Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2010 в 15:49, Не определен
Статья
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: <Дело Лтд.>, 1994.
Марк Блауг
Экономическая теория использования пространства и классическая теория размещения производства
Экономическая теория использования пространства (spatial economics) сосредоточивает свое внимание на двух пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов. Роль площади проявляется в том, что рынки отдельных товаров представляют собой районы, расположенные в определенных географических пределах. У великих экономистов XVIII в., таких, как Кантильон, Стюарт и Смит, можно встретить много интересных теоретических положений, в которых парные характеристики, "расстояние" и "площадь", используются при описании пространственных систем. Однако, как это ни удивительно, упомянутые проблемы почти полностью выпали из поля зрения экономических трактатов, написанных после 1800 г. Экономическая теория использования пространства и особенно теория размещения хозяйственных объектов расцвели и оформились в XIX в., но эти процессы протекали почти в полной изоляции от основных течений экономической науки - как "классики", так и "неоклассики". Не будет преувеличением сказать, что основное течение экономической науки вплоть до 1950 г. действительно ограничивалось анализом экономических явлений вне их пространственных характеристик1.
Здесь мы сталкиваемся с одним из главных парадоксов в истории экономической мысли: что мешало теории использования пространства найти признание в качестве составной части ортодоксальной науки? Но в истории самой экономической теории использования пространства и теории размещения хозяйственных объектов в особенности есть и другая загадка: она всегда представляла собой своеобразную "вотчину" немецких экономистов. Конечно же, в историю использования экономического анализа пространства вошли также французские, шведские, итальянские и американские ученые. Однако, несмотря на это, все известные трактаты в указанной области были, вплоть до настоящего времени, написаны немцами, а преобладание немецких авторов в литературе, посвященной экономической теории использования пространства, просто бесспорно. Этот исторический курьез, может быть, объясняется тем, что "отцом-основателем" теории размещения был немец.
1. Изолированное государство
История теории размещения производства начинается с публикации книги "Изолированное государство" ("The Isolated State"), написанной Иоганом Генрихом фон Тюненом в 1826 г. Тюнен не был первым исследователем, который начал анализировать пространство как экономическое явление, но он был первым, кто использовал для исследования этого явления пространственные методы анализа. В отличие от авторов XVIII в., которые только слегка коснулись вопросов расстояния и площади, Тюнен постулировал абстрактную географическую модель, в основе которой лежали такие характеристики, как удаленность от центра и площадь. На первой странице "Изолированного государства" он призывает нас рассмотреть "идеальное" или "изолированное государство": однородную, лишенную какой-либо специфики равнину с одинаковой плодородностью почвы, без дорог или судоходных рек - гужевой транспорт является единственным способом перевозки людей и грузов, - имеющую только один город - центр, производящий все промышленные товары и получающий сельскохозяйственную продукцию от фермеров, наконец, закрытую от внешнего мира, окруженную со всех сторон непроходимыми дебрями. Далее он призывает нас найти принципы, которые в подобных обстоятельствах будут определять цены, получаемые фермерами за свою продукцию; ренту, которая будет присваиваться владельцами отдельных участков земель; и определить связанные с этим способы землепользования. Введение в экономический анализ понятия "закрытой экономики", находящейся в условном пространстве, открывало новую страницу в экономической мысли, так что мы с полным основанием можем считать Тюнена отцом экономической теории использования пространства.
К сожалению, книга "Изолированное государство" написана настолько витиевато, что читателям трудно уловить ее основное содержание. Целью построения упомянутой жесткой абстрактной модели было отделить транспортные издержки как линейную функцию от расстояния и от других факторов, оказывающих влияние на размещение сельскохозяйственного производства и способы землепользования, таких, как климат, топографические показатели, качество почв, спрос городских жителей, качество управления фермами, технология приготовления пищи, наличие транспортной сети и т. п. Тюнен начинает книгу с вопроса: "Как будет размещено сельскохозяйственное производство вокруг центрального города в изолированном государстве?" и отвечает, что оно будет размещено в виде концентрических кругов. Однако затем он сразу же разбивает свой вопрос на два подвопроса: какую культуру будут выращивать в районах "изолированного государства", расположенных на разном расстоянии от рынка? С какой интенсивностью будут обрабатываться земельные участки в зависимости от их удаленности от центра?
Таким образом, он разрабатывает "теорию выбора культур" и "теорию интенсивности возделывания земель". Однако эти вопросы тесно взаимосвязаны, так как определенные виды культур (такие, как, например, деревья) в силу своих природных особенностей экстенсивны, т. е. занимают очень большие площади; другие же интенсивны (например, зерновые), т. е. являются относительно землесберегающими. Таким образом, вопросы о том, какие культуры возделывать и какая должна быть интенсивность их возделывания, едва ли отделимы друг от друга. Тюнен показывает это, делая выводы (не все из которых согласуются друг с другом) относительно факторов, влияющих на размещение различных сельскохозяйственных культур, а также приводит в приложении ко II тому книги известную круговую диаграмму, которая, однако, не полностью согласуется с текстом. Неудивительно, что модель, характеризующая производство зерна в концентрических кольцах вокруг центра изолированного государства, вероятно, вызвала наибольшее недопонимание из всех проблем, затронутых Тюненом, - это действительно главная проблема всей книги.
Расхожим стало мнение, что именно Тюнену принадлежит вывод о том, что так называемые "интенсивные культуры" обычно засеваются вблизи рынка сбыта. Высокая цена земли вокруг центрального города оправдывает только интенсивное земледелие. Таким образом, знаменитые концентрические кольца на самом деле представляют собой не что иное, как участки земли с понижающейся интенсивностью возделывания культур по мере того, как мы удаляемся все дальше и дальше от центрального города. Несомненно, что согласно теории Тюнена общее правило именно таково. Однако, из этого правила много исключений. Некоторые из них возникают благодаря тому, что отдельные культуры настолько громоздки или быстро портятся, что должны произрастать рядом с рынком. Другие, - благодаря тому, что высокая интенсивность их возделывания предусматривает получение более высокого урожая в расчете на 1 акр земли, но высокий урожай не всегда предполагает высокие издержки производства в расчете на I акр земли.
При наличии
такого обилия исключений трудно сформулировать
общее правило, а еще труднее -
найти смысл в выведении
2. Теория ренты
Поразительно, как в книге Тюнена все исследование сводится к определению ренты, которая максимизируется в результате конкурентной борьбы между фермерами за приобретение подходящего участка земли. Цена на такую продукцию, как зерно, в центральном городе определяется суммарными издержками производства и транспортировки зерна для самых отдаленных фермерских хозяйств, продукт которых требуется для удовлетворения спроса на зерно в городе, который Тюнен принимает за данную величину. Так как зерно должно продаваться по одной и той же цене независимо от того, где оно произведено, и так как зерно, произведенное в хозяйствах, расположенных рядом с городом, требует низких транспортных издержек, земельная рента будет равна величине, полученной от экономии на транспортных издержках в фермерских хозяйствах, расположенных в наиболее благоприятных местах. Таким образом, земельная рента будет максимальной в первом концентрическом кольце; она будет падать по мере удаления земельного участка от центрального города, достигнув нуля в самом последнем кольце на границах изолированного государства. В действительности же, как замечает Тюнен, различия в плодородности почв, которые никакие связаны с размещением участка, будут источником земельной ренты так же, как и различия в близости к центральному городу. Таким образом, не зная в то время труде> Рикардо и начиная свой анализ с посылок, противоположных его теории ренты, Тюнен пришел к тем же выводам, что и Рикардо, но сделал это проще и элегантнее.
Все это относится к тому, что ранее было названо "границей экстенсивного возделывания земель".
Однако экономист,
который так глубоко, как Тюнен,
размышлял о проблемах
3. Снова проблема Тюнена
Некоторая путаница в соотношении между "теорией выбора культур" и "теорией интенсивности обработки земли" у Тюнена возникает потому, что рента, полученная от выгодного размещения земельного участка, и рента, полученная в результате редкости возделываемых культур, не всегда различаются в книге, и это ведет к неопределенным и слишком упрощенным заявлениям о смене культур в последовательных кольцевых зонах. В любом случае ясно, что для него "закон" о том, что интенсивность обработки земли постепенно падает в каждом последующем кольце по мере удаления от центрального города, имеет силу только в том случае, когда практикуется только один способ землепользования и возделывается только одна культура. Тюнен признавал, что благодаря процессам совместного производства нескольких культур и неразделяемым издержкам этого производства любое "кольцо" может быть засеяно несколькими видами культур или их комбинацией, и одна и та же культура может произрастать на нескольких последовательно сменяющих друг друга "кольцах", особенно если в сельском хозяйстве имеет место взаимозаменяемость факторов производства, а снижение транспортных издержек пропорционально увеличению расстояния участка от центра.
Мы имеем возможность
окинуть ретроспективным
4. Теория колец
Одним из современников, оценившим работу Тюнена, был Вильгельм Лаунхардт (Wilhelm Launhardt) - один из основоположников математического направления в экономической науке. Он внес важный вклад в начальный этап разработки чистой теории благосостояния и стал одним из немногих в то время немецких инженеров-экономистов в Германии, которые поддержали традицию, заложенную Pay (Rau), Германном (Hermann), Госсеном (Gossen), Мангольдтом (Mangoldt) и Тюненом, которых иногда называют представителями немецкой классической политической экономии "German Classical Economics". Его трактат "Mathematische Begriindung der Volkswirt-schaftslehre"3 (1885), ставший первым учебником по так называемой "математической экономии", может быть отнесен к числу шедевров. Лаундхардт не знал основополагающего труда Курно "Математические принципы благосостояния" (1838) и опирался на тщательное изучение трудов Вальраса и Джевонса, в результате чего существенно усовершенствовал анализ капитальных благ длительного пользования и анализ предложения труда. Однако основной интерес Лаунхардта лежал совсем в другой области - в области изучения ценовой политики на железных дорогах и связанной с ней теории размещения хозяйственной деятельности, чему посвящена последняя треть "Математического обоснования". Именно там он показал, как многому он научился у Тюнена, дополнив его разработанную со стороны предложения теорию размещения сельскохозяйственных предприятий, анализом роли, которую играет пространственное измерение рынка, в процессе размещения промышленных предприятий.