Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

И наибольших успехов на этом поприще добился английский экономист Томас Роберт Мальтус, разработавший «теорию народонаселения», в которой он попытался связать между собой экономические и демографические факторы, а именно указал, что экономические процессы влияют на величину численности населения, также, как и демографические изменения воздействуют на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобную зависимость производились и прежде, тем не менее, именно работы Мальтуса подготовили крепкий фундамент для дальнейшего развития демографического направления в экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биография Мальтуса Т.Р……………………………………………………….4
2. Основные идеи «теории народонаселения» Мальтуса………………………6
2.1. Понятие народонаселения……………………………………………6
2.2. Формулирование закона убывающего плодородия почвы и закона народонаселения…………………………………………………………………7
2.3. Происхождение бедности……………………………………………12
2.4. Понимание стоимости……………………………………………….13
3. Критика мальтузианства……………………………………………………20
4. Классическое мальтузианство, неомальтузианство. Применение теории в наши дни…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

История экономических учений.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

Классики марксизма дали уничтожающую критику мальтузианского закона народонаселения. Прежде всего, с резкой критикой мальтузианства выступал сам Карл Маркс. Марксистская теория народонаселения основывается на влиянии социально-экономических факторов на демографические процессы. В противовес Мальтусу Маркс доказал, что нет закона народонаселения вообще, что каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Так, в условиях относительно медленного развития производства, темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии стимулирует ускоренный рост народонаселения.

По Марксу, следует иметь ввиду, что способ производства не является единственной причиной роста народонаселения. На прирост и структуру народонаселения оказывают влияние не только производительные силы и производственные отношения, а также многие национальные традиции, культура данного народа, различные исторические события, войны, и т.д. По мнению К.Маркса, человек является главной производительной силой, которая во все исторические эпохи была обычно занята производительным трудом. Поэтому все виды общественной деятельности строились в зависимости от производственной деятельности, в процессе которой создавались и развивались сами материальные условия существования человечества. Это позволило Марксу объяснить феномен безработицы не естественными законами размножения людей, а особенностями капиталистической системы хозяйствования. Не может быть абсолютного перенаселения, существует перенаселение относительное, то есть специфическая особенность капитализма, возникшая под воздействием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса. Как утверждают марксисты, Мальтус не прав уже по тому, что если растения и животные только потребляют ресурсы, то человеческое общество может осуществлять производственную деятельность. Человеческое общество само для себя создает средства существования и в этом смысле не зависит от природы. Более того, человек подчиняет себе природу.

Также классики марксизма дали критическое описание «закона убывающего плодородия почвы». Они доказали, что сторонники данного закона игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон убывающего плодородия почвы», В. И. Ленин доказал, что существует трудность обеспечения продовольствием лишь рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.

Немалое значение идеям Мальтуса придавал Людвиг фон Мизес. По его мнению, теория народонаселения Мальтуса является частью социальной доктрины либерализма. Так как основой социальной теории либерализма служит теория разделения труда, то поэтому, опираясь на нее, можно правильно объяснить социальные условия закона народонаселения Мальтуса. Общество возникает как объединение людей ради улучшения использования естественных условий существования, а отношения в обществе складываются на основе сотрудничества взаимодействующих индивидов.

Мизес полностью отвергает предъявляемые к теории Мальтуса обвинения в человеконенавистничестве и жестокости. Он считает, что в обществе нет борьбы за выживание. Он связывает непонимание теории Мальтуса с некорректной обработкой первого издания «Опыта…» и уверен, что данная модель поведения не уместна в теории Мальтуса.

Еще один критик теории народонаселения, А. Маршалл, указывал, что автор «Опыта…»  утверждает, что ни одна страна не в состоянии обеспечить себя достаточным объемом средств существования после того, как ее территория оказалась перенаселенной и, что рост населения, если он не будет ограничен добровольным воздержанием, будет сдерживаться бедностью и пороками. По его мнению, Мальтус призывает людей прибегать к добровольному самоограничению и воздержанию от очень ранних браков, однако он не учел бурного развития индустриализации, позволяющей нынешнему поколению приобретать продукты богатейших земель планеты по сравнительно низким ценам.

