Экологические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 20:36, Не определен

Описание работы

статья

Файлы: 1 файл

экологические конфликты.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Экологические конфликты 

О.Л. ДУБОВИК

Дубовик О.Л., ведущий  научный сотрудник Центра эколого-правовых исследований ИГП РАН, доктор юридических  наук, профессор.

Социальные и  научные потребности

в эколого-правовой конфликтологии.

Постановка проблемы

Экологические конфликты представляют собой чрезвычайно сложную и многостороннюю составляющую истории человечества. Они крайне значимы для существования людей как биологического вида и социального сообщества и в то же время недооцениваются, вытесняются на второй план общественного сознания. Они влекут огромные последствия, меняя историю народов и стран (козы съели Грецию) и в то же время плохо описаны, практически неизвестны населению. Их развитие и преодоление требуют огромных интеллектуальных и физических усилий, затраты значительных материальных и финансовых ресурсов, поиска оптимальных научных и технических решений. И все же часто система знаний, используемая при этом, также рассматривается человечеством как нечто второстепенное. Люди гораздо лучше изучили причины войн, разработали поражающее своим действием оружие, прославили автомат Калашникова и атомную бомбу и не создали ничего сопоставимого, но действующего с обратным знаком. Ветряные мельницы, став символом наивности и нецелесообразности, не выдерживают зачастую столкновения с танком и ракетой, олицетворяющими разрушительную мощь.

Экологические конфликты, наконец, затрагивают интересы всего человечества. Однако реально  их активными участниками является меньшинство населения. Причем активные участники конфликта нередко осуждаются людьми, реально терпящими бедствие либо страдающими от ухудшения качества окружающей среды. Экологические конфликты, пусть это выглядит странно, недостаточно социальны. Здесь не настолько проявляется воля, мотивация, как это имеет место в политических, территориальных, экономических и иных конфликтах. И только когда за ними стоят интересы иные, кажущиеся субъектам исторического процесса более значимыми, экологические конфликты достигают высокой степени социального напряжения. Последнее помимо всего влечет маскировку и деформацию экологических конфликтов, делегитимирует задачи их решения. Возможно, именно поэтому общественное сочувствие определяется статусом участника конфликта: граждане, экологи обычно рассматриваются как поборники разумного; бизнес и государство - корыстного. А это, разумеется, не всегда верно.

По всем этим, а может быть, и иным причинам экологические конфликты являются крайне трудным исследовательским  объектом. Подход к ним требует  долгого и тщательного осмысления. И действительно, исследованы экологические конфликты, несмотря на усилия многих ученых, еще недостаточно. Исходя из этих и многих других соображений необходимо сбалансированное уяснение, с одной стороны, теоретико-методических положений, входящих в структуру конфликтологии, а с другой - реалий экологических конфликтов, их действительных механизмов, следствий, управляемости.

Исходным для  решения этой сложной задачи является выделение самостоятельного направления  экологического права - эколого-правовой конфликтологии.

Понятие и предмет эколого-правовой конфликтологии.

О признании  конфликтологии

как информационно-познавательной системы

Существует некая  невнятность в отношении к  системе или отрасли информации, связанной с конфликтами как  частью биологического и социального функционирования человека и общества. С одной стороны, авторы многих работ избегают использования понятия "конфликтология" для обозначения того или иного на правления исследований конфликтов. Например, А.В. Глухова пишет о политических конфликтах, выделяя объект, а не направление исследования <1>, М.М. Лебедева - о политическом урегулировании конфликтов, обозначая его в качестве области социального знания и практики <2>. С другой стороны, понятие "конфликтология" употребляется весьма широко, причем как в смысле общей конфликтологии, так и ее отдельных направлений. Вновь обращаясь к работе А.В. Глуховой, отметим, что она выделяет в российской обществоведческой литературе "три основных направления, занимающихся теоретико-методическими и прикладными аспектами конфликтологии" <3>. К ним она относит социологическое направление, юридическую конфликтологию и собственно политическую конфликтологию <4>.

--------------------------------

<1> См.: Глухова  А.В. Политические конфликты: основания,  типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000.

<2> См.: Лебедева  М.М. Политическое урегулирование  конфликтов: Подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997.

<3> См.: Глухова  А.В. Указ. соч. С. 5.

