Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:40, реферат
С самого его рождения возникло множество вопросов. Кто был этот младенец? Чей он был сын? До сих пор многие историки спорят по этому поводу. Одни, как и сам Павел были категорически убеждены, что отцом его являлся Петр III, другие сомневались в этом, считая, что он был рожден от Салтыкова, любовника Екатерины. Так же было выдвинуто предположение о том, что императрица родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем из деревни Котлы.
. Вступление (стр. 3 - 4)
2. Семейная драма (стр. 5 - 8)
3. Внутренняя политика Павла I (стр. 9 – 17)
3.1. Подведем итоги о внутренней политике (стр. 18 – 19)
4. Внешняя политика Павла I (стр. 20 – 24)
5. Смерть Павла I (стр. 25 – 26)
6. Заключение (стр. 27 – 28)
7. Список использованной литературы (стр.
План:
1.
Вступление (стр. 3 - 4)
2. Семейная драма (стр. 5 - 8)
3.
Внутренняя политика
Павла I (стр. 9 – 17)
3.1.
Подведем итоги о внутренней
политике (стр. 18 – 19)
4. Внешняя политика Павла I (стр. 20 – 24)
5. Смерть Павла I (стр. 25 – 26)
6.
Заключение (стр. 27 –
28)
7.
Список использованной
литературы (стр. 29)
Вступление
20 сентября 1754 года на свет появляется Павел I. Вошедшая в комнату Екатерина II, мать новорожденного, едва ли не лишилась чувств от спертого воздуха и сладкого дурмана духов. Приподняв кисею колыбели, она увидела еще совсем «крошечное розовое личико с двумя темными и мрачными глазами, совсем не по-младенчески глянувшими на нее»2.
С самого его рождения возникло множество вопросов. Кто был этот младенец? Чей он был сын? До сих пор многие историки спорят по этому поводу. Одни, как и сам Павел были категорически убеждены, что отцом его являлся Петр III, другие сомневались в этом, считая, что он был рожден от Салтыкова, любовника Екатерины. Так же было выдвинуто предположение о том, что императрица родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем из деревни Котлы. И по сей день однозначного ответа на этот вопрос найти не удалось.
Но жизнь Павла оказалась ничуть не менее загадочной и фантастичной, чем само его происхождение.
В отечественной истории на протяжении многих лет кочевал миф о сумасбродстве и даже неком деспотизме русского императора. Но кем на самом деле был Павел I? Полусумасшедшим тираном или осознанной личностью?
Изучив некоторую, в том числе и школьную, литературу, можно увидеть, что все царствование императора Павла сводится к двум моментам:
1) Он был «самодур», негодяй, издевался над людьми, карал за незначительные провинности или вовсе ни за что; все в его царствование было плохо.
2) Слава Богу, что русские патриоты его убили, и он не успел причинить много несчастий русскому народу.
Но, заглянув чуть дальше, мы можем убедиться в том, что ни один закон, ни одно положение, которое было установлено Павлом, не было отменено его сыном Александром, а большинство законов, им разработанных и им же введенных, просуществовало вплоть до 1917 года.
Именно этот факт и побудил меня «не верить авторитетам», а добраться до первоисточников и изучить эпоху Павла I как можно тщательнее.
Очень просто заучить что-либо из учебника – это белое, а это черное, это «наши», а это нет. Но как только начинаешь самостоятельно разбираться в первоисточниках, история предстает перед тобой в совершенно новом свете. И все оказывается далеко не так просто и ясно, как казалось прежде.
Так
давайте же вместе
попробуем «отойти
от стереотипов»
и разобраться, кто
же есть Павел, 9-ый император
всероссийский. Пока,
достаточно загадочная
для меня фигура,
но надеюсь, что в
этом реферате мы сможем
добраться до сути
и устранить «пробелы».
Семейная драма
Перед тем, как начать более подробно изучать внутреннюю и внешнюю политику Павла, хотелось бы поговорить непосредственно о чертах характера, о нраве этого воистину загадочного человека, ведь политика императора во многом определялась именно его личностью.
