Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 17:36, курсовая работа
Задачей моего исследования будет являться рассмотрение компонентов «зеленой революции», причин, вызвавших ее появление, ее распространение на земном шаре, достижений и проблем, появившихся в ходе «зеленой революции".
Для решения поставленных мною задач были избраны следующие методы: изучение методической литературы по направлению экономика сельского хозяйства, изучение научно- популярных и публицистических изданий, изучение статистических данных, сбор и анализ, изученной информации.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Основные понятия и компоненты «зеленой революции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-12
2. Успехи и проблемы «зеленой революции»
2.1 Основные достижения «зеленой революции» на примере отдельных стран. . . 13-15
2.2 Успехи «зеленой революции» в наукоемкой сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15-17
2.3 Проблемы, порожденные «зеленой революцией» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18-22
3. «Зеленая революция» в Индии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23-27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28-29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Высокие дозы минеральных удобрений нередко ухудшают качество сельскохозяйственной продукции, особенно в засушливых районах, где подавлены механизмы микробиологической денитрификации. Потребление такой продукции животными и человеком приводит к расстройству пищеварения, острому отравлению. Минеральные удобрения оказывают прямое и косвенное действие на свойства почв, на развитие биологических процессов в природных водах. Как показали исследования, длительное внесение таких удобрений без известкования вызывает повышение кислотности почв, накопление в них токсичных соединений алюминия и марганца, что снижает плодородие и приводит к деградации почв [2].
Отношение самих развивающихся стран к этим экологическим проблемам не одинаково, да и возможности у них разные. В тех странах, где нет четко определенных прав собственности на землю и мало экономических стимулов для проведения в сельском хозяйстве природоохранных мер, где из-за бедности научные и технические возможности сильно ограничены, где продолжает ощущаться демографический взрыв, а тропическая природа отличается к тому же особой ранимостью, в обозримом будущем трудно ожидать каких-либо позитивных перемен. У развивающихся стран «верхнего эшелона» возможностей избежать нежелательных экологических последствий гораздо больше. Считают, например, что многие бурно развивающиеся страны АТР могут не только быстро и эффективно внедрять в сельское хозяйство новые технику и технологию, но и приспособить их к своим природным условиям [4].
Еще одной проблемой «зеленой революции» являются ГМ-продукты. Ныне ведутся ожесточенные дебаты о трансгенных сельскохозяйственных растениях, сосредоточенных на двух основных проблемах: безопасности и беспокойстве о равном доступе и праве собственности. Обеспокоенность потенциальной опасностью ГМО базируется преимущественно на представлениях о том, что введение «чужеродных» ДНК в основные сорта продовольственных культур «противоестественно» и, стало быть, сопровождается неустранимым риском для здоровья. Но поскольку все живые организмы, включая продовольственные растения, животных, микробов и т. д., содержат ДНК, как можно считать рекомбинантные ДНК «противоестественными»? Даже определить понятие «чужеродный ген», и то проблематично, поскольку множество генов оказываются общими для самых разных организмов. Конечно, необходимо помечать ГМ-продукты, особенно в тех случаях, когда их свойства заметно отличаются от традиционных (скажем, по пищевой ценности), или в них присутствуют явные аллергены или токсины. Но в чем смысл такой идентификации в тех случаях, когда качества ГМ- и обычных продуктов не отличаются? Что касается потенциального влияния на окружающую среду, то возражения против трансгенных сортов, содержащих ген Bacillus thuringiensis (Bt)*, выглядят особенно смехотворно. Не только в научной, но и в популярной литературе не раз описаны удивительные свойства этой бактерии — непревзойденного натурального инсектицида. Однако активисты борьбы с ГМО неустанно поносят введение гена Bt в любые растения, даже невзирая на то, что это позволяет резко сократить применение химикатов и, в отличие от последних, абсолютно безвредно для других животных и человека. Отчасти их возражения сводятся к опасениям, что широкое распространение растений, устойчивых к насекомым-вредителям благодаря введению в их геном гена Bt, вызовет мутацию насекомых, которая в итоге сделает применение подобных биологических инсектицидов неэффективным. Но эта цепочка рассуждений выглядит наивной. Нет никаких научных данных, которые бы заставили усомниться в том, что эта способность гена бактерии даровать растениям защищенность от насекомых-вредителей может быть утрачена, поскольку изменение таких свойств определяется программами динамического скрещивания, в которых участвуют как обычные, так и рекомбинантные ДНК, что надежно избавляет от приобретения «вредных» для организма качеств при мутациях. Это остается основой всех программ скрещивания и селекции растений на протяжении вот уже 70 лет [7].
Так что же принесла миру «зеленая революция»? Из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что ею несомненно был порожден ряд проблем, к тому же «зеленая революция» так и не смогла решить продовольственную проблему. Однако нельзя отрицать эффективность ее методов в отдельных странах мира. Именно поэтому «зеленую революцию» можно признать успешным и полезным явлением.
