Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2009 в 17:29, Не определен
Курсовая работа
Что касается объема ВВП в расчете на душу населения, он колебался от 7% (в Болгарии) до 44% (в Словении) средней величины для ЕС-15.
Об отставании стран-кандидатов от уровня ЕС-15 свидетельствуют различия в отраслевой структуре ВВП.
Если на сельскохозяйственный сектор в ЕС-15 приходилось только 2,3% ВВП и 5,2% общего числа занятых, то в странах-кандидатах соответственно от 3,9% (в Словении) до 21,1% (в Болгарии) и от 5,5% (в Чехии) до 40% (в Румынии).
На сферу услуг выпадает 67% ВВП в ЕС-15, в то время как в Румынии – всего 41,7%, а в Чехии – 53,7%. Доля же промышленности и строительства в ВВП в большинстве стран с переходной экономикой более значительна, чем в ЕС-15, где удельный вес промышленности в валовой добавленной стоимости составляет 30,7%. В Венгрии, Литве, Польше, Словакии и Словении данный показатель выше, чем в ЕС, а в Чехии и Румынии он составляет более 40%. Подобная отраслевая структура ВВП – наследие централизованной плановой экономики.
В 90-е гг. 10 странами Восточной Европы были подписаны и вступили в силу т.н. Европейские соглашения с ЕС, которые призваны создать основы для постепенной интеграции стран региона с ЕС. В них включены особые положения, касающиеся определенных вопросов торговли. Благодаря региональному интегрированию с Западной Европой страны восточноевропейского региона присоединятся к крупнейшему в мире рынку.
От стран-кандидатов на вступление в ЕС требуется принятие установленного комплекса институциональных и юридических норм, касающихся евроинтеграции, который включает:
И хотя новым членам ЕС дается определенный «адаптационный» период, применение на практике объемной и сложной нормативной базы создает значительные трудности для стран-кандидатов: только Венгрия и Чехия продвинулись в принятии рамочных установок ЕС, касающихся технических стандартов и сертификации. Медленно внедряются в регионе экологические и социальные стандарты.
Перспектива членства в ЕС стимулирует страны Восточной Европы продвигаться по пути реформ, однако неопределенность даты вступления способны ослабить их усилия в этом направлении.
Проблема вступления стран региона в Европейский валютный союз
Европейский союз установил очень строгие критерии членства в ЕВС:
В настоящее время ни одна из этих стран не отвечает критериям конвергенции, хотя один-два кандидата из числа стран Восточной Европы фактически проводят более рациональную финансово-валютную политику, чем большинство нынешних членов ЕС. Если эти кандидаты будут введены в состав валютного союза одновременно с вступлением в ЕС, то критерии членства должны быть пересмотрены, так как они рассчитаны на зрелую экономику с невысокими темпами роста, а не на резвых аутсайдеров, более ориентирующихся на результаты, чем на экономическую политику.
Ни одна из стран региона не отвечает, например, критерию инфляции. Даже в Чехии, финансовое положение которой признается лучшим среди стран региона, актуальной остается проблема инфляции. В Венгрии и Польше аналогичные показатели намного выше.
Чешская Республика, Венгрия и Словакия удовлетворяют одному из наиболее важных финансовых критериев Маастрихта – дефициту госбюджета. Польша по этому показателю не входит в число кандидатов на прием в ЕВС.
По размерам государственного долга Чешская Республика, Польша и Словацкая Республика отвечают квалификационным требованиям Маастрихта.
По стабильности обменного курса национальной валюты к ЭКЮ лишь Чехия и Словакия отвечают условиям Маастрихтского договора. Венгрия и Польша по-прежнему компенсируют высокую инфляцию путем девальвации своих валют. Чешская Республика уже в течение нескольких лет является "теневым" членом Европейской валютной системы, хотя недавно приняла решение о расширении диапазона колебаний курса своей валюты, чтобы эффективнее управлять быстро увеличивающимся притоком капитала в страну, а также более эффективно контролировать деятельность разного рода страховых фондов и других валютных организаций спекулятивного характера. Общая оценка сводится к тому, что Чехия (как и Словакия) проводит более рациональную финансовую валютную политику, чем большинство стран, уже входящих в состав ЕС. Вместе с тем Чехия не отвечает инфляционному критерию.
Некоторые
другие страны региона также стремятся
добиться показателей, отвечающих критериям
Маастрихтского договора. Однако чтобы
достичь этого им предстоит долгий путь.
Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы
Экономика Восточной Европы сделала большой шаг вперед после масштабного экономического кризиса, вызванного крахом социалистической экономики.
Рост
экономики стран Восточной
В отчете "Economic Survey of Europe" ЕЭК ООН говорится, что страны Восточной Европы и СНГ останутся в этом году наиболее динамично развивающимися регионами Европы. Прогнозируемые темпы роста ВВП составят для них соответственно 4,5% и 5,7%. Показатели роста ВВП в странах Западной Европы и Еврозоны гораздо менее впечатляющи - на уровне 2,1% и 1,8% соответственно. Для сравнения приведен прогноз по США - 3,7%.
Некоторые специалисты прогнозируют вялый рост экономики в промышленно развитых странах на уровне 1,5% в 2003 г., что значительно ниже их потенциальных возможностей. Развивающиеся страны демонстрируют более жизнеутверждающие тенденции, чем промышленно развитые страны, т.к. при сохранении тенденций к восстановлению темпов роста они могут вырасти до 4,9% в 2004 г.
В 2004 г. прогнозируется увеличение темпов роста в странах европейского и центрально-азиатского региона до уровня 4,5%, отражающее более высокий темп роста в странах Восточной Европы и замедление роста в СНГ.
Среднесрочные перспективы для стран региона зависят от двух основных факторов:
В таких условиях краткосрочные перспективы для восточноевропейских стран во многом определяются успехом или неудачей усилий, предпринимаемых западной Европой по улучшению своих собственных перспектив в отношении роста производства, которые пока продолжают ухудшаться. Реализация благоприятного сценария (заложенного в официальных прогнозах восточноевропейских государств) будет зависеть от того, удастся ли западной Европе, и в особенности Германии, остановить спад экономической активности. В силу значительной зависимости стран региона от экспорта на западноевропейские рынки существенное замедление экономического роста в Западной Европе может фактически привести к снижению средних темпов прироста ВВП в этих странах.
Перспективы большинства других стран СНГ зависят как от дальнейшей динамики мировых цен на нефть и сырьевые товары, так и от состояния российской экономики, включая динамику обменного курса рубля.
Оценку возможного влияния адекватной экономической политики на экономический рост стран Восточной Европы сделал профессор Сакс. Он использовал т.н. индекс экономической свободы, разработанный американской организацией Heritage Foundation. Результаты анализа приведены в табл.3.1:
Таблица 3.1
Среднегодовые темпы экономического роста, %
Страна | Текущая политика | Политика по стандартам ЕС | Политика высоких темпов |
Чехия | 4,1 | 3,7 | 5,3 |
Венгрия | 1,9 | 3,2 | 5,2 |
Основной причиной различий в темпах экономического роста в Венгрии является низкий уровень сбережений, в Польше - низкая эффективность хозяйства. Политика высоких темпов базируется на высокой норме сбережений и высокой эффективности производства.
По оценкам профессора Сакса, Чехия и Польша, если они сохранят текущую экономическую политику, достигнут экономического роста на уровне 4% в год, а Венгрия - только 2%. Если страны с переходной экономикой перейдут на политику, типичную для членов ЕС, темпы экономического роста увеличатся в Венгрии и Польше, но снизятся в Чехии. В случае же осуществления политики высоких темпов экономика во всех трех странах будет возрастать более чем на 5% в год.
Но даже при условии реализации политики высоких темпов Чешской Республике потребуется примерно 20 лет, чтобы доход на душу населения достиг 75% уровня стран ЕС (на базе покупательной способности). Если же она сохранит текущую политику, то для этого потребуется более 40 лет. Для других стран выводы еще более отрезвляющие: Венгрии и Польше в случае проведения политики высоких темпов необходимо около 30 лет, чтобы достичь 75%-ного уровня душевого дохода в странах ЕС, и более 100 лет, если они будут осуществлять текущую политику.
Странам Восточной Европы следует поставить перед собой более скромную цель: добиться 75%-ного уровня современного (а не будущего) душевого дохода Германии.
Для этого Чехии потребовалось бы 8 лет, Венгрии - 16, а Польше - 20 лет при условии, что они срочно перейдут на политику высоких темпов развития. По оптимистическим оценкам, Чехия сможет выйти на уровень 75% современного дохода на душу населения Германии в 2004 г., в Венгрии это произойдет примерно в 2012 г., а в Польше - в 2016 г. Следует, однако, отметить, что не все страны с переходной экономикой могут взять на вооружение политику высоких темпов.
Быстрый рост производительности может также привести к быстрому повышению цен на товары и услуги «нерозничной» торговли. Оправдано предположить, что цены на эту категорию товаров и услуг в указанных странах возрастут до уровня, характерного для государств, которые уже достигли 75% современного дохода на душу населения Германии (например, Испании).
Подобная ситуация предполагает в свою очередь, что цены в Чехии должны были бы повышаться на 8% в год быстрее, чем в Германии, с тем чтобы подойти к «нормальному» соотношению рыночного обменного курса и паритета покупательной способности валют. Средний уровень чешских цен в 2004 г. будет, видимо, на 30% ниже, чем в Германии (для товаров и услуг «нерозничной» торговли этот разрыв должен быть еще большим).
Информация о работе Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы