«Голландская болезнь» в России и особенности ее проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – определить, каковы проявления «голландской болезни» в России и установить возможные решения проблемы. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
дать определение «голландской болезни»
изучить ее исторические проявления в различных странах мира
оценить сложившуюся в России ситуацию
оценить перспективы благоприятных изменений в структуре экономики и экспорта России

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет) 
МИД РОССИИ

Кафедра экономической теории

Курсовая  работа по дисциплине «Макроэкономика»: 
 
 

«Голландская болезнь» в России и особенности ее проявления. 
 

                Работу  выполнил:

                Студент II МЭО 1-й ак. группы

                Орлов Я. Ю.

                       

                   Научный руководитель:

Профессор, к.э.н. Ивашковский С.Н. 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2009 г.

 

«Голландская болезнь» в России и особенности ее проявления.

 

Введение

      Данная  работа посвящена изучению проблемы «голландской болезни» и её проявления в России. Не секрет, что многие экономисты часто заявляют о так называемом «ресурсном проклятии», терзающем экономики многих стран-экспортеров сырья, в том числе и России.

      В 1950-1960-е годы большинство экономистов считали, что наличие богатых запасов полезных ископаемых способствует быстрому росту экономики. В последние два десятилетия многие специалисты стали придерживаться иной точки зрения, рассматривая хорошую обеспеченность природными ресурсами как препятствие успешному развитию. В значительном числе работ с использованием методов эконометрического анализа исследуется феномен «ресурсного проклятия» (resource curse) и анализируются его глубинные причины1. Важнейшей из них и является «голландская болезнь». Ее изучению посвящены многие статьи как отечественных, так и зарубежных экономистов, на основе которых написана эта работа. В ней мы попытаемся показать, что экспорт сырья не обязательно зло для национальной экономики. При соответствующих экономических и политических условиях крупные запасы природных ресурсов могут не выступать фактором, тормозящим экономическое развитие.

      Таким образом, цель курсовой работы – определить, каковы проявления «голландской болезни» в России и установить возможные решения проблемы. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

    • дать определение «голландской болезни»
    • изучить ее исторические проявления в различных странах мира
    • оценить сложившуюся в России ситуацию
    • оценить перспективы благоприятных изменений в структуре  экономики и экспорта России

     Очевидно, что проблема «голландской болезни» особенно актуальна для России, занимающей первое место в мире по экспорту природного газа и второе по экспорту нефти. На протяжении нескольких лет происходил бум в добывающей промышленности и третичном секторе российской экономики, обусловленный крайне благоприятной конъюнктурой рынков сырья. На данный момент особую остроту вопросу придает разразившийся финансово-экономический кризис, прямым следствием которого явилось резкое падение цен на нефть и, соответственно, снижение притока валюты в страну, которое мгновенно негативно отразилось на состоянии российской экономики. Излечение «голландской болезни» представляется необходимым условием отхода от зависимости России от мировых рынков сырья и дальнейшего быстрого роста ее экономики.

 

Глава 1. «Голландская болезнь  как экономическое  понятие: возникновение  и исторические примеры

1.1 Понятие «голландской болезни»

      Термин  «голландская болезнь» возник после  известных экономических событий  в Голландии, которая владеет  крупнейшим в Европе газовым месторождением Гронинген и многими месторождениями  в Северном море. В конце 1960-х – начале 1970-х годов эти месторождения в условиях повышенного спроса Европы позволили резко нарастить добычу и экспорт природного газа. Так, всего за пять лет добыча выросла почти втрое: с 26,6 млрд м3 в 1970 г. до 76,3 млрд м3 в 1975 г., а экспорт – более чем в 7 раз: с 5,5 млрд м3 до 39,4 млрд м3.2

      Разработка  месторождений и наращивание  экспортных поставок природного газа привели к двум взаимосвязанным  процессам, существенно повлиявшим на структуру экономики Голландии. Во-первых, по причине высокой привлекательности добычи и поставок природного газа на экспорт данная сфера оттягивала значительные финансовые и производственные ресурсы из других отраслей экономики. Во-вторых, растущие поставки природного газа на экспорт вели к росту спроса на голландский гульден, что вызвало его значительное укрепление по отношению к другим валютам.