Сам Норман Борлоуг отзывается о работе всей своей жизни следующим образом: «Вот уже почти 60 лет я непрерывно участвую в научных исследованиях, связанных с развитием сельского хозяйства и производством продовольствия, прежде всего для развивающихся стран, испытывающих его недостаток. На протяжении этих десятилетий вместе с множеством ученых, политических деятелей и производителей сельскохозяйственной продукции мы пытались трансформировать существующую систему производства продовольствия с тем, чтобы не сбылись появившиеся в 1960-е годы мрачные прогнозы о грозящем миру голоде. В результате этих усилий рост производства продовольствия в мире обогнал рост населения Земли. Производство продуктов питания на душу населения в 1998 г. превысило показатели 1961 г. почти на четверть и оказалось на 40% дешевле. Однако проблемы производства продовольствия и борьбы с голодом нельзя считать решенными» [13] .
3. «Зеленая революция» в Индии
В этой главе я собираюсь рассмотреть успехи и проблемы «зеленой революции» на примере одной из стран, а именно Индии. Я считаю, что это позволит более глубоко понять механизмы «зеленой революции».
В качестве примера я выбрала Индию, так как голод и недоедание — одна из самых актуальных проблем ее общественного развития. По разным оценкам, в стране голодают и существенно недоедают от 200 млн. до 350 млн. человек (28—46% населения). Сбалансированное, полноценное и разнообразное питание получают лишь 10% населения. Положение усугубляется и демографическим взрывом, который привел к увеличению среднегодовых темпов прироста населения с 1, 9 до 2, 4% с 1950 по 1963 г., до 2, 4% в последующие 12 лет (до 1975 г.). Соответственно абсолютный среднегодовой прирост увеличился еще больше: с 7, 75 млн. до 13, 0 млн. человек. На данный момент Индия является одной из стран с самым многочисленным населением [11]. Население Индии составляет 16,75% от общего населения мира (рисунок 2) [14].
Рисунок 2-Соотношение населения отдельных регионов мира [14].
В дальнейшем социально-экономический прогресс и специальные меры правительства по снижению рождаемости позволили снизить данные темпы до 2, 0% в 1975—1986 гг., но абсолютный прирост повысился до 13, 8 млн. человек. Основным выходом из сложившейся ситуации явила себя «зеленая революция», призванная спасти Индию от голода [11].
Затруднительное положение в стране во второй половине 60-х гг. привело к вступлению Индии на новый этап развития сельского хозяйства, называемый «зеленой революцией». Однако без промышленного потенциала, созданного в стране в период индустриализации, без резкого изменения условий торговли в пользу сельского хозяйства, порожденного диспропорциями индустриализации, «зеленая революция» оказалась бы не возможной, могла бы начаться гораздо позже или потребовала бы гораздо большей опоры на внешние источники финансовых и материальных средств.
Главные экономические последствия «зеленой революции» во второй половине 60-х – первой половине 70-х годов свелись к следующему. Прежде всего за счет новых сортов зерна в масштабах экономики, взятой в целом, были преодолены диспропорции между производством товарного зерна и платежеспособным спросом на него со стороны занятых в несельскохозяйственных отраслях. Это позволило покончить с существенной зависимостью Индии от импорта продовольствия и означало при данной социальной структуре деревни и низких темпах роста промышленности завершение этапа импортзамещения в зерновом производстве.
Кроме того, значительно возросли межотраслевые поставки промышленных средств производства в предпринимательский сектор сельского хозяйства. Было завершено вовлечение в хозяйственный оборот аграрной инфраструктуры, созданной государством в 50-60-х годах и работающей до начала «зеленой революции» во многом на холостых оборотах. Произошла интенсификация мелкокапиталистического накопления в деревне, что способствовало заметной «аграризации» всего процесса накопления в неорганизованном секторе.
Другим динамичным направлением развития «зеленой революции» в Индии стало увеличение воспроизводства современных агротехнических средств. Выпуск азотных удобрений увеличился с 830 тыс. до 4,3 млн. т, фосфорных- с 229 тыс. до1417 тыс. т, тракторов- с 33 тыс. до 76 тыс. штук, стационарных дизельных двигателей- с 65 тыс. до 184 тыс. штук [15].
Также на этапе «зеленой революции» увеличилось значение такой экономической функции государства, как обеспечение взаимодействия между различными социальными типами производства. В частности, госсектор играл ведущую роль в стимулировании мелкого сельскохозяйственного производства, а государственное регулирование частного сектора- в разграничении сферы деятельности и ограничении конкуренции между крупным и мелким сельскохозяйственным производством.
Однако, не смотря на контроль государства, углубился разрыв между предпринимательскими хозяйствами деревни и массой мелких и мельчайших хозяйств, основанных преимущественно на традиционной агротехнике, в технических и социальных условиях производства, уровне производительности труда и конечных доходов.