Невозможность увеличивать воспроизводство продовольствия Т. Мальтус объяснял не только медленными техническими нововведениями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, но и прежде всего популярным «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использование приема «геометрической прогрессии» для измерения роста численности населения крайне сомнительна, так как не отражает разницу между числом эмигрантов в стране и числом родившихся жителей этой страны.

Немецкий переводчик Мальтуса, Гегевиш, называл его теорию  «откровением законов нравственного мира, подобным открытию законов мира физического, сделанному Ньютоном» [8]. Противники Мальтуса зачастую нападали на личный характер ученого, обвиняя его самого в безнравственности, в корыстных и низких побуждениях. Появилось бесчисленное множество сочинений, изданных как в опровержение, так и в защиту Мальтуса, и в одной только Англии насчитывают более двадцати книг и шестидесяти журнальных статей, обвиняющих как саму теорию, так и ее автора. Тем не менее, все безосновательные нападки, сделанные противниками Мальтуса на личный характер этого экономиста, признаны несправедливыми и голословными.

Нередко взгляды Мальтуса критиковались Н.Г.Чернышевским, Д.И.Писаревым и др. Против выдвинутых Мальтусом законов «абсолютного перенаселения» и «убывающего плодородия почвы» рьяно выступали такие русские ученые, как В.В.Докучаев, П.А.Костычев, К.А.Тимирязев.

Во время самого сильного разгара борьбы, возбужденной учением Мальтуса, многие из его противников старались доказать, что не он обратил внимания на связь, существующую между развитием народонаселения и производительности, хотя эту связь имели прежние мыслители. Уничижение теории Мальтуса доходило вплоть до обвинения его в плагиате. Однако данные обвинения не могут быть признаны справедливыми. С одной стороны, действительно, нельзя признать, что эта теория принадлежит Мальтусу неоспоримо и неотъемлемо. Ученые и правители, жившие до него также сталкивались с этой проблемой, сомневались в благодетельных последствиях постоянного размножения народонаселения, а некоторые из них даже упоминали об общем законе, по которому развитие народонаселения соотносится с развитием средств пропитания. Тем не менее, до появления книги Мальтуса, этот общий закон не был подвергнут никем подробному и ученому исследованию. Притом все прежние писатели ограничивались только тем, что лишь описывали начало, не выводя из него никаких результатов. Мальтус же не только старался доказать действительность этого начала, собрав для этого огромное количество исторических и статистических данных, но извлек из него множество практических последствий, которые придают его теории оригинальность и неповторимость. Надо признать, что именно Мальтус первый стал рассматривать вопрос о народонаселении во всей его многосторонности и глубине, видя в нем вопрос общественный, а не исключительно политический.

Несмотря на достаточную научную несостоятельность мальтузианского закона народонаселения, он имел шумный успех среди буржуазии, поскольку в высшей степени удовлетворял их классовые запросы. Сочинение Мальтуса произвело огромное впечатление на население и доставило автору в самое короткое время популярность среди всей Европы. Впечатление, им произведенное, было весьма различно, как заметно из выше сказанного, эта теория стала яблоком раздора многих экономистов нашего времени, поводом их борьбы, причем до сих пор она не успела подойти к своему окончанию. Имя и учение Мальтуса сделались для одних предметом для подражания и выражения восторженных похвал, для других же причиной появления ожесточенной ненависти, самых неумеренных нападок.

Эпоха страстного увлечения данной теорией уже прошла, следовательно, теперь всякое смешение личности с идеей уже не может быть допускаемо. Можно с полной уверенностью сказать, что Мальтус развивал свое учение о народонаселении не потому, чтобы он хотел через это приобрести покровительство и одобрение английской аристократии, а потому, что был твердо убежден в его справедливости и разумности. Неумолимая жестокость тех практических результатов, до которых дошел Мальтус, не может быть приписана его личному характеру – он действовал в строгой логической последовательности, с которой выводил эти результаты из основного начала, положенного им в основание своей теории. На самом деле, он был добродушен и искренне сочувствовал страданиям человечества. Хоть в его теории и прослеживается нить совершенного равнодушия к судьбе бедных классов общества, однако он в действительности отступал от этих противоестественных правил и доказывал собственным примером невозможность их применения.

На данный момент часто отвергаются как основные идеи теории, так и практические результаты этого учения. Даже самые ревностные последователи Мальтуса не принимают его идей во всем их объеме, а допускают в них только лишь некоторые аспекты. Необходимо подвергнуть результаты и существо теории Мальтуса научному и методическому разбору для более точного уяснения этого вопроса и раскрытия произвольности начал, лежащих в основании гипотезы Мальтуса.

