Анализ денационализации в постсоциалистическом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Приватизационная модель производного способа возникновения права собственности связана со сменой собственника избыточного публичного имущества. Она реализуется как в сфере вещного права, так и в сфере обязательственного права. Приобретение имущества на праве частной собственности обусловлено не только потребностью публичного собственника в более эффективном распоряжении избыточным имуществом, но и возможностью приобретателя использовать это имущество в своих интересах. В связи с этим в приватизационной модели могут возникнуть специфические проблемы выявления потенциального эффективного собственника и правового регулирования разнообразных рисков в случае перехода приватизированного имущества в руки неэффективных собственников.
Целью данной работы является анализ денационализации в постсоциалистическом обществе.

Файлы: 1 файл

Приватизация.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В приватизационной модели существуют различия в объеме и характере  правомочий у отчуждателя (публичного собственника) и приобретателя (частного собственника). Поэтому возникает  проблема экономической и социальной эффективности: после передачи права собственности имущество должно использоваться с не меньшей экономической и социальной эффективностью. Институт приватизации как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих поведение участников отношения по поводу прекращения права публичной собственности на имущество и приобретения его на праве частной собственности, включает в себя нормы, которые прямо или косвенно регулируют проблему эффективности. Пробелы в этом аспекте приватизационного законодательства приводят, особенно в условиях трансформационной приватизации, к серьезным экономическим и социальным потерям.

Сравнение рассматриваемых  моделей позволяет сделать вывод  о том, что главное в отношениях правопреемства не то, какая форма  права собственности прекращается, а то, какая форма права собственности возникает, приобретается. Не основания прекращения, а основания приобретения права собственности определяют в конечном счете юридическую природу той или иной модели. В моделях, предусматривающих приобретение имущества на праве частной собственности, права и обязанности сторон регулируются нормами гражданского права и гражданского законодательства (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Приватизация отражает, инициирует и закрепляет становление  как нового права частной собственности, так и обновленного права публичной собственности. Именно поэтому приватизация является категорией вещного права.

Приватизационная модель производного способа возникновения  права собственности связана  со сменой собственника избыточного  публичного имущества. Она реализуется как в сфере вещного права, так и в сфере обязательственного права. Приобретение имущества на праве частной собственности обусловлено не только потребностью публичного собственника в более эффективном распоряжении избыточным имуществом, но и возможностью приобретателя использовать это имущество в своих интересах. В связи с этим в приватизационной модели могут возникнуть специфические проблемы выявления потенциального эффективного собственника и правового регулирования разнообразных рисков в случае перехода приватизированного имущества в руки неэффективных собственников.

Целью данной работы является анализ денационализации в постсоциалистическом обществе.

 

 

1. Сущность денационализации  и приватизации. Их роль в повышении  экономической эффективности. Методы и объективные ограничения денационализации

Приватизационное отношение  характеризуется особым составом участников отношения и особым объектом этого  отношения. Для определения условий  и границ приватизации необходимо выделить объект приватизации - избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание:

1) оно определяет не  свойства имущества, его полезность  или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности;

2) часть публичной  собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему  выполняемых государством функций  и, во-вторых, по отношению к  возможностям рационального использования  этого имущества в соответствии с критериями эффективности, присущими социально ориентированной рыночной экономике. Например, избыточная государственная (муниципальная) собственность на жилые помещения возникает в условиях дефицита жилья. Избыточным оказывается не жилье как таковое, а право государственной (муниципальной) собственности на жилье, предоставляемое гражданам на условиях социального найма1.

Важно указать условия, определяющие, когда и какая часть  публичной собственности становится избыточной. В этой связи в составе  публичного имущества можно выделить два вида:

1) имущество, связанное  с производством общественных  товаров и услуг, которые удовлетворяют  коллективные потребности и потребляются  совместно;

2) имущество, связанное  с производством частных товаров  и услуг, которые удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе принципа отстранения иных лиц от пользования благом.

Объектом приватизации может становиться только имущество  второго вида.

Существуют причины, по которым в условиях сложившейся рыночной экономики государство включается в производство частных товаров и услуг (реализация крупных проектов, например в области энергетики; предотвращение банкротства предприятий, имеющих большое значение для национальной или региональной экономики; неспособность частного капитала своими силами справиться с задачей технической модернизации производства и др.). В этом случае частные товары и услуги приобретают статус условно-общественных. Когда позитивный (модернизационный) эффект производства частных товаров и услуг в виде условно-общественных исчерпывается, тогда возникает множество негативных социально-экономических процессов (появление дефицита государственного бюджета, рост инфляции, усиление бюрократии, рост коррупции, свертывание рыночной конкуренции и общее снижение экономической и социальной эффективности), которые могут быть прерваны или предотвращены приватизацией возникшей избыточной публичной собственности. При этом приватизация способствует укреплению частноправовых и рыночно-конкурентных начал функционирования экономики и носит отраслевой (точечный) характер2.

Такую приватизацию автор  называет традиционной. Она является исходной для возникновения и  понимания другого типа приватизации - трансформационной приватизации, которая осуществляется при переходе от планово-распределительной системы хозяйства к рыночной. Для планово-распределительной системы было характерно превращение практически всех частных товаров и услуг в условно-общественные. Поэтому при переходе к социально ориентированной рыночной экономике возникает системная (общая и многоотраслевая) избыточность имущества на праве публичной собственности. Приватизация приобретает системный, трансформационный характер.

Таким образом, объектом регулирования со стороны приватизационных правовых норм являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием и отчуждением избыточной публичной собственности.

Для осуществления приватизационного  общественного отношения требуется  наличие определенной совокупности правовых норм, выраженных, в частности, в законах о приватизации публичной собственности. Правовые нормы, содержащиеся в ст. 216, 217, 218, 224, 235, 236 Гражданского кодекса РФ, можно рассматривать в качестве общей части института приватизации. Они применимы для регулирования основных гражданско-правовых отношений, которые складываются при приватизации, отражая однородность этих отношений и выступая объединяющим началом для всех субститутов, одним из которых является приватизация государственного и муниципального жилищного фонда. При этом наличие специальных законов о приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не противоречит этому, т.к. нормы ГК РФ могут применяться в субсидиарном порядке (ст. 217 ГК РФ).

Статья 217 ГК РФ "Приватизация государственного и муниципального имущества" завершает общие положения о праве собственности и других вещных правах. Она содержит в том числе и те новеллы, благодаря которым "можно считать ГК РФ 1994 г. кодексом российского общества эпохи перехода к социально-ориентированной рыночной экономике".

Первый абзац ст. 217 устанавливает, что имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, может быть передано его собственником в собственность  граждан и юридических лиц  в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Сформулированная норма непосредственно адресована публичному собственнику имущества, поскольку определяет одно из правомочий субъектов государственной и муниципальной собственности: право на передачу имущества физическим и юридическим лицам на праве собственности, или приватизационное право.

На первый взгляд приватизационное право возвращает обсуждение правомочий собственника к норме п. 1 ст. 209 ГК РФ, дублируя эту норму и норму  п. 2 ст. 209 ГК РФ. При этом создается  впечатление, что единственным новым моментом в ст. 217 ГК РФ является отсылочная норма о специальном приватизационном законодательстве. Однако такой взгляд на содержание нормы ст. 217 ГК РФ следует признать не совсем корректным. Если в ст. 217 ГК РФ законодатель и возвращается к правомочиям публичного собственника, то это возвращение приобретает новый смысл: законодатель вводит новый контекст осуществления основных правомочий публичным собственником - "эпоху перехода к социально ориентированной рыночной экономике". Тем самым недвусмысленно подводится черта под прежними правоотношениями и указывается на качественные изменения в праве собственности.

Возникновение и включение  приватизационного законодательства в общую систему гражданского законодательства оказывается возможным при наличии ряда условий. Приватизация как объективное право опирается на ряд нормативно-правовых предпосылок, на которые явно или неявно указывает ст. 217 ГК РФ и которые вместе с нормами этой статьи образуют "юридическую субстанцию" приватизационного права.

