География отраслей лесопромышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи данной контрольной работы будут обусловлены следующими положениями. В составе лесопромышленного комплекса (ЛПК) функционируют более 18 тыс. предприятий, из них около 3 тыс. крупных и средних. В основном предприятия отрасли приватизированы (около 96% от общего количества крупных и средних), при этом доля государства (от 10 до 60%) имеется в уставных капиталах 520 акционерных обществ.

Файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается недоруб, который приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, переруб приводит к истощению лесных ресурсов в одних районах, а недоруб - к недоиспользованию их в других. И в том, и в другом случае мы имеем дело с нерациональным природоиспользованием. Поэтому лесоводы отстаивают концепцию непрерывного лесопользования, основанного на сбалансированности сведения и возобновления лесов и запасов древесины. Однако пока на планете преобладает переруб лесов.

Возникновение экологических проблем связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки.

Лесные ресурсы - ресурсы возобновимые, но этот процесс занимает 80-100 лет. Этот период удлиняется в тех случаях, когда земли сильно деградируют после сведения лесов. Поэтому наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения - путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины. [10]

Комплексное использование древесины - основной путь совершенствования лесопользования, бережного использования лесосырьевых ресурсов и в то же время значительного повышения экономической эффективности всего лесного дела. Капитальные вложения должны направляться на создание мощностей по комплексной переработке сырья. За счет лучшего использования сырья в больших размерах возрастает производство бумаги, целлюлозы, картона, древесностружечных и древесноволокнистых плит, столярных изделий, спирта, дрожжей и другой продукции. Широкое вовлечение в эксплуатацию мягколиственной и маломерной древесины, отходов лесозаготовок и деревообработки позволит добиться значительного снижения капиталовложений и их эффективности на промышленное освоение лесов, более рационального экономического использования лесосырьевых ресурсов научит нас брать с единицы площади больше продукции, повышать эффективность использования техники и в итоге повысить производительность общественного труда и снизить себестоимость продукции. Улучшение всей структуры промышленного потребления древесины должно сводиться к достижению в перспективе такого положения, чтобы любой обрезок заготовленной древесины подвергался распиловке и все выпиливаемые из него доски, брусья и другие имеющие правильную геометрическую форму материалы шли на механическую переработку в различные изделия. Все же химическая и химико-механическая переработка должна в качестве сырья использовать образующиеся при этом отходы.

Таким образом, к проблеме комплексного использования сырья относятся:

1. Неэффективность промышленных  лесозаготовок - они часто ведутся  лишь путем выборки и использования  только крупномерной деловой  хвойной древесины по принципу  простого лесодобывания что уже истощило запасы древесины Северо-Западного ФО, хотя при более рациональной лесозаготовке возможно было бы повысить их производительность на 30% [20].

2. Недостаточное развитие  мощностей по производству высококачественных  видов бумаги и картона, многие  ЦБК либо не имеют нового  оборудования для такого вида  работ (Тавдинский), либо их мощности  имеют высокую степень износа (более 60%) (Амурский ЦБК) либо загружены  не полностью вследствие нехватки  каких-либо ресурсов (Усть-Илимский ЦБК) [13].

3. Несовершенство лесного  законодательства, которое на исполнительном уровне не регулирует влияние на окружающую среду высокоотходных производств. Большинство предприятий лесопромышленного комплекса выбрасывают в отходы более 30% сырья, что наносит колоссальный вред, однако дела о закрытии таких предприятий редки - один из немногих примеров - Байкальский ЦБК [12].

4. С несовершенством законодательства  связана и проблема планирования  и учета динамики и структуры  потребления древесины.

5. Моносырьевая направленность предприятий (например Северо-Западного ФО) - большинство из них работают с хвойными породами, хотя ценность могут представлять и лиственная, мягколиственная древесина.

6. Недостаточная инвестиционная  активность в лесной промышленности, вследствие которой комбинатам  сложно самостоятельно создать  полный безотходный цикл производства. Путь решения - информирование потенциальных  инвесторов о повышение рентабельности  предприятий с комплексной переработкой  по сравнению с остальными, создание  национального проекта в этой  сфере.

Планирующие и все лесохозяйственные органы должны всеми мерами способствовать быстрейшему решению задачи использования колоссальных резервов так называемой малоценной древесины, комплексной переработке древесины.

В настоящее время комплексная переработка еще недостаточно развита. Решение о мерах повышения эффективности в лесопромышленном комплексе страны должно быть принять в ближайшие сроки, так как эти отрасли являются важными для нашей страны, а ситуация в них критическая - особенно в связи с экономическим кризисом.

Деятельность лесопромышленного комплекса в силу низкой степени переработки древесины не отвечает экономическим интересам государства, как собственника лесного фонда. Вместе с тем, экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий привело к сокращению площади высокопродуктивных хвойных пород и увеличению доли менее ценных мягколиственных насаждений, особенно в Европейской части России. Если реформировать лесной комплекс в направлении комплексной переработки сырья, то выгода от этого будет и государству, и частным инвесторам.

Для оценки эффективности переработки леса используется ряд показателей. Показатели эффективности переработки леса рассмотрим для нового направления лесного комплекса - использования вторичных ресурсов.

Комплексная оценка эффективности мероприятий, связанных с использованием вторичных ресурсов в условиях рыночной экономики - проблема новая. Исследования в этой области практически только начинаются; многие вопросы остаются дискуссионными. И это естественно, поскольку оценка эффективности инвестиционных проектов вообще и связанных с утилизацией вторичных ресурсов в частности, может осуществляться с разных позиций, с помощью различных показателей и измерителей. Показатели - количественное выражение критерия того или иного явления. Выбор критерия является отправным пунктом и в решении вопроса, связанного с оценкой эффективности утилизации вторичных ресурсов. Цель производства в условиях рыночной экономики более конкретна - получение максимальной прибыли и удовлетворение потребительского спроса. Показатели экономической эффективности соизмеряют затраты и результаты, связанные с реализацией переработки. Оценка предстоящих затрат и результатов от

реализации проекта по утилизации вторичных ресурсов должна осуществляться в пределах всего расчетного периода, учитывающего продолжительность создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта.

6. Оценка уровня  развития отраслей лесопромышленного  комплекса в России в сравнении  с зарубежными странами

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе России устоялось мнение о том, что Северная Европа и Скандинавия воспринимают нашу страну исключительно в качестве источника сырья. В то же время, развитие ЛПК России с упором на глубокую переработку древесины с применением продвинутых, в частности тех же Скандинавских технологий является серьезным поводом для беспокойства у наших северных соседей.

Значительные инвестиции в лесную промышленность, превращающие нас из сырьевого придатка в конкурента, за довольно короткое время повысили интерес международных Скандинавских компаний к российскому рынку, что вполне объяснимо. К тому же, это далеко не новая практика - многие крупные концерны имеют производственные мощности за рубежом (предприятия финского концерна Stora Enso, к примеру, работают в восьми странах Западной Европы, а также странах Балтики и России). Однако, нет однозначной оценки последствий данной ситуации для нашей страны, поскольку, будучи с одной стороны угрозой для российского ЛПК, с другой стороны она воспринимается как новая возможность для отрасли в целом и предприятий в частности выйти на новый уровень. Так что же представляет собой лесопромышленный комплекс наших северных соседей-конкурентов, одной из предпосылок серьезного развития которого является развитие технологий и оборудования для лесной отрасли в Финляндии и Швеции? Всем известно, что эти страны являются одними из лидеров в области лесной промышленности в Европе.

Лесная промышленность играет более важную роль в экономике Швеции и Финляндии, по сравнению с другими европейскими государствами. Так, 4% НВП Швеции и почти 15% объема экспорта страны составляет продукция ЛПК, в Финляндии же эти показатели составляют 7 и 25%. Это связано в первую очередь с огромными запасами леса обеих стран - 52% территории Швеции и 76% Финляндии покрыто лесом, что делает их самыми «лесными» странами Европы (за исключением России). Лесные запасы составляют соответственно 2,9 млрд. и 2,024 млрд. кубометров, при этом объемы леса, приходящиеся на одного жителя, достигают 327м3 и 374м3 (для сравнения: в Германии этот показатель составляет всего 35м3, в России же - 605м3, однако, называя эту цифру, не стоит забывать о том, какая часть российских лесов остается нетронутой в связи с недостаточным развитием инфраструктуры). Структура лесовладения схожа в этих странах - большая часть лесов принадлежит частным владельцам, что естественно отражается на качестве ведения лесного хозяйства.

С 1950-х годов постоянно развивается устойчивое лесопользование, где особое внимание уделяется экологическим, экономическим и социальным аспектам. Результатом этого стала стойкая тенденция: годовой прирост леса значительно (на 20-30%) превышает объем заготовок. В Швеции, например, при объеме заготовок в 84 млн. м3 годовой прирост составляет 101 млн. м3, вследствие чего запасы леса в стране с 1950 г. увеличились в 1,5 раза при постоянно развивающихся перерабатывающих отраслях ЛПК. В Финляндии эти показатели составляют соответственно 58 млн. м3 и 81 млн. м3.

На долю России приходится более 20% мировых запасов древесины, что позволяет ей занимать первую строчку в списке стран, создающих мировую структуру лесного фонда. Однако, несмотря на столь впечатляющие результаты, доля России в мировом объеме производства не превышает 5%, что не соответствует сырьевым возможностям государства.