      Наиболее  серьезной для экономики Голландии оказалась проблема быстрого укрепления курса национальной валюты, ведущая к снижению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в сравнении с иностранными производителями. В условиях открытости экономики и при отсутствии эффективных мер по поддержке конкурентоспособности обрабатывающая промышленность потеряла инвестиционную привлекательность, что привело к промышленному спаду и деиндустриализации.

      Таким образом, изначально позитивные процессы, заключающиеся в улучшении конъюнктуры  рынков углеводородного сырья, в  итоге привели к серьезным  негативным последствиям для экономики  Голландии. Для обозначения такой  ситуации, когда укрепление курса  национальной валюты, вызванное ростом экспортных поставок сырья, приводит к стагнации промышленного производства и других отраслей национальной экономики, теперь и используется термин «голландская болезнь»3. Впервые термин был использован в 1977 г. в журнале “The Economist”. В 1981 г. явление «голландской болезни» подробно описал М. Эллман, причем его работа была посвящена не столько проблемам обменного курса, сколько неэффективному вложению государством нефтяных доходов в социальную сферу Нидерландов. Впрочем, существуют и другие определения. В широком смысле «голландская болезнь» – это зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков минерального сырья4. Согласно узкому определению, «голландская болезнь» выражается в деиндустриализации экономики в результате открытия нового источника природного ресурса. Ее основной чертой является рост курса национальной валюты страны вследствие улучшения торгового баланса, что снижает конкурентоспособность продукции отраслей обрабатывающей промышленности.5 Р. Аренд дает следующее определение: «голландская болезнь» - ситуация, складывающаяся в результате неожиданного открытия крупных месторождений полезных ископаемых и начала их масштабного экспорта.6 Экономист также утверждает, что название термина не слишком удачно, потому что Нидерландам удалось сравнительно легко справиться с этой ситуацией.

      Стоит отметить, что признаки «голландской болезни» могут появляться и тогда, когда удельный вес добывающего  сектора в национальном экспорте растет относительно более высокими темпами. В любом случае увеличение доходов от экспорта природных ресурсов способствует повышению равновесного обменного курса и (или) общего уровня заработной платы, ограничивая конкурентоспособность иных промышленных секторов экономики.

      Итак, дав определение «голландской болезни», стоит глубже изучить это явление. Экономику государства, страдающего «голландской болезнью», можно условно поделить на три сектора: сверхрентабельный добывающий (mining) (M-сектор), относительно благополучный сервисный, производящий неторгуемые (non-tradable) товары и таким образом защищенный от внешней конкуренции (N-сектор), и депрессивный конкурентный, производящий все торгуемые (tradable) товары (T-сектор). К N-сектору относятся отрасли, обеспечивающие государственную безопасность, автодорожное и жилищно-коммунальное хозяйство, а также сфера услуг. N-сектор не конкурирует с иностранными товаропроизводителями, так как получаемые в нем товары и услуги невозможно транспортировать. Благополучие M-сектора связано с доступом к природной ренте, сервисного сектора – с завышенным курсом национальной валюты и ростом внутренних доходов. Отставание T-сектора обусловлено завышенным курсом национальной валюты и перераспределением национального дохода в пользу сверхрентабельного сырьевого, в который перетекают капитал и рабочая сила. Депрессивные условия для конкурентных отраслей – неизбежная плата за процветание  отраслей добывающих.

      Рассмотрим  механизм протекания «голландской болезни». Открытие и начало интенсивного освоения крупных месторождений сырья вместе с улучшением конъюнктуры на мировых сырьевых рынках приводят к наращиванию объемов добычи сырья и переориентации на экспортные поставки. Быстрый рост экспорта ведет к росту поступлений валютной выручки от экспорта сырья, что приводит к увеличению предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. В свою очередь приток иностранной валюты неизбежно вызывает укрепление реального курса национальной валюты. Укрепление национальной валюты приводит к снижению конкурентоспособности национальных производителей торгуемых товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках вследствие усиления позиций импортеров. Таким образом, темпы роста T-сектора замедляются, усиливается зависимость экономики от экспорта сырья, снижаются темпы социально-экономического развития и научно-технического прогресса, так как для развития добывающей промышленности не требуется большое количество высоких технологий. Фактически происходит деиндустриализация страны и превращение ее в сырьевой придаток экономически развитых экономик.