У матери забрали сына в первые минуты его жизни. Лишь через сорок дней показали на несколько минут. Потом, в течение семи лет она видела его сначала раз в месяц, потом раз в неделю. Таким образом, та, которую он называл матерью, редко появлялась у его колыбели. Воспитанием мальчика занималась тетка отца, Елизавета Петровна. Она навещала младенца, как минимум, два раза в сутки, иногда вставала с постели ночью и приходила смотреть будущего императора.
Когда Павлу не исполнилось и шести лет, ему назначили камергера Никиту Ивановича Панина. Он встретил своего воспитателя слезами, полагая, что теперь у него отнимут мамушек и все "веселости". Впрочем, он скоро должен был получить новые впечатления, которые заинтересовали его не менее, чем игры с няньками.
Конечно, в Екатерине не было той сердечности и теплоты, которые присущи матерям, но, тем не менее, она очень серьезно заботилась о воспитании и образовании сына.3 Грамоте его стали учить уже в 1758 году, и тогда же надели на него модный кафтанчик и парик, который одна из нянь заботливо окропила святой водой. Именно мать пригласила для Павла лучших учителей, которые и дали ему хорошее образование. А не кучу мамушек и нянюшек, которые наносили ребенку более вреда, чем пользы. У юноши были хорошие способности к учению, качественное образование, но не было некой усидчивости и терпения.
Да, действительно она уделяла ему очень мало времени, но нельзя же всю вину за детство Павла «сваливать» на нее. Вспомните, отец, которого Павел так горячо боготворил, даже не упомянул имени сына в Манифесте о восшествии на престол, не объявил наследником. За время своего краткого правления «он всего дважды (!) встречался с сыном»4. И те, кто окружал Петра, отмечали его равнодушие к ребенку.
А еще, если взять в расчет тот факт, что он хотел доказать незаконность его рождения, призвав ко двору графа Сергея Салтыкова, и заставив его написать признание о связи с Екатериной, что Салтыков не замедлил сделать. А бумага являлась, как я подозреваю - основанием для развода с женой, и высылки их с сыном. Только переворот помешал Петру осуществить задуманное.
Казалось бы, он имел немало прав занять со временем российский престол: как правнук Петра Великого, как мужской представитель династии в противовес частому «женскому правлению». Однако, закон о престолонаследии, принятый Петром I, позволял царствующему назначать наследника по своему выбору. Таким образом, задуманный как усиление прав самодержавца, этот принцип обратился в свою противоположность и увеличил шансы разных претендентов на престол, тем самым, обострив борьбу за власть.
Еще в раннем детстве Павел Петрович многое увидел, а еще более – услышал.
Восьмилетний мальчик был свидетелем дворцового переворота 1762 года, когда его мать отобрала власть у отца. Позднее он нашел также в бумагах Екатерины после ее смерти письмо Алексея Орлова: "Матушка, пощади и помилуй, дурак наш вздумал драться, мы его порешили"...
А в возрасте примерно одиннадцати лет, С. А. Порошин сказал мальчику: «При Ваших благих намерениях – Вас будут ненавидеть»5.
По поводу сложного характера Павла можно прочесть в записках его воспитателя, все того же, Семена Порошина, которого сам Павел очень любил. Он там отмечает, что цесаревич умен, быстро схватывает суть преподаваемых предметов, отзывчив. Но с другой стороны там же можно прочесть о его очень нервном темпераменте, нетерпеливости, повышенной возбудимости, робости и подозрительности.
И правда, странный страх всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоянно мерещилась какая-то опасность. Хлопнет где-нибудь дверь - он лезет под стол, дрожа; войдет неожиданно Панин, - надо спрятаться в угол; за обедом то и дело слезы, потому что дежурные кавалеры не очень-то с ним нежны, а мамушек и нянюшек нет: их удалили, ибо они рассказывают сказки, поют старинные песни и вообще суеверны, а цесаревич должен воспитываться разумно. Ведь то был век Вольтера и Фридриха Великого.
В целом, мне кажется, что тема взаимоотношений Павла и Екатерины слишком переполнена «штампами».
Я убеждена, нельзя винить в таких сложных отношениях кого-то одного из них. И их характеры, и внешние факторы, и сложившиеся обстоятельства - ВСЕ тут надо учