Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 22:53, курсовая работа
Цель работы – раскрытие сущности теории международной торговли, рассмотрение особенностей внешней торговли России по сравнению с другими странами.
Осуществление данной цели требует выполнение некоторых задач:
•исследование сущности и экономической принадлежности международной торговли;
•выявление разных подходов в изучении данной темы;
•выявление особенностей международной торговли в России;
•обоснование теоретического подхода в решении выбора пути политики международной торговли в условиях переходной политики
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования теории международной торговли. 6
1.Международная торговля. Открытая экономика. Необходимость внешней торговли. 6
2.Теория абсолютного преимущества А. Смита и теория сравнительного преимущества Д. Рикардо. 9
3.Теория международной торговли Хекшера – Олина. Теория внешней торговли М. Портера. 12
Глава 2. Особенности ведения внешнеторговой политики в России. Роль России в мировой экономике. 16
2.1. Внешнеэкономическая политика России. 16
2.2. Прогноз динамики структуры внешней торговли России. 20
Заключение. 24
Список использованной литературы. 27
Приложения.
Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации может привести и уже приводит к негативным последствиям. При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из- за ослабления стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падения в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу.
Реализация фритредерской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.[ Белосова Н. К. №20.]
Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будет зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.[Уткин С. №16]
В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным – квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.
Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие методы протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров, оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.
Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитие производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает, в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. К тому же, как было отмечено выше, защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это вместе взятое ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.
Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал – меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно- конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним. При этом необходимо отметить, что именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.
В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполнимых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995г. В соответствии с указом Президента РФ « О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» с 1 декабря указанного года были отменены вывозные пошлины на большинство видов продукции нефтепереработки и отдельные виды продукции лесопромышленного комплекса, а с 1 января 1996г. – на все товарные группы, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров.
Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью «пожарных», часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента, а иногда и инициированных заинтересованными лоббистскими группами. Принятие в одностороннем порядке решения, наущающих действие во внешнеэкономической сфере и согласованные на международном уровне правила, приводит к встречным, подчас весьма резким и не всегда адекватным шагам со стороны государств- контрагентов.[ Н. Щебарова, № 11]
В 2006г. существенным образом менялось внешнее позиционирование России, характеризуемое двумя противоположными тенденциями.
Первая тенденция была связана с продолжением и завершением процессов, начавшихся достаточно давно: практически закончены переговоры о присоединении к ВТО, успешно прошло председательство в «большой восьмерке». В этом ряду событий следует отметить и либерализацию валютного регулирования в части движения капитальных средств, что формально превращает рубль в полностью конвертируемую валюту.[Оболенский В. №12.] Однако эти события не привели пока к интеграции России в сообщество развитых рыночных демократий.
Вторая тенденция, к сожалению, отражает охлаждение отношений с ЕС, критику с его стороны новейших политических тенденций развития России, идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают четко обозначившиеся в минувшем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Для России особые сложности вызваны тем, что в рамках ее председательства в «восьмерке» в качестве из одной ключевых тем был выдвинут лозунг энергобезопасности – как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнеров, подрывается пересмотром тарифов на поставки газа в ближнее зарубежье. [В. Мау, № 11]
2.2. Прогноз динамики структуры внешней торговли России.
Реализация стратегии инновационного прорыва открывает возможность преодолеть сложившиеся в 90-е годы негативные тенденции в динамике структуры внешней торговли России в условиях неолиберальной модели глобализации и резкого повышения открытости экономики. Приведенные Всемирным банком данные о структуре внешней торговли показывают (рис. 1.1,Приложение 1), что в экспорте России преобладает топливо (54% против 7% в среднем по миру, 24% — по странам с низкими доходами и 4% — по странам с высокими доходами), а в импорте — продовольствие (20% против 7% в среднем по миру) и готовые изделия среднем по миру) и готовые изделия (63%).
Проанализируем перспективы динамики внешней торговли России в воспроизводственно- отраслевом и территориальном разрезах и попытаемся количественно оценить возможные изменения структуры внешней торговли при реализации инновационно- прорывного и инерционно-рыночного сценариев. Стоит подчеркнуть, что прогнозные расчеты носят условный, ориентировочный характер, поскольку в мировой торговле действует множество факторов, которые трудно поддаются предвидению. Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, которые будут играть определяющую роль на перспективу до 2050 г.
