Женский шпионаж в Европе в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2017 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Первым кто понял значение женского шпионажа, был римский император Калигула. Он заметил, что первый разведчик, которому поставили памятник, была именно женщина - греческая разведчица Циана, упомянутая в трудах Геродота.
Также известными разведчицами античности считаются еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев Юдифь, китайский историк Пан Хао, Византийская царица Феодора.
В 20 веке красивые обаятельные женщины становятся огромной ценностью для разведки. Те, кого невозможно было подкупить, споить или припугнуть, легко рассказывали секреты своим прекрасным партнершам 6.

Содержание работы

Введение 3
I. Женский шпионаж в Европе в XX веке 7
§1. Мата Хари – королева шпионажа 7
§2. Немецкие разведчицы 10
§3. Французская Мата Хари 13
§4. Шпионки Второй мировой войны 20
II. Женский шпионаж в России в XX веке 21
§1. Знаменитые русские разведчицы 21
§2. Советская разведка времен ВОВ 23
III. Оружие и приспособления для женского шпионажа 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

«Фрейлен Доктор» была выдающейся шпионкой и превосходным руководителем школы разведчиков. До своей смерти она жила в Мюнхине, где была профессором университета 14.

Одной из самых ловких шпионок Германии стала женщина, чье имя долгое время знали не многие. Аннемари Лассер рано покинула родной дом и вышла замуж за гвардейского гусара Карла фон Винанки, который работал на разведку. После смерти мужа Аннемари продолжила дела мужа, очаровав огромное количество офицеров.

Худенькая, изящная фигурка, длинные косы привлекали внимание мужчин. Целыми днями она ходила по горам, охотники помогали прелестной девушке устанавливать штатив ее фотографического аппарата, железнодорожные служащие угощали чаем и сладостями, рассказывали о работе и новых дорогах.

Однажды, вернувшись в пансионат, она встретила большую группу французских офицеров. В окрестностях проходили маневры, о которых писали газеты. В этот день Аннема-ри пользовалась особенным успехом. Офицеры наперебой ухаживали за ней. Все пили вино, танцевали. Ее галантно опекал пожилой бородатый капитан. Утром военные отправились на маневры. Аннемари последовала за ними в небольшой повозке. Ее пригласил капитан.

Аннемари отлично изучила численное планирование французских войск. С первого взгляда она поняла, что здесь стянуто больше армейского корпуса-. Вообще, между официальными газетными сообщениями о дивизионных маневрах и тем, что происходило здесь на самом деле, была огромная разница. Оказывается, девушка никогда не видела настоящих пушек. И капитан идет с ней на укрепления. Любознательность Аннемари не знает предела. Капитан ей ни в чем не отказывает. Аннемари фотографирует его и его товарищей. Офицерам и в голову не приходит, что художницу больше интересует фон, на котором их снимают, нежели они сами.

Последние годы жизни она провела в Швейцарии в закрытом санатории для душевнобольных людей 15.

Еще одной шпионкой Германии была Элизабет Бентли. Получив степень магистра искусств в Колумбийском университете, она в 1933 году отправилась в Италию, где, по неподтвержденным данным, имела связи с фашистами. Вернувшись в Америку, Бентли вступила в нью-йоркскую ячейку коммунистической партии США, где почти сразу познакомилась со своим будущим спутником жизни – Джэйкобом Голосом. Джэйкоб Голос являлся нелегальным резидентом ИНО ГУКБ НКВД. Она стала работать секретарем Голоса, а позже они, не регистрируя свой брак, стали жить вместе. В 1941 году Голос, перенеся сердечный приступ, потерял способность передвигаться, и Элизабет взяла на себя все его функции. В это время они жили уже в Вашингтоне, где Элизабет и начала налаживать связь с контактами Голоса. По свидетельству самой Бентли, в те дни она снабжала секретной информацией около тридцати высокопоставленных лиц в СССР, пользуясь сетью примерно из двадцати шпионов.

В ноябре 1945 года Бентли, более известная как «Лиса» и «Мирна», разочаровалась в коммунистических идеалах и добилась высокой встречи с главой ФБР Эдгаром Гувером. Ее муж к тому времени уже умер, а потому идейно ранимую Бентли ничего не удерживало от того шага, который казался ей верным с гражданской точки зрения. Рассказав Гуверу о своем сотрудничестве с НКВД и выдав нескольких своих коллег, она согласилась работать двойным агентом. В июле 1948 года Элизабет Бентли предстала перед комитетом по расследованию антиамериканской деятельности. В дни процесса Элизабет Бентли назвала много имен, связанных с разведдеятельностью в пользу СССР, среди них оказались лидер американских коммунистов Эрл Браудер, правительственные чиновники Джон Абт, Лоуллин Карри, Гарри Декстер Уайт, Виктор Перло и многие другие. Общее число людей, названных Бентли, было около тридцати.

Но, несмотря на то, что ею были даны подробные показания, ничего из рассказанного двойной шпионкой не подтверждалось – доказательств весьма туманной деятельности собрать так и не удалось - многие из показаний были слишком фрагментарны. Не сумев «подшить» эти показания к делу, Комитет сделал с ними единственно возможное – предал их гласности.

