Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:39, Не определен
1. Глобальные тенденции экономического развития
1.1. Технико-экономическое развитие
1.2. Геоэкономические изменения
1.3. Новый мировой порядок
2. Основные проблемы и угрозы экономическому развитию России
2.1. Тенденции деградации научно-производственного потенциала
2.2. Ключевые задачи политики экономического роста
3. Стратегия экономического роста
3.1. Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического развития
3.1.1. Повышение эффективности налогово-бюджетной системы, преодоление бюджетного кризиса
3.1.2. Следование национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельности
3.2. Политика развития научно-производственного потенциала
3.3. Выравнивание условий развития регионов и обеспечение единства экономического пространства России
Формирование экономической модели каждой страны идет в сложной и весьма острой борьбе за контроль над институтами государственной власти между представителями транснационального и национального капитала, международными институтами и национальной элитой. У них разные, часто противоположные интересы, ценности, инструменты воздействия на экономику.
Транснациональный капитал стремится к тотальному контролю над мировым рынком и каждой его становой составляющей, стиранию экономических, культурных и политических границ между нациями, подчиняя своим интересам конкурентные преимущества каждой их них, формируя удобную для себя глобальную информационную, правовую и даже силовую инфраструктуру. Обслуживающие его интересы международные институты стремятся к доминированию над национальными государственными институтами, устранению каких-либо препятствий на путях международного движения капитала, товаров, рабочей силы. Повсеместным политическим требованием структур, обслуживающих ядро мировой экономической системы, является полная либерализация и дерегулирование экономики, устранение инструментов государственного регулирования, исключение самой возможности проведения целенаправленной структурной, промышленной, инвестиционной политики.
Стратегия доминирования связанного с ядром международного капитала пока не носит тотального характера. Его усилия сосредоточены в установлении контроля над наиболее прибыльными сферами деятельности, где источником сверхдоходов является обладание политической, природной или интеллектуальной монополиями - управлением государственными долгами, эмиссией денег, банковскими, аудиторскими и юридическими услугами, международной торговлей, добывающей промышленностью, естественными монополиями, энергетикой, наукоемкой промышленностью и использованием новых технологий. Остальные сферы деятельности, в которых механизмы рыночной конкуренции нивелируют возможности получения монопольной ренты, меньше привлекают транснациональный капитал и осваиваются в основном национальными деловыми кругами.
Объективно национальные
интересы каждой страны диктуют соответствующие
приоритеты международного сотрудничества.
В странах, претендующих на самостоятельное
развитие, процессы открытия национальных
рынков, привлечения иностранного капитала,
международной кооперации удерживаются
под национальным контролем и сочетаются
с защитой внутреннего рынка, ограничением
иностранных инвестиций в жизненно важных
для реализации национальных интересов
сферах, поддержкой отечественных товаропроизводителей
и стимулированием повышения их конкурентоспособности,
выращиванием собственных предприятий-лидеров,
способных успешно конкурировать и выполнять
роль "локомотивов" национальной
экономики в условиях мирового рынка.
При этом чем больше национальная элита
той или иной страны осознает конкурентные
преимущества своей экономики и свои национальные
интересы, тем больше возможностей для
эффективного использования международной
кооперации производства в интересах
собственного социально-экономического
развития.
1.3.
Новый мировой
порядок
Политическое закрепление доминирования ядра мировой экономической системы достигается путем установления связанными с ним международными организациями внешнего контроля над институтами государственной власти периферийных стран и их последующего демонтажа, замены международным правом и международными институтами. Ключевыми методами в этом процессе являются: втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую зависимость, политическое, идеологическое и материальное подчинение их национальных элит. Достигается это посредством самых разнообразных неформальных структур и контактов, через которые проводятся необходимые кадровые назначения в институтах власти и готовятся официальные решения, формируется реальная политика. Организационно наряду с механизмами неформального влияния через закрытые элитные структуры ведущую роль в этом процессе играют соответствующие международные организации, прежде всего Международный валютный фонд и Мировой банк, в особых случаях используются механизмы давления НАТО. Идеологическим обоснованием проводимой ими политики в течение уже многих десятилетий неизменно служит теория радикального либерализма. Ослабление и ликвидация национальных институтов государственной власти, политического, идеологического и культурного контроля устраняет препятствия для свободного движения транснационального капитала, подчиняющего своим интересам экономику целых стран и континентов.