Преодоление диспропорций между спросом и предложением товарного зерна означало исчерпание возможностей использовать подтягивание сельского хозяйства как источник ускоренного экономического роста, независимый от динамики внутреннего рынка. В середине 70-х годов возникает относительное перепроизводство товарного зерна, выразившееся в ухудшении межотраслевых условий торговли в ущерб сельскому хозяйству и перенакоплении государственных запасов зерна. Ухудшение условий торговли и необходимость нового цикла массированных инвестиций в аграрную инфраструктуру, который позволил бы вовлечь в «зеленую революцию» экономически менее подготовленные районы и типы хозяйств. Замедление роста экономического потенциала кулачества под влиянием неблагоприятных условий торговли вызвало качественное обострение борьбы между городской и сельской буржуазией за перераспределение сфер влияния на экономическую политику. В результате действия стихийных рыночных и экономико-политических регуляторов замедлилось внедрение современных агротехнических средств, произошел спад реальных частных инвестиций в аграрный сектор, наметилось перераспределение государственных капиталовложений от непосредственно сельскохозяйственного производства к физической и социальной инфраструктуре аграрного сектора.
Таким образом, стабилизация продовольственного положения была достигнута на крайне низком уровне потребления, и, по-видимому, сопровождалась ощутимым ростом неравенства в потреблении. Хотя внедрение современных агротехнических средств, поставляемых крупной промышленностью, охватывало меньшинство крестьянских хозяйств и преимущественно наиболее развитые районы, оно существенно изменило общий облик аграрного сектора. Доля промышленной продукции в текущих воспроизводственных затратах сельского хозяйства увеличилась с 8,4% в 1961 году до 43,4% в 1981 году. В тоже время динамика внедрения современных агротехнических средств, пережив резкое ускорение во второй половине 60-х годов, в дальнейшем несколько замедлилась (таблица 5) [15].
Таблица 5- Доля промышленной продукции в с/х Индии [15].
| 1967-1971гг. | 1972-1976гг. | 1977-1984гг. |
Потребление минеральных удобрений (%/год) | 19,7 | 5,0 | 12,1 |
Площади под высокоурожайными сортами (%/год) | 20,2 | 12,9 | 6,3 |
Средства малой ирригации (%/год) | 8,6 | 4,0 | 4,4 |
Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве (%/год) | 21,2 | 14,9 | 10,7 |
Итогом всего выше перечисленного стало то, что в 1983-1988 гг. прекратилось увеличение производства зерна.
Проведя анализ хода «зеленой революции» в Индии, можно сделать следующие выводы. «Зеленая революция» в Индии основывалась на комплексном применении современных агротехнических средств преимущественно в верхних, зажиточных группах крестьянских хозяйств и в наиболее развитых сельскохозяйственных районах страны.
Она позволила приостановить опережающий рост цен на продовольственное зерно, главный продукт питания неимущих слоев, повысить регулярность снабжения населения зерном (в том числе через государственную систему магазинов «справедливых цен») и преодолеть зависимость от массированного импорта продовольствия.
Действительно, «зеленой революции» в Индии удалось предотвратить массовый голод, достигнуть самообеспеченности зерном. Однако вследствие очагового характера «зеленой революции» большинство потенциальных предпосылок не материализовалось. Такая модель принесла успех лишь в краткосрочной перспективе. В самом деле: в 1967 году Индию населяли 400 млн. человек, а производство зерновых составляло 40 млн. тонн. Страна пребывала в постоянно полуголодном состоянии. К 2006 году население Индии увеличилось в 2,5 раза, превысив 1 млрд. душ, зато аграрии благодаря «зеленой революции» нарастили годовое производство зерна впятеро - до 200 млн. тонн. Однако долгосрочные последствия индустриализации сельского хозяйства оказались горькими [15].
«Отцами» аграрной революции в Индии в 1967-1968 гг. выступили Нобелевский лауреат, американец Норман Борлог и профессор М.С. Сваминатан. С самого начала они были крайне озабочены плохими «побочными эффектами» своей революции. Например, тем, что огромное разнообразие местных сортов риса и пшеницы заменили всего на 1-2 высокопродуктивных сорта. Это уничтожает полезное биоразнообразие и делает поля более уязвимыми для растительных болезней и насекомых-вредителей. С другой стороны, «зеленая революция» потребовала массированного применения опасных для природы химикатов, особенно инсектицидов. Сваминатан с самого начала говорил, что мы вступили в эру не только продовольственного процветания, но и в полосу аграрного бедствия. Интенсивное возделывание земель и их мелиорация действительно привели к деградации почв, отчего в начале нового века серьезно попорченные земли на планете составили в общей сложности 2 млрд акров (800 млн га). То есть - 40% от общих площадей аграрных угодий. Причем 16% - это очень деградировавшие плодородные земли. Почвенный слой разрушается. Сказываются интенсивные вспашки, загрязнение водами, перемешанными с ядохимикатами. Интенсивно-индустриальное сельское хозяйство уничтожает автохтонную флору и фауну, снижая биологическое разнообразие. Одновременно индустриальное сельское хозяйство, требуя много воды, приводит к пересыханию рек и понижению уровня грунтовых вод. Над Индией вновь замаячил призрак голода - но уже в сочетании с экологической катастрофой [15].