Валютная выручка российского ЛПК в шесть раз ниже аналогичного показателя Канады, в то время как общий объем мирового запаса древесины в этой стране более чем в 1,5 раза ниже российского. Основная проблема - в неэффективном использовании лесных ресурсов, иными словами, в достаточно низких показателях по глубокой переработке древесины. Вместе с тем, подавляющее большинство развитых стран ориентированы именно на экспорт лесных товаров глубокой переработки. Так, по оценкам специалистов более чем 30% лесных ресурсов экспортируется в виде необработанной древесины [7].

Основным источником сырья для перерабатывающих отраслей ЛПК являются частные леса. При этом доля импортируемой древесины в общем сырьевом объеме составляет в Швеции 14,3% (9,6 млн м3), в Финляндии этот показатель несколько выше - 23% (17 млн м3). Следует отметить, что основная часть (около 80%) импортируемого сырья поступает в Финляндию из России, причем половину «российского» объема составляют лиственные балансы и около 30% приходится на пиловочник. Затрагивая тему экспорта древесного сырья, нельзя не сказать несколько слов о России, как основном экспортере. К сожалению, несмотря на серьезные намерения относительно отказа от экспорта круглого леса, большую часть российских поставок за рубеж все же составляет круглый лес. Несмотря на высокую прибыльность экспорта кругляка, норма рентабельности составляет всего 1-5%, тогда как рентабельность производства глубокой переработки превышает этот показатель в несколько раз. При этом экспорт круглого леса в России сегодня практически не облагается экспортными пошлинами, в отличие от экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Вследствие этого российские производители продукции глубокой переработки не в состоянии равноценно конкурировать на мировом рынке. Интересен тот факт, что согласно решению Комитета ЕС по фитосанитарии, вся хвойная древесина, поступающая в страны Европейского Союза из России, подлежит сертификации и пограничной проверке. Однако Швеция и Финляндия, будучи наиболее заинтересованными в продолжении импорта хвойной древесины из России, внесли предложение проводить такие проверки по сокращенному регламенту, подразумевающему проведение проверки только 1% древесины, импортируемой из приграничных районов и 5% - из других районов Европейской части России. Обоснованием такого предложения стало заявление об отсутствии рисков. Однако, этот факт еще раз говорит о том, что наши соседи больше заинтересованы в России, как сырьевом источнике, нежели равном партнере (или конкуренте?). [14]

Сегодня одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, входящих в так называемый лесной кластер (куда входят отрасли, напрямую связанные с ЛПК: транспорт, автоматизация, машиностроение, химическая промышленность и т.д.), является биоэнергетика. Причем в качестве топлива кроме древесных отходов от промышленной переработки широко используются и отходы лесозаготовки, собираемые непосредственно на лесных делянках. Лесопромышленный комплекс является ключевой фигурой в области биоэнергетики, причем как производитель сырья, так и ее потребитель. Кроме того, древесные отходы, преобразованные в тепло и электроэнергию, используются для центрального отопления в масштабе города, района, а также для отопления частных домов. В Швеции, например, в 2001 г. 60% тепловой энергии, используемой для центрального теплоснабжения, было произведено на основе биотоплива. По сравнению с 1990 годом использование древесного топлива в сфере центрального теплоснабжения увеличилось в 5 раз. В целом каждый год на 3-4 ТВатт/ч растет объем энергии, производимой на основе биотоплива. На сегодняшний день 20% всей производимой энергии в стране (98 Тватт/ч) - биоэнергия, и, согласно аналитикам, к 2010 году этот показатель возможно увеличить до 160 Тватт/ч. При этом Россия является одним из наиболее перспективных поставщиков биотоплива (в частности, древесных гранул) на рынки Скандинавии, поскольку сегодня огромное количество отходов деревопереработки зачастую просто вывозятся на свалку, не говоря уже об отходах лесозаготовки. Следовательно, биоэнергетика как отрасль в нашей стране пока не развита, отсутствует инфраструктура, местный рынок сбыта. Что касается Скандинавских энергетических компаний, они особенно заинтересованы в России как потенциальном экспортере биоэнергетического сырья. Это связано с требованиями-квотами на необходимость использования так называемой зеленой энергии (то есть энергии, произведенной на основе биотоплива). А поскольку в России вопрос о ратификации Киотского протокола так и остается нерешенным (в силу разных причин, а в первую очередь - существующих опасений на предмет остановки экономического роста России, как следствия введения квот эмиссий), экспорт биотоплива в Северные страны может оказаться на сегодня наиболее оптимальным решением, выгодным для обеих сторон.

Российский лесопромышленный комплекс обладает значительным потенциалом развития и, прежде всего, за счёт объективно складывающихся конкурентных преимуществ:

1. наличием значительных  запасов древесного сырья, в котором  доля хвойных пород занимает  более 2/3 от общего запаса спелых  насаждений;

2. низкой стоимостью леса  на корню;

3. наличием достаточного  квалифицированного персонала и  невысоким уровнем его оплаты;

Информация о работе География отраслей лесопромышленного комплекса России