Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.
Введение
1 Причины и распад СССР
1.1 Основные причины распада СССР
1.2 Распад СССР
2 Образование Содружества Независимых Государств
2.1 Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств
2.2 Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ
2.3 Проблемы формирования СНГ
2.4 Итоги деятельности и перспектива развития СНГ
3Взаимодействие России и СНГ
3.1 Взаимная торговля товарами
3.2 Взаимная торговля услугами
3.3 Инвестиционное и производственное сотрудничество
3.4 Трудовая миграция
3.5Тенденции интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Заключение
Возможность
реализации такой перспективы
Источником многих проблем, анализированных в предыдущей главе, являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.
Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.
В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может проходить динамично и тем более порождать конкурентоспособные стратегии, реализовывать перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в друге и стараются, поддерживая связи с Россией, параллельно и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими странами, создавать новые межгосударственные образования.
Необходима разработка программ согласованных мер, учитывающих новые реалии сложных процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и согласованы интересы партнеров по Содружеству.
В настоящее время наиболее устойчивые тенденции укрепления сотрудничества наблюдаются лишь в сфере коллективной безопасности, поскольку территориальная целостность и внутренняя стабильность волнует лидеров постсоветских республик ничуть не меньше экономического благополучия.
Полагаем, что СНГ как межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые образования. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией, Украиной и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное.
Страны СНГ играют весьма скромную роль в мировой экономике: в 2009 г. на них приходилось 1,3 % мирового паритетного ВВП и 1,2 % глобального экспорта товаров и услуг. В то же время в ряде отраслей и секторов государства Содружества занимают достаточно прочные позиции, в частности, на рынках энергоносителей (в 2008 г. на Казахстан и Азербайджан приходилось свыше 5 % мирового экспорта нефти, на Туркмению – более 6 % продаж природного газа), черных и цветных металлов (на Украину – более 4 % глобального экспорта черных металлов, на Казахстан – 4–5 % экспорта меди и цинка), минеральных удобрений (в сумме на Белоруссию и Украину – 7–8 % мирового экспорта), пшеницы (поставки из Украины и Казахстана превысили 10 % мировых продаж), хлопка-сырца (доля Узбекистана и Туркмении в мировом экспорте – 14–15 %). Казахстан и Узбекистан обеспечивают 25 % мировой добычи урана, те же страны и Киргизия – 5 % мировой золотодобычи. В общемировых запасах многих видов стратегического минерального сырья доля СНГ составляет 5–10 %, а по отдельным видам (уран, цинк, свинец, др.) – превышает 10 % (подробнее о значении стран СНГ в мировых запасах и добыче важнейших полезных ископаемых в Приложении 1).
Фактически структуры экономик и экспорта стран Содружества в 2000-х гг. сближались, все более утрачивая взаимодополняемость и переходя в положение конкурентов, что также сильно снижало стимулы к интеграции. В общеполитическом плане утяжеление экономических структур СНГ, сопровождавшееся концентрацией производства и капитала, стимулировало процессы централизации политической власти, ее ориентацию на определенные интересы, зачастую не совпадающие с планами расширения и углубления регионального интеграционного сотрудничества вместе с Россией.
В результате указанных процессов взаимная торговля стран СНГ развивалась в последние годы значительно медленнее, чем товарообмен с дальним зарубежьем. Ее удельный вес в их общем 13товарообороте (включая Россию) только за 2004–2008 гг. снизился с 27 % до 21,5 %, в том числе в импорте – с 38 % до 27 %. При этом доля торговли с третьими странами в общем товарообороте стран СНГ без России повысилась за тот же период с 59 % до 66 %, в том числе в экспорте – с 70 % до 76 %, в импорте – с 47 % до 54 %. Для сравнения: в 2008 г. удельный вес внутрирегиональной торговли для ЕС-27 достигал 65 %, для стран НАФТА (США, Канада, Мексика) – 40 %.
При общих высоких темпах восстановительного роста экономик стран СНГ в 2000-х гг. (причем для всех стран с очень низкой исходной базы) успешнее других развивались крупные нетто-экспортеры энергоносителей – Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Беспрецедентное повышение цен на энергоносители позволило Азербайджану к 2008 г. увеличить ВВП в 3,5 раза по сравнению с 2000 г., Казахстану – в 2 раза, Туркмении – в 2,9 раза.
Добыча нефти в Азербайджане в этот период выросла в 3,2 раза, газа – в 2,9 раза, в Казахстане – в 2,0 и 2,9 раза соответственно, добыча газа в Туркмении – в 1,6 раза (против 1998 г. – в 5,5 раза).
Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста стран СНГ в текущем десятилетии, их финансовое положение в целом остается неустойчивым. В различные периоды отмечались
значительные всплески инфляции, большинство стран имели хро-
нический бюджетный дефицит и крупное отрицательное сальдо
по счету текущих операций платежного баланса. Причем большие
величины дефицита текущего платежного баланса наблюдались
не только у нетто-импортеров энергоносителей и стран с узкой
экспортной базой, но также у нетто-экспортеров энергоресурсов
(в
связи с масштабными закупками
нефтегазового оборудования и
услуг в рамках совместных
проектов, а также из-за чрезмерных
внешних заимствований с
Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы.
Первая группа – это нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые сильно пострадали от падения мировых цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных резервов и возобновившегося роста котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени зависят от состояния экономики России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ приходилось лишь 16 % (27 % в 2000 г.), в экспорте Азербайджана – 3 % (13 %), поскольку практически все объемы энергоносителей – основного экспортного товара – направляются в дальнее зарубежье.
Вторая группа стран – нетто-импортеры энергоносителей, чей рост в последние годы подпитывался масштабным внешним кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России. Кризис привел к существенному ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации и девальвационные процессы в этих государствах: в Украине, Белоруссии, а также в странах СНГ – нетто-импортерах энергоносителей с низким уровнем доходов – Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане.
Перспективы выхода из кризиса для последней группы стран достаточно неопределенные, поскольку связаны с проведением болезненных реформ, финансовой поддержкой политически и социально значимых, но неэффективных секторов и производств, сопряженной с ростом проблемных кредитов, получением внешних займов (подробнее об оценке и прогнозе динамики ВВП и сальдо по счету текущих операций платежного баланса стран СНГ в Приложении 6). Для данной группы важно понимать, за счет чего (кого) они будут выходить из кризиса, какова будет роль в этом процессе Международного валютного фонда (МВФ), других международных финансовых организаций и программ, финансовой поддержки и содействия развитию со стороны ведущих мировых и региональных держав, каковы могут быть требования доноров и уступки в их пользу.
Растущая международная и двусторонняя финансовая помощь наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам Содружества способна ухудшать интеграционную перспективу, поскольку любые программы помощи концентрируют внимание на внутренних проблемах и подталкивают к большей внешней открытости в целях создания благоприятных условий доступа на рынок для международных инвесторов. Тем более, что в период кризиса возможно получение существенного дисконта при покупке активов.
Надо также учитывать, что значительная часть внешней финансовой помощи СНГ носит «связанный» характер и обуславливается проведением определенной экономической политики, предоставлением тех или иных уступок/преференций странам-донорам, закупками у них оборудования, технологий и т.д.
В классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которую ориентируются кредиторы и инвесторы по всему миру, страны СНГ (по состоянию на конец января 2010 г.) находятся на самых низких ступенях рейтинга. Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 степеней странового риска (0 – нет рисков, 7 – практически неприемлемые для кредиторов и инвесторов риски) пять государств Содружества – Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина – находятся на нижнем седьмом уровне, Армения, Грузия, Туркмения и Узбекистан – на предпоследнем шестом уровне, и только Азербайджан и Казахстан – на более или менее приемлемом пятом уровне (его также имеют Доминиканская Республика, Гватемала, Иордания и др.).
С
учетом чрезмерно высоких, согласно
международной классификации, рисков
операций в странах СНГ, особенно в условиях
кризиса, зарубежный бизнес заходит на
соответствующие рынки при мощной и непосредственной
поддержке государства. Тем самым общий
контекст торгово-экономического сотрудничества
все более политизируется.
3 Взаимодействие России и СНГ
3.1 Взаимная торговля
товарами
За последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24 % товарооборота, то в 2009 г. – только 14,6 %.
В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран – Белоруссия, Украина и Казахстан – продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России. В 2009 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина – 6-е, Казахстан – 13-е. Торговля России со странами СНГ в последние несколько лет развивалась теми же темпами, что и со странами дальнего зарубежья, поэтому в 2005–2009 гг. колебания их удельного веса в общем товарообороте не превышали 1 %.
Несмотря
на снижение удельного веса стран
СНГ в экспорте России с 18–22 % в 1990-х
гг. до 14–16 % в 2000-х гг., сейчас они
имеют существенно большее
В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15 % нашего экспорта без учета минерального сырья, а в 2008 г. этот показатель превысил 25 % (в 2009 г. – 23 %). Еще большее значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой сырьевой составляющей – нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31 %, а в 2008 г. – 55 %. В частности, на страны СНГ приходится 70–80 % российского экспорта автомобилей, готовых химических товаров, лекарств, продуктов питания, текстиля и одежды, продукции промышленности строительных материалов, более 50 % поставок продукции общего машиностроения и металлообработки, 30–40 % экспорта готовой сталепродукции, бумаги и картона, древесных плит и изделий из дерева.
За 2000-е гг. отмечено существенное повышение доли Содружества по широкому кругу промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования (подробнее о значении рынков СНГ для российской продукции обрабатывающей промышленности в Приложении 3).