Результатом такой деятельности становится последовательное возрастание роли ядра мировой экономической системы, включающего США, Западную Европу и Японию. Остальной мир делится на страны, пытающиеся стать самостоятельными центрами концентрации транснационального капитала, вырастить своих мировых лидеров (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия) и вырваться, таким образом из состояния периферийной зависимости, и страны-колонии, фактически лишенные национального суверенитета и превращенные в резервуар дешевого сырья и рабочей силы для транснационального капитала. В отличие от колониализма прошлого, державшегося на военном принуждении со стороны метрополий, современный неоколониализм обеспечивается самими же правительствами и национальными элитами внешне суверенных, но на самом деле полностью зависимых стран. Обремененные неподъемными долгами, управляемые коррумпированными правительствами, не имеющие внутренних источников роста, большая часть стран Азии, почти все страны Африки и Латинской Америки обречены на жесткую внешнюю зависимость и неэквивалентный экономический обмен, отдавая в управление иностранному капиталу свои национальные богатства. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен между ядром и периферией характеризуется втягиванием периферийных стран в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. При этом, оказываясь во второй "ловушке", периферийные страны лишаются суверенитета в проведении торговой и финансовой политики и, следовательно, возможностей управлять собственным развитием.
Темпы экономического роста подавляющего большинства стран колеблются в диапазоне 2-4% в год, в то время как ставки процента на мировом рынке ссудного капитала в зависимости от кредитного рейтинга страны колеблются от 8 до 20%. Занимая деньги под процент, существенно превышающий темпы экономического роста, страна втягивается в "долговую ловушку". Не имея возможности бесконечно снижать внутренние бюджетные расходы и перераспределяя средства в пользу обслуживания лавинообразно нарастающего внешнего долга, она вынуждена прибегать к новым займам, двигаясь к состоянию финансового банкротства. Когда расходы на обслуживание государственного долга становятся сопоставимыми с потоком доходов государственного бюджета, страна теряет даже теоретическую возможность его погашения, оказываясь в полной зависимости от кредиторов. Под давлением последних страны, попадающие в долговую ловушку, передают формирование своей экономической политики МВФ, их экономическое пространство полностью открывается для использования транснациональным капиталом, а распределение национального дохода и расходов государства ведется с учетом приоритета интересов иностранных кредиторов. Государственная власть в такой стране низводится до уровня контролируемой извне администрации, обслуживающей интересы транснационального капитала.
Демонтаж суверенитета в торговой и финансовой политике лишает страну возможностей использования инструментов стимулирования экономического роста и государственного регулирования экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности. Она оказывается в полной зависимости от иностранного капитала, определяющего возможности и направления развития экономики.
Преодоление постоянно
воспроизводящегося огромного технологического
разрыва между ядром и
В условиях современной
научно-технической революции
Методы такой корректировки
хорошо известны. Они включают принципы
обеспечения национального
2. ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ
2.1. Тенденции
деградации научно-
Несмотря на происходящее последние два года заметное оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. С 1991 года уровень производства в России сократился вдвое и сегодня меньше, чем в любой из стран "семерки", вдвое меньше, чем в Индии и вчетверо меньше, чем в Китае. Наибольшие разрушения произошли в отраслях наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, а также в легкой промышленности и производстве промышленных товаров народного потребления, где уровень производства упал во много раз.
Падение объемов производства пока не сопровождалось столь же масштабным выбытием основных фондов. Вместе с тем вследствие пятикратного сокращения производственных инвестиций степень износа последних превысила 50%, в том числе в промышленности достигла 55%, а доля оборудования в возрасте до 5 лет сократилась до 10%. Средний возраст оборудования составляет 18 лет и вдвое превышает соответствующий показатель в развитых страна.
В результате по оценкам специалистов Центра макроэкономического прогнозирования объем производственных мощностей в промышленности (без учета добывающих отраслей) в 1999 году составил 75% от объема 1991 года. По имеющимся данным, в разных отраслях промышленности эта величина колеблется от 55.5% в деревообрабатывающей отрасли до 84.4% - в пищевой.
В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в "откате" России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство производств готовой продукции, замыкающих воспроизводственный контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает спад производства других видов готовой продукции, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась с 33% в 1992 г. до 21% в 1998 г. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики.
Из теории известно, что экономический кризис преодолевается внедрением новых технологий, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста. При нормальном течении кризиса сокращение экономической активности не затрагивает прогрессивных производств нового технологического уклада, имеющих потенциал роста и способных стать "локомотивами" будущего экономического развития страны. Наоборот, в это время на фоне общего спада наблюдаются рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Происходит "созидательное разрушение" [14] сложившейся технологической структуры, ее модернизация на основе расширения нового технологического уклада, что создает новые возможности для экономического роста. При этом совершается перетек капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в нововведения.
Экономический кризис в России кардинально отличается от классического механизма обновления экономики. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то после 1992 г. она снизилась до 22,4 (в развитых странах эта доля превышает 70%. Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства.
Информация о работе Глобальные тенденции экономического развития