Таким образом, НИС Азии по всем объективным параметрам могут считаться современными экономически развитыми странами. Однако этого «включения» азиатской четверки в мировую элиту не происходит, особенно на неформальном уровне. Дело в том, что при всех различиях экономик этих НИС, все они развиваются по единой сугубо восточноазиатской модели, которая идеологически очень далека от европейской. В основе всех трех европейских моделей лежит признание ведущей роли рынка, частной инициативы и гражданского общества в построении экономики. Государству отводится дополняющая и корректирующая роль. Взаимодействие государства и бизнеса строятся снизу вверх, обе стороны выступают как равноправные партнеры, играющие по четко определенным правилам. В восточноазиатской модели, в полном соответствии с особенностями китайской цивилизации, ведущая роль отведена государству. Именно оно ставит цели, стимулирует и направляет экономическую активность населения, планомерно выстраивает структуру экономики и внешнеэкономических связей. Это определяет существенные отличия НИС от развитых стран Запада в сфере социального обслуживания и социального обеспечения, в области регулирования рынка труда и в целом в области государственного регулирования экономики.
Азия является самым большим континентом в современном мире с территорией около 45 млн. кв. км и населением более 3 млрд. человек. На материке около 50 независимых государств. До недавнего времени Азия являлась одним из самых нестабильных регионов в современном мире. За весь бурный XX в. здесь прогремело немало войн, произошли десятки революций, военных переворотов, восстаний, путчей14.
В политическом отношении страны Азии составляют сложный комплекс демократических и авторитарных режимов.
В большинстве развивающихся государств Азии до недавнего времени господствовали авторитарные режимы. Власть опиралась на три основных политических института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткое централизованное управление обществом; однопартийную систему (в большинстве случаев единственная партия создавалась сверху национальными лидерами для получения общественной поддержки); армию, которая в результате частых военных переворотов устанавливала власть армейских кругов и отстраняла от руководства гражданских лидеров. В дальнейшем в ряде государств началось движение в направлении утверждения принципов демократического устройства. Этому способствовали общемировые тенденции политического развития.
Информация о работе Анализ экономического положения стран Азии