На рис. 1.2—1.6 (Приложение 2-4.) представлен долгосрочный прогноз динамики структуры экспорта и импорта России при инновационно-прорывном и инерционно-рыночном сценариях. Еще раз напоминаем, что прогноз носит сугубо ориентировочный характер и необходим для оценки возможных тенденций.
При сценарии инновационного прорыва доля экспорта в валовом выпуске в основных ценах по потребительскому сектору вырастет с 4,3% в 2000 г. до 8% в 2050 г., инновационно-инвестиционного — с 22,5% до 28% (в том числе машин и оборудования — с 35% до 40%), при сокращении доли экспорта в энергосырьевом секторе. С развитием международных транспортных коридоров вырастет доля экспорта в стоимости услуг транспорта и связи. Сократится доля импорта в потребительском секторе — с 13% в 2000 г. до 9% в 2050 г., инновационно-инвестиционного сектора—с 16,8% до 11% (в том числе машин и оборудования — с 26,9% до 21%). В то же время возрастет импорт продукции энергосырьевого сектора (в основном за счет стран СНГ) — с 4,9% до 9%. В итоге снизится импортозависимость в потребительском и инновационно-инвестиционном секторах.
Как видно из данных табл. 1.1, в 90-е годы произошли радикальные сдвиги в территориальной структуре внешнеэкономических связей России. Если в предыдущее десятилетие приоритетом было развитие тесных интеграционных связей со странами СЭВ, доля которых во внешнеторговом обороте СССР достигла в 1997 г. 61,7% (в том числе ГДР - 16,4%, Чехословакия - 10,6, Польша — 10, Болгария — 9,9, Венгрия — 7,5, Куба — 5,9%), а развитые капиталистические страны занимали всего 21,8% (в том числе ФРГ — 3,8%, Финляндия — 2,9, Франция — 2, Великобритания — 1,6, США — 0,9%), то в результате радикальных рыночных реформ, открытия экономики, ее переориентации на Запад, разрыва интеграционных связей территориальная структура внешней торговли резко изменилась. Доминирующее место заняла западноевропейская цивилизация: доля в экспорте в 2000 г. 43,3%, в импорте — 34,3%. Повысилась и доля североамериканской цивилизации. Россия фактически ушла из освоенных рынков Центральной и Восточной Европы, доля которых уменьшилась до 14,1% в экспорте и 8,6% в импорте. Появилась новая группа внешнеторговых партнеров — страны СНГ, однако наблюдается тенденция сокращения их доли в экспорте с 21,2% в 1992г. до 15,2% в 2002г. – приросте доли в импорте с 13,2% до 19,9%. Это была стратегическая ошибка – уход с освоенных рынков и переориентация на рынки развитых стран, где господствуют мощные ТНК, определяющие место России в глобальном рынке как источника сырья и топлива и рынка сбыта готовой продукции.
Динамика структуры экспорта и импорта России (СССР) в цивилизационном разрезе, % (э – экспорт, и – импорт). Таблица 1.1
Цивилизации | 1987(СССР) | 1992 | 1995 | 2000 | |
Западноевропейская | э
и |
27,0
28,9 |
40,6
41,2 |
39,6
40,6 |
43,3
34,3 |
Восточноевропейская | э
и |
42,3
48,2 |
16,7
13,6 |
11,9
11,1 |
14,1
7,2 |
Североамериканская | э
и |
0,5
2,3 |
1,7
9,4 |
6,1
6,2 |
5,2
8,6 |
Латиноамериканская | э
и |
6,0
6,1 |
1,0
2,1 |
3,0
2,3 |
4,6
3,6 |
Японская | э
и |
1,5
2,7 |
3,3
4,0 |
4,7
4,6 |
3,0
1,5 |
Китайская | э
и |
1,1
1,2 |
5,7
4,9 |
5,5
2,3 |
5,9
3,1 |
Индийская | э
и |
1,6
1,8 |
1,1
2,0 |
1,3
1,3 |
1,1
1,6 |
Буддийская | э
и |
1,1
1,2 |
2,5
5,0 |
4,2
2,2 |
2,6
2,4 |
Мусульманская | э
и |
3,2
3,7 |
4,5
4,1 |
4,7
2,2 |
4,7
1,7 |
Евразийская – СНГ | э
и |
-
- |
22,1
13,2 |
18,6
29,3 |
14,1
34,2 |
Африканская (южнее Сахары) | э
и |
0,8
0,3 |
0,3
0,3 |
0,2
0,3 |
0,3
0,8 |
Океаническая | э
и |
0,03
0,7 |
0,0
0,1 |
0,0
0,5 |
0,0
0,5 |