<4> См.: Там  же. С. 5 - 6.

Юристы между тем жестче ставят этот вопрос. В.Н. Кудрявцев еще в 1993 г. писал (и вновь повторял в 1994 и 1995 гг.) о необходимости достаточно полного изложения "юридической конфликтологии - новой научной дисциплины, ранее не разрабатывавшейся в нашей стране" <*>. Такая позиция обосновывается тем, что на Западе исследование проблемы конфликта и согласия получило основательное развитие. "Есть все основания говорить, - подчеркивает В.Н. Кудрявцев, - о создании самостоятельной комплексной науки конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также путей их предотвращения и преодоления" <**>. Но, добавляет он, в нашей стране эта наука пока не развита, хотя на русском языке уже из дано немало работ о конфликтах и путях их разрешения <***>.

--------------------------------

<*> См., например: Юридический конфликт: сферы и  механизмы / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.  М.: Изд. Центра конфликтологических  исследований РАН, 1994. С. 3.

<**> См.: Юридическая  конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Центр конфликтологических исследований РАН, 1996. С. 3.

<***> См.: Там  же.

Разумеется, это  правильно. Теоретико-методический опыт выявления и разрешения экологических  конфликтов весьма полезен и для  России. Но в первую очередь важно, что на основе национального опыта и собственных теоретических достижений российской науки потребность в разработке юридической конфликтологии как раздела (направления) общей конфликтологии зафиксирована, что становится все более понятно - предметом этого направления должно стать изучение и экологических конфликтов, которые возни кают, развиваются и разрешаются в ходе решения национальных проблем взаимодействия с окружающей средой в рамках внутреннего (национального) или международного права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Там  же. С. 4.

Эти выводы являются, с нашей точки зрения, исходными  и заслуживают дальнейшего углубления и развития. Здесь прежде всего  возникает несколько вопросов, относящихся  к специфике данной дисциплины. На наш взгляд, вначале необходимо хотя бы предварительно определить возможный статус юридической конфликтологии в части, направленной на решение экологических конфликтов. Это значит, что данный комплекс информации следует рассмотреть с институциональных позиций. В фактическом выражении проблема состоит в том, что существующая система научного и методического знания:

а) консервативна;

б) определила круг решаемых задач, предмет и разделила  его во внутренней структуре;

в) постоянно  вместе с тем ощущает необходимость в адаптации к изменениям во внешнем мире.

Отсюда напряженность  между необходимостью сохранять  традиции и реагировать институционально на новые вызовы. Необходимо соответственно проанализировать, признав значение экологических конфликтов, должна ли существовать экологическая конфликтология, является ли она отраслью знания, направлением обществоведения и правоведения или это парадигмы объяснения. Такой подход исторически актуален для нашей науки. Дело в том, что в сущности, как это отмечалось многими исследователями, марксистская теория в целом (которая во многом продолжает господствовать в российском обществоведении) часто, возможно, даже и незаметно для использующих ее исследователей, представляет собой теорию и историю конфликтов. Это же относится к гегельянству и ко многим другим социальным учениям, рассматривающим социальное развитие как преодоление конфликтов. Такое понимание сказывается на содержании отраслевых наук. В особенности криминология, уголовное право, уголовная политика, взятые как отраслевые науки, изучают не что иное как конфликты, которые преимущественно развиваются в рамках национального, но иногда и международного права. Это подтверждается широким употреблением понятий "борьба с преступностью", "борьба с коррупцией", "борьба с терроризмом", рассмотрением (вполне логичным) преступления как конфликтного отношения индивида с государством и т.п.

Это и обязывает показать, что необходима и  возможна отрасль  правового знания, которая исследует  проблематику конфликтов и в то же время  отличается от сложившихся отраслей знания, добавляет нечто к их содержанию. Применительно к стыку права и экологических конфликтов такого рода доводами являются:

а) необходимость понимания  конфликтов и как  позитивного, и как  негативного факторов, а значит - необходимость самостоятельной правовой оценки конфликтов;

б) потребность в  разработке системы  процедур воздействия  на конфликты, которые  надстраиваются над  традиционными процессуальными  порядками;

в) обязательность введения деятельности по урегулированию конфликтов в общий процесс социального взаимодействия, и в частности социального дискурса.