 

 

4. Классическое мальтузианство, неомальтузианство. Применение теории  в наши дни

 

Со временем концепция Мальтуса претерпела некоторые изменения, поэтому сейчас различают классическое мальтузианство, его позднейшие модификации, положившие начало неомальтузианству.

Центральной идеей классического мальтузианства является утверждение о том, что преумножать средства существования людей является бессмысленным занятием, так как, по мнению Мальтуса, в конце концов, это только увеличит число потребителей.

В двадцатом веке обнаружилась несостоятельность «арифметической прогрессии» Мальтуса ввиду кризиса населения и преобладания объема производимого продовольствия над темпами роста населения. В связи с этим, ряд ученых, последователей мальтузианства, решили отстоять основные идеи классического мальтузианства, ссылаясь на то, что теория Мальтуса объясняет не только «прогрессии», но «природный» характер демографического развития. Так У.Фогт и Г.Бутуль в своих произведениях выступили с призывом против индустриализации и преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор пришел к выводу, что среди естественных препятствий росту населения появляются такие виды, как войны, голод, эпидемии. В настоящее время акцент сместился в сторону разрушения окружающей среды вследствие колоссального антропогенного влияния на нее.

Модернизированным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. Это идейное течение зародилось в конце XIX века в форме неомальтузианских обществ и союзов. И если классическое мальтузианство полностью отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие приравнивается к воздействию биологических факторов. Неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей, посредством выделения биологической сферы воспроизводства человеческого рода и нежелания повышения эффективности экономики. Ведущие современные американские демографы считают воздействие на биологический механизм рождаемости более приемлемым, чем необходимые общественные и экономические преобразования. Современные неомальтузианцы полагают, для установления оптимальной экономической обстановки в малоразвитых странах необходимо для начала решить проблему контроля рождаемости.

На сегодняшний день, концепция Мальтуса является не столь удобной для решения экономических и социальных проблем, так как она ничего не может сказать по поводу конкретных факторов, определяющих рост народонаселения.
Как оказалось на практике, проблема перенаселенности состоит не только в том, чтобы убрать разницу между реальной и допустимой численностью населения, но и в том, чтобы направить рост по какой-то оптимальной траектории во времени. 

По мальтузианской теории получается, что потомство воспроизводится при постоянных издержках. Повышение спроса на труд создает дополнительные доходы, превосходящие эти издержки, и таким образом ведет к увеличению рождаемости. Не менее важен тот факт, что издержки от рождения детей возрастают как в смысле текущих затрат на воспитание ребенка, так и в смысле упущенного заработка матери. В то же время происходит ослабление семейных связей из-за возрастающей  индустриализации, что уменьшает ожидаемые расходы на обеспечение родителей в старости. Получается, что в промышленно развитых странах рождаемость — это убывающая функция от национального дохода.

Трудности многих слаборазвитых стран в настоящее время напрямую связаны с тем, что рождаемость у них высока, как в аграрных странах, а смертность низка, как в индустриальных странах. По мере экономического развития эти трудности будут уменьшаться, но нескольким поколениям жителей слаборазвитых стран придется столкнуться с выбором: либо рост населения корректируется голодом, войнами и болезнями, либо возникнет необходимость в сознательном ограничении рождаемости. Споры о правильности одного или другого способа решения не утихают до сих пор. Неомальтузианцы полагают, что в отсталых странах экономическая модернизация должна следовать по пути контроля над рождаемостью, когда марксисты отвергают любые попытки ограничивать рождаемость, считая этот контроль либо неэффективным, либо, попросту,  аморальным. Кроме того, прирост населения означает необходимость новых затрат, так называемых «демографических инвестиций». В связи с этим темпы экономического роста снижаются: слишком большая часть прироста национального дохода, а то и весь он уходит на поддержание жизненного уровня народа на уже достигнутой ступени.

В последнее время активное распространение концепций неомальтузианства, таких как теория «оптимума населения» Г.Брауна, Дж. Боннера, рассуждения Г.Тейлора и П.Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара, в особенности в развивающихся странах, возникшим экологическим кризисом, увеличением отставания между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами.

Информация о работе Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса