Проблемы функционирования среднего и крупного бизнеса в экономике России, возможные пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия крупного и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест. Развитие бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие среднего и крупного бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. КРИТЕРИИ СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА, ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.........................5

1.1. Общие черты и различия среднего и крупного бизнеса…………………..5

1.2. Роль среднего и крупного бизнеса в вертикально-интегрированной экономике…………………………………………………………………….........8

1.3. Ведущие интегрированные бизнес-группы и компании…………………11

2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………………………………………………..15

2.1. Состояние и формы развития среднего и крупного бизнеса в России, до и после 2000г……………………………………………………………………….15

2.2. Влияние глобального финансового кризиса на российском бизнесе……17

2.3. Противоречия и проблемы управления среднего и крупного бизнеса в российской экономике…………………………………………………………..18

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДСТВОМ НА СРЕДНИХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

крупный и средний бизнес.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

      Компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Например, автопроизводители могут владеть компанией по производству покрышек, по производству автомобильных стёкол и автомобильных шасси. Контроль над такими компаниями обеспечивает стабильность поставок, качества и цены конечного продукта. Кроме этого это позволяет увеличить вертикально-интегрированному холдингу собственный объём прибавочной стоимости.

      Компания  осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые  производят товар или услуги, которые  находятся ближе к конечной точке  реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту).

      Компания  осуществляет сбалансированную вертикальную интеграцию, если она стремится получить контроль над всеми компаниями, которые  обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и/или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю. На развитых рынках существуют эффективные рыночные механизмы, которые делают такой тип вертикальной интеграции избыточным: существуют рыночные механизмы контроля над смежниками. Однако на монополистических или олигополистических рынках компании часто стремятся выстроить полный вертикально-интегрированный холдинг.[8]

      В экономической системе любой  страны сосуществуют предприятия и  частная собственность разных уровней. Подавляющее большинство составляют средние предприятия. Крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике. Большие объединения (корпорации, особенно транснациональные) - это и инвестиции, и новейшие технологии, и инновационная деятельность. По своим размерам крупнейшие российские бизнес-группы далеко уступают международным гигантам (исключение составляет лишь Газпром), тем не менее, на долю 23 крупнейших собственников России приходится около 36% совокупного объема продаж и 38% всех работающих в стране. В 2010 году 60,2% российского фондового рынка находилось под контролем всего десяти его игроков. Это очень высокий уровень концентрации капитала, намного больше, чем в странах континентальной Европы, где доля капитализации десяти крупнейших холдингов не превышает 30% (21% - в Германии, 29% - во Франции и несколько больше - в США и Великобритании). И свидетельствует такое положение об однобокости структуры нашей экономики. Но предмет данной статьи - именно крупный российский бизнес и его отношения с государством.

      Крупный бизнес для государства - прежде всего  основа экономической мощи, а сегодня - еще и половина бюджетных доходов. Поэтому государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых  слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы. Но и у бизнеса есть свои интересы, которые он осуществляет не только с помощью экономической деятельности, но и используя давление на государство - механизм лоббирования, различные формы политического влияния, вплоть до проникновения во властные структуры. Перекосы в любом направлении отрицательно влияют и на особенности формирования рыночной системы, и на развитие демократических институтов страны. Выправление перекосов зависит от того, насколько согласованы интересы обеих сторон, достигнуто ли понимание важности цивилизованного разрешения возникающих между ними противоречий.[15]

      Система стимулирования в структурно-административном аспекте обеспечивает интеграцию предпринимателей и персонала юридических лиц в вертикально интегрированную систему. Цель системы стимулирования — обеспечение идентификации организационных целей ВИС с индивидуальными целями организаций и предпринимателей, входящих в нее, таким образом, чтобы общие цели ВИС были средством осуществления индивидуальных целей участников, а их индивидуальные цели способствовали реализации целей ВИС.

      Стимулирование должно воздействовать на систему ценностей в бизнесе, на внутреннюю мотивацию менеджеров и предпринимателей вертикально интегрированных обществ. В стимулировании можно использовать «Портретные галереи ВИС», «Книги Почета ВИС», «Приветственные адреса»; определение «Менеджера года», «Инженера года», «Мастера года», «Рабочего года», «Предпринимателя года» с выдачей сертификатов (паспортов в рамках) и кубков (ваз) с гравировкой; курсы менеджеров, маркетологов, предпринимателей за рубежом в сочетании с отдыхом; покупку тура для сотрудников эффективно действующих организаций ВИС в бархатный сезон; увеличение стимулирующей доли при распределении доходов по договорам простых товариществ, выдачу гарантий для лизингополучателей, увеличение (первоочередное предоставление) средств из фонда развития ВИС для ее лучших видов бизнеса. [10]

      В итоге все важнейшие части производственного поведения участников вертикально интегрированных систем (производительность, выработка, качество продукции, предпринимательская активность, экономическая инициатива, социальная активность) становятся органически необходимыми для юридических лиц, предпринимателей и трудовых коллективов ВИС. 

     1.3. Ведущие интегрированные бизнес-группы и компании

     Для российской экономики пока еще не существует сколько-нибудь строгих  и общепринятых критериев отнесения  экономических агентов к крупному бизнесу и тем более выделения их границ. И то, и другое представляет собой нетривиальную исследовательскую задачу. Тем более неопределенным и субъективным является по отношению к той или иной группе или компании понятие «ведущий», однако выделение некоторого списка таких субъектов представляется вполне оправданным.

     Дело  в том, что термин «ведущий» объединяет в себе такие аспекты, как крупный, активный, влиятельный. (Из этого сочетания  характеристик автоматически следует  еще одна – заметный, известный  или даже публичный. Представление о том, что где-то существуют тихий и незаметный, но очень большой и могущественный бизнес, совершенно непродуктивно.) Иными словами, «ведущие» – это те, кто способен, во-первых, своими действиями в бизнесе влиять на народнохозяйственную или, по крайней мере, отраслевую динамику, а во-вторых, быть партнером или оппонентом государства при выработке и реализации экономической (и не только) политики.

     Начиная со второй половины 90-х годов в  каждый момент времени можно было указать 30-50 групп и компаний, отвечающих этим характеристикам. Среди них есть жесткие и мягкие, государственные и частные, действующие на территории всей страны и в масштабах нескольких или одного субъекта Федерации. Список этот постоянно меняется, но достаточно медленно по российским меркам (т. е. если сравнивать с другими экономическими процессами, протекающими в стране).

     Период  наибольшего могущества крупного частного бизнеса как по удельному весу в экономике в целом и в  основных отраслях, так и по политическому  влиянию, на наш взгляд, приходится на конец 1997 г. К этому же времени в нем сформировалась «большая десятка» лидеров, намного опережавших по масштабам деятельности всех остальных.

     Данная  десятка лидеров выделена автором  исходя из следующих критериев:

     – отсутствие надструктуры, частью которой является данная ИБГ;

     – масштабы деятельности;

     – успешность на внутреннем и мировых  рынках;

     – устойчивость как хозяйственная, так  и институциональная;

     – реальные перспективы развития;

     – доминирование мотивов частного бизнеса в экономическом поведении.

     Все другие претенденты не проходят хотя бы по одному из этих критериев. Например, РАО «ЕЭС России» и по масштабам  деятельности, и по долгосрочной устойчивости, и по структуре собственности, и  по корпоративному построению достаточно близка к «Газпрому». Однако в ее поведении в то время полностью доминировал нерыночный мотив – обеспечение электроэнергией и теплом всех традиционных потребителей вне зависимости от их платежеспособности.

     Заметим, что из «большой десятки» лишь группа Инкомбанка являлась в основном управленческой, СБС-Агро – «Сибнефть» – ЛогоВАЗ – частично управленческой, а все остальные были имущественными.

     Вообще  пик развития управленческих ИБГ  к 1997 г. прошел. Из крупных и влиятельных  на конец года можно указать, пожалуй, лишь TWG, МИКОМ, «Трастконсалт», действовавшие в металлургии, и самарскую группу «Волгопромгаз», управлявшую, в частности, региональной системой газоснабжения и рядом химических предприятий.

     К числу ведущих частных компаний, не входивших к концу 1997 г. ни в какие ИБГ, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести «Сургутнефтегаз» – в нефтяной промышленности, «Северсталь» – в черной металлургии, «Сибирский алюминий» – в цветной, «Илим Палп» – в лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, «Вимм-Билль-Данн», BBH-«Балтика» и «Красный октябрь» – в пищевой.

     Критерии  выделения практически те же: масштаб  деятельности, устойчивость, экспансионизм, рыночное поведение. В государственном  секторе интегрированные бизнес-группы не сформировались, единственной формой реального объединения предприятий в нем были компании.

     Те  из них, которых можно отнести  к ведущим на конец 1997 г., были сосредоточены  в ТЭК («Татнефть», «Роснефть», «Славнефть»  – в нефтяной промышленности, Башнефтехим  – в нефтепереработке и нефтехимии, Иркутскэнерго и Росэнергоатом – в электроэнергетике, ТВЭЛ – в атомной промышленности). Пожалуй, единственное исключение составлял ГНПКЦ им. Хруничева – космическая промышленность.

     Что касается главных столпов государственной  экономики – МПС, «Транснефти» и Сбербанка – то их деятельность, независимо от успешности и экономической эффективности, не является бизнесом. (см. Приложение 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯКРУПНОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ 

     2.1.Состояние  и формы развития крупного  и среднего бизнеса в России, до и после 2000гг.

      Кризис 1998 года ударил, прежде всего, по крупным предприятиям, а более средние, также пострадав, быстро восстановились, подогнав свою политику к изменившейся ситуации. Но существует основная преграда на пути дальнейшего развития среднего бизнеса - это чиновничество, административный аппарат. Бюрократии легче договариваться с крупным предприятием, особенно в ситуации, когда законы не работают. Вторая проблема состоит в том, что функции у государства настолько расширены и существует столько административно-контрольных процедур и ведомств, которые согласовывают свои интересы, что преодолеть эти барьеры в продвижении на рынке может только очень крупное предприятие. [6]

      Развитие  среднего бизнеса в условиях современной глобализирующейся экономики привело к бурному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов объединений, видов и форм совместной деятельности. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Одной из таких популярных форм интеграции  малого и крупного бизнеса является франчайзинг.[9]

      Франчайзинг имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями среднего бизнеса.

      Как показывает мировой опыт, франчайзинг  наиболее интенсивно развивается в  тех странах и сферах бизнеса, где существует возможность добиться максимального охвата территории и, следовательно, существенного роста прибыли. Привлекательность этого бизнеса для кандидатов во франчайзи подтверждается статистикой Международной ассоциации. [17]

Информация о работе Проблемы функционирования среднего и крупного бизнеса в экономике России, возможные пути их решения