1.2 Исторические примеры  случаев «голландской  болезни»

      Помимо  самой Голландии «голландская болезнь» проявлялась в той или иной степени и в других странах. В 1970 – 1980-е годы, в первое десятилетие  высоких цен на нефть, ее производство выросло почти в семь раз в Норвегии, почти вдвое в Великобритании. Поскольку промышленный выпуск в целом стагнировал (оставался почти неизменным в Норвегии, упал в Великобритании), рост производства в нефтяном секторе и в секторе неторгуемых товаров сопровождался падением почти на такую же величину доли добавленной стоимости, произведенный в промышленности.7 В конце 1970-х годов Бразилию поразили заморозки, и соседние страны, конкуренты Бразилии на мировом рынке кофе, получили неожиданный бонус. В Колумбии курс песо вырос почти в полтора раза по отношению к доллару, и пострадали чуть ли не все секторы экономики, кроме госсектора, строительства и аренды жилья. В перерабатывающей промышленности, включая химию и металлургию, рост замедлился вдвое, а в легкой – и вовсе наступил спад.8 Определенные отрицательные эффекты, вызванные перераспределением ресурсов между нефтедобывающим и производственным секторами, присутствовали в разное время в экономиках Канады, Мексики, Индонезии, Египта, Венесуэлы. Особняком стоит командная экономика СССР, на протяжении десятилетий обремененная непосильными военными расходами, большая часть которых финансировалась за счёт экспорта нефти и газа, но речь о ней пойдет в следующей главе.

      Отдельно  стоит выделить опыт Норвегии. Эта  страна является единственной на сегодня развитой страной, в экспорте которой доминируют углеводороды. Норвегия вполне успешно борется с «голландской болезнью», а именно в стране хорошо отлажен механизм «утилизации» нефтедолларов, не позволяющий им оказывать разрушительное воздействие на национальную экономику. Во-первых, добычей, переработкой и реализацией сырья монопольно занимается государственная компания, что облегчает задачу вложения большей части полученных доходов в фонд «будущих поколений». В него вкладывается (остается в зарубежных банках и акциях) до 90% экспортной прибыли.9 Во-вторых, Норвегия до недавнего времени имела самые высокие в Европе таможенные барьеры. Однако, из развитых в стране отраслей – рыболовство, лесопромышленный комплекс, нефтехимия – все так или иначе имеют отношение к природной ренте. Различные формы господдержки в цене сельскохозяйственной продукции составляют более 50%.10 Единственная конкурентная отрасль – оборудование для нефтедобычи – защищена строгим законодательным ограничением на его импорт. Последнее – наиболее объективный показатель конкурентоспособности несырьевой части ее экономики.  При этом Норвегия упорно отказывается от членства в ЕС, считая, очевидно, европейские требования к открытости внутреннего рынка и ограничения на поддержку неконкурентоспособных отраслей для себя невыгодными.11

1.3 Макроэкономические  меры борьбы с  «голландской болезнью»

      Итак, какие же существуют способы борьбы с «голландской болезнью»? К сожалению, на сегодняшний день экономическая наука еще не разработала меры макроэкономической политики, способные полностью искоренить это явление. Однако существует возможность смягчить его негативные эффекты. В первую очередь необходимо полностью использовать возможности налоговой системы. Так, следует увеличить прямое обложение добывающего сектора, сохраняя его прибыльность на уровне, обеспечивающем дальнейшее развитие. Возросшие налоговые поступления в бюджет нужно использовать для снижения общего налогового бремени в экономике, например в части социальных доходов на труд. Уменьшение отчислений в фонды социального страхования или в пенсионный фонд может быть компенсировано за счет определенный доли налогов на сырьевой сектор, независимых от цен на природные ресурсы. Кроме того, большое налоговое изъятие ресурсной ренты будет способствовать снижению зарплат в данном секторе и ослабит повышательное давление на уровень оплаты труда в других секторах, содействую тем самым созданию новых рабочих мест в отраслях с более низкой производительностью.12

Информация о работе «Голландская болезнь» в России и особенности ее проявления