1. Предполагается, что  наряду с правом публичной  собственности на имущество существует  право частной собственности  и что право частной вместе  с правом публичной собственности  образуют единый институт права  собственности.

В этом отношении нормы ст. 217 ГК РФ осуществляют профилактическую роль, предупреждая возможные крайности в трактовке проблем права собственности: они фиксируют и удерживают как существование различия в праве публичной и частной собственности, так и возможность перехода публичного имущества на режим права частной собственности, т.е. утверждается определенная однородность и единство двух форм права собственности.

Таким образом, приватизация как категория вещного права  выражает важную особенность главного института вещного права - права собственности:

а) единство структуры  и характера права публичной  и права частной собственности;

б) наличие различий в  содержании и объеме, а также порядке  реализации правомочий двумя разными  субъектами права собственности;

в) возможность перехода публичного имущества в частную собственность.

2. Помимо легитимизации  права частной собственности,  предпосылкой возникновения приватизационного  права является юридическое признание  равенства всех форм собственности.  Юридическое содержание равенства  означает, с одной стороны, устранение привилегий в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а с другой - снятие ограничений в осуществлении этих правомочий для частной собственности. В прежнем правопорядке существовали неограниченная виндикация государственного имущества, право перехода бесхозного имущества только в государственную собственность и т.д. Уголовное законодательство проводило различие между преступлением против государственной собственности, с одной стороны, и против личной - с другой. В Уголовном кодексе РФ  эти преступления объединены в гл. 21 "Преступления против собственности". Личная собственность, которая по упомянутым ранее законам 1990 г. уже квалифицировалась как частная, до этого времени ограничивалась по количеству, качеству, источникам, т.е. по способам осуществления права владения, пользования и распоряжения3.

Обеспечение равенства  публичной и частной форм собственности  касается не только отношений между  ними. Оно предполагает перестройку  вещных прав в рамках каждой формы собственности, поскольку происходит изменение в порядке и объеме права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся на праве как частной, так и публичной собственности. Приватизация возникает на основе такой перестройки, отражая и закрепляя ее.

Поэтому приватизационное право следует рассматривать  как одно из проявлений юридического равенства двух форм собственности. Это важный элемент содержания понятия  приватизации как категории вещного  права.

3. Правовой предпосылкой приватизации служит то, что условно можно назвать либерализацией права собственности. Собственно две предыдущие предпосылки - легитимизацию права частной собственности и установление юридического равенства частной и публичной собственности - можно рассматривать в качестве ступенек к либерализации права собственности, которая выражается, прежде всего, в повышении роли диспозитивных норм и, соответственно, снижении роли императивных норм при осуществлении собственником своих правомочий.

4. Предпосылкой приватизации является наличие различных форм собственности. Устранение различий и выравнивание объема и характера прав владения, пользования и распоряжения имеет определенные пределы. Поэтому единство двух форм права собственности не означает их тождества. Легализация частной собственности, обеспечение экономического и юридического равенства двум формам собственности, а также либерализация права собственности резко снижают объем привилегий, масштаб монополизма и властных отношений в отношениях собственности. Однако полностью исключить эти явления невозможно и опасно для условий нормального функционирования общества и соблюдения прав и свобод личности.

В контексте существования  двух форм права собственности приватизация приобретает важный гражданско-правовой смысл. Приватизационное право, устанавливающее возможность перехода имущества из права государственной (муниципальной) собственности на право частной собственности, утверждает презумпцию полной оборотоспособности имущества. Вместе с этим гражданское законодательство де-юре становится главным регулятором поведения в эпоху перехода к социально ориентированной рыночной экономике. В связи с этим следует уточнить оценку роли ст. 129 ГК РФ. "В статье 129 установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускается лишь в случаях, прямо указанных в законе". Нам представляется, что завершенное утверждение презумпции полной оборотоспособности объектов гражданских прав складывается на основе норм ст. 129 и 217 ГК РФ.

Информация о работе Анализ денационализации в постсоциалистическом обществе