Это позволяет  признать возможность развития эколого-правовой конфликтологии именно как отрасли  знания, а не просто методики, введя  ее в науку экологического права. На этой основе целесообразно поставить вопрос о предмете эколого-правовой конфликтологии. Представляется совершенно необходимым при этом определить предмет эколого-правовой конфликтологии таким образом, чтобы избежать простого переименования некоторой суммы знаний. При этом крайне важно, как и во всех иных случаях, рассматривать предмет эколого-правовой конфликтологии с прагматических позиций, выделяя его практический смысл.

О рабочем понятии  эколого-правовой конфликтологии

Это целевая  и определенным образом адаптированная система знаний, имеющих научный и опытный статус, позволяющих получить проверяемые сведения о текущих и будущих эколого-правовых конфликтах, т.е. распознавать и прогнозировать их прежде всего на уровне, выходящем за пределы отдельных конфликтов, а также оценивать действия и решения участников конфликта по различным параметрам (ресурсоемкость, пригодность, рациональность, последствия и т.п.) и делать выводы об их эффективности.

Кратко  говоря, эколого-правовая конфликтология - это система знаний об экологических конфликтах и способах рационального правового воздействия на них. В этом смысле эколого-правовая конфликтология имеет переменный состав или - говоря более привычным образом - в самой значительной степени опирается на иные науки, прежде всего правовые. Разумеется, нет никакого смысла относить к юридической или в данном случае - к эколого-правовой конфликтологии, например, сведения, образующие содержание уголовного, гражданского или арбитражного процесса, хотя совершенно ясно, что любое исковое производство, состязательный, розыскной или смешанный уголовный процесс есть не что иное как разрешение конфликта. Именно в таких случаях применяется понятие целевой и адаптированной системы знаний. Эколого-правовая конфликтология должна позволить по своему статусу и природе собрать и скоординировать все сведения, которые требуются в связи с потенциальным и реальным протеканием конфликта и его регулированием. Это нужно именно для того, чтобы не зацикливаться на каком-либо одном способе, разрабатываемом весьма престижной и значимой научной дисциплиной.

Таким образом, здесь необходимы знания онтологического  и генетического характера в  сочетании с самыми разнообразными знаниями регулятивного плана.

Возьмем для  начала ситуацию, которая изучалась  нами на протяжении длительного времени. Это запрещенная торговля объектами животного мира <*>. Здесь следует определить рамки конфликта, его предмет, его участников, что можно сделать только и главным образом на основе экологического права, а затем рассматривать легитимность определенного воздействия одних участников конфликта в отношении других, характер ответственности и анализировать иные вопросы, выходящие за пределы и экологического права, и экологии в целом.

--------------------------------

<*> Подробнее  см.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной торговлей окружающей средой // Экологическое право. 2002. N 5. С. 25 - 34; Она же. Незаконная торговля окружающей средой - новая разновидность коррупционной преступности // Экономическая преступность / Под ред. В.В. Лунеева, В.И. Борисова. М.: Юристъ, 2002. С. 147 - 169.

Эта особенность  эколого-правовой конфликтологии должна рассматриваться как сущностная для нее. В некотором смысле можно  сказать, что данная дисциплина является мобилизующей, но с определенным постоянным ядром.

Предмет эколого-правовой конфликтологии и его составляющие

По отмеченным выше причинам предмет эколого-правовой конфликтологии довольно сложно выделить и описать. Поэтому вначале следует  высказать некоторые общие соображения о предмете данной дисциплины.

Прежде всего, по нашему мнению, предмет отражает определенные стороны единого для  экологии и экологического права  объекта, т.е. окружающей среды и  ее отдельных элементов <*>, а именно если это формулировать в самом  общем виде - конфликтные проявления взаимодействия человека с окружающей средой или, точнее, конфликтные стороны взаимодействия, относящегося к окружающей среде.

--------------------------------

<*> См.: Дубовик  О.Л. Экологическое право. М.: Проспект, 2003. С. 124.

Составными  частями предмета эколого-правовой конфликтологии являются:

а) онтология  или диагностика экологической  конфликтности; б) факторы и экологическая  инфраструктура конфликта; в) протекание (динамика) конфликта; г) регулирование  конфликтов; д) отдельные виды конфликтов.

Информация о работе Экологические конфликты