Однако, ее показания положили начало «охоте на коммунистов» в США. Ее пример наглядно показывает классическую линию поведения женщин-шпионов 16.

 

 

§3. Французская Мата Хари

 

Не только Германия была богата своими разведчицами. Не менее известны шпионки Франции. Практически все слышали имя Марта Рише, которую называли «французская Мата Хари». Марта шла в ногу со временем: она стала одной из первых женщин-пилотов. Будучи способной летчицей, с начала развития авиации она не могла допустить, чтобы ее способности не были использованы во время первой мировой войны. Милая весела молодая девушка заинтересовала контрразведку. Начальник этой организации предложил Марте поработать на них, назвав ее «Жаворонком».

Первое выступление Рише в роли разведчицы окончилось полной неудачей. Ее послали в Швецию в надежде, что там она сможет завербоваться на немецкую службу, однако германская разведка сразу же заподозрила в молодой француженке агента Второго бюро, и Марте пришлось (после ряда опасных приключений) спешно покинуть Швецию и вернуться в Париж 17.

Летом 1916 года Марта Рише отправилась на модный испанский курорт Сан-Себастьян, где богатые туристы из воевавших стран весело прожигали жизнь. Она приняла свою девичью, по-немецки звучащую фамилию Бетенфельд. В Испании находился в то время крупный немецкий разведывательный центр, который возглавлял, помимо посла, военный атташе фон Капле и военно-морской атташе фон Крон.

Немцы установили строгую иерархию среди своих тайных агентов: руководители центра, затем — сплошь немцы, как штатские, так и офицеры армии и флота действительной службы или запаса, которых война застала в Испании. Следующим звеном являлись агенты-вербовщики ("секретари"). Главную массу агентов составляли осведомители, состоявшие, как правило, из испанцев. Немцы им не доверяли и даже считали, что значительная часть осведомителей работала на обе стороны. Кроме этой иерархии агентов, были шпионы, не включенные в нее и получавшие время от времени специальные задания. Следует добавить, что по мере ухудшения военного положения Германии информация осведомителей становилась все более тенденциозной — они представляли события в угодном для их нанимателей духе. В одном сообщении о результатах воздушного налета на Париж весной 1918 года говорилось, что в городе насчитывалось 600 убитых и миллион (!) раненых. Помимо шпионажа, немецкий разведывательный центр был занят организацией различных диверсий, в частности, поскольку дело шло о Франции, отравлением съестных припасов, заражением скота, разрушением гидростанций, взрывом военных заводов/

С германским разведывательным центром вела упорную борьбу английская агентура. Английские прогулочные яхты часто являлись наблюдательными пунктами, с которых британские разведчики следили за прибытием немецких подводных лодок в Испанию для пополнения запасов горючего. Англичане подкупили главаря контрабандистов в Южной Испании, чтобы его люди также наблюдали за прибытием и отплытием подводных лодок. Немцы попытались переманить нужного человека. Для этой цели была даже откомандирована одна смазливая девица из Гамбурга. Английский полковник Тортон очень нервничал, наблюдая за быстрым развитием романа между контрабандистом и обольстительной немкой. В конечном счете все окончилось благополучно — для англичан. Девица спутала все карты немецких властей. Ей показались недостаточными 10 тысяч песет, подаренных ей влюбленным контрабандистом. Испанец вернулся из Мадрида с царапинами на носу и ярым англофилом...

Все же англичанам не удалось проникнуть в немецкий разведывательный центр. Эта задача была поставлена перед Мартой Рише.

В казино города Сан-Себастьян за Мартой стал ухаживать немец, который при случайной встрече познакомил ее с германским морским офицером, назвавшимся Стефаном. Узнав, что француженка испытывает нужду в деньгах, Стефан при следующей встрече предложил ей работать на немцев. Марта согласилась, ясно дав понять, что она ожидает хорошей оплаты, и потребовала свидания с начальником Стефана

Встреча состоялась рано утром на пляже. Высокий худой немец в темных очках, встретивший Марту, усадил ее в роскошный "мерседес", который быстро помчался по незнакомым улицам. Немец вручил Марте конверт с 3 тысячами песет и список вопросов, касавшихся противовоздушной обороны Парижа и морального состояния населения французской столицы. Марте было вручено также специальное перо с серебристо-черными шариками. При растворении их в воде получались симпатические чернила — колларгол, — только незадолго до того изобретенные немецкими химиками. Получив адрес в Мадриде, куда следовало направлять добытые сведения, Марта простилась со своим спутником.

Капитан Ладу мог быть доволен. Высокий худой немец был бароном фон Кроном, военно-морским атташе в Мадриде и племянником одного из светил немецкого генерального штаба — генерала Людендорфа. Вернувшись из Парижа в Испанию, Марта уже на пограничной станции в Ируне встретила фон Крона. Выяснилось, что письмо, которое от имени Марты должен был послать Ладу, почему-то не прибыло по назначению: один из необъяснимых промахов французской разведки. Но фон Крон не придал этому особого значения. Ведь, хотя с запозданием, он получил от Марты, как ему казалось, полезную информацию. К тому же 50-летний барон увлекся своей молодой спутницей, и она стала его любовницей.

По поручению Крона Марта снова уехала в Париж. Капитан Ладу не мог ей сообщить ничего вразумительного относительно пропавшего (или вообще неотправленного) письма/

В удобной квартире на улице Баркильо в Мадриде, которую снял фон Крон для Рише, морской атташе даже стал принимать своих агентов. Вместе с бароном Марта отправилась на юг Испании, в Кадис. Немцы пытались завязать связи с вождями марокканских племен, используя их ненависть к французским колонизаторам. Марта сумела подслушать из соседней комнаты через окно обрывки разговора фон Крона с каким-го незнакомым человеком. Она услышала, как он по-немецки сообщил точное место в испанских водах, где шесть лодок будут ждать транспорта Большего ей не удалось услышать: фон Крон захлопнул окно. Марта немедленно написала открытку в Париж, сообщая добытые важные сведения. Но дальше ей еще больше повезло. Фон Крон решил послать Марту в Танжер с инструкциями для германской агентуры. Он передал ей на первый взгляд нераскрытую коробку почтовой бумаги. Однако добрая половина листов, как предупредил Марту барон, содержала текст, написанный симпатическими чернилами. Для поездки в Танжер требовались французская и английская визы. Сравнительно легко получив визу во французском посольстве, Марта рискнула и прямо пошла к английскому консулу в Мадриде, сообщив, кто она и с какой целью отправляется в Танжер, а также подслушанные сведения о подводных лодках. Консул дал визу. В Танжере носильщик, который принес вещи Марты в номер отеля, произнес условный пароль "С32" (под этим номером Рише значилась в списке агентов фон Крона). Получив коробку с почтовой бумагой, мнимый носильщик назначил на следующий день Марте свидание в портовой таможне. Но он не явился. Принятые англичанами меры не дали возможности немцам доставить оружие в Марокко.

К этому времени фон Крон не только находился под влиянием своей красивой подчиненной, но и щедро тратил на нее казенные деньги, выдавая без всякого основания "премии" и "наградные". В Париж поступала ценная информация.

Через некоторое время фон Крон поручил Марте важную миссию. Она отправилась в Аргентину с инструкциями тамошним германским агентам и, главное, с двумя термосами, в которых находились сельскохозяйственные вредители — долгоносики. Германская разведка надеялась заразить долгоносиками пшеницу, отправлявшуюся из Аргентины в страны Антанты. На пароходе наконец Марта встретила помощника, присланного из Парижа, — лейтенанта Мари. Французские разведчики действовали решительно: сначала они утопили долгоносиков, а потом просушили их и смешали с пшеницей, которую Марта везла для прокорма прожорливых вредителей. Листки с инструкциями немецким агентам были отправлены в Париж. Взамен Рише написала колларголом какой-то ничего не значащий текст и окунула бумагу в морскую воду. Прибыв в Буэнос-Айрес, она передала германскому морскому атташе термосы с обезвреженными долгоносиками и бумаги, которые, как предупредила Марта, вымокли, когда вода залила ее каюту через иллюминатор. Разумеется, немцы не могли прочесть вымокший текст и не знали, что делать с переданными им термосами.

Многие предложения Марты Рише не были одобрены Вторым бюро, занимавшим непонятно пассивную позицию во всей этой истории. А потом планы Рише нарушила автомобильная катастрофа. У Марты была сломана Н9га, осколками стекла ранена голова, у ехавшего с ней фон Крона было изрезано все лицо.

В это время у Рише зародился план, который должен был завершить ее работу агента-двойника. Однажды она потревожила Крона во время строго соблюдавшегося им дневного отдыха и попросила денег. Не желая вставать, он дал ей ключ и назвал код сейфа. Марта надеялась похитить списки немецкой агентуры в Испании. В Сан-Себастьяне, куда Марта приехала с фон Кроном, она познакомилась с французом-дезертиром, которого она надеялась использовать в своих целях. Барону Марта сказала, что собирается привлечь этого француза на немецкую службу. Однако вышло иначе. "Друзья" этого француза, которым он представил Марту и которые ее пригласили покататься на лодке, оказались агентами немецкого посла или фон Капле. Разведчицу спасло от гибели самообладание. Поняв, какая опасность ей угрожает, она опрокинула лодку и, хотя еще не вполне оправилась от ранения, сумела добраться до берега; местный доктор оказал ей первую помощь, и Марту по ее просьбе доставили в отель "Континенталь", принадлежавший француженке. Немцам туда вход был закрыт. Марта позвонила по телефону барону и сообщила, что должна несколько дней пробыть в отеле, после того, как во время плавания поранила о скалы плечо. Барон сообщил ей, что должен уехать. Марта ответила, что она воспользуется его отсутствием, чтобы навестить друзей, и отправилась в Париж.

Информация о работе Женский шпионаж в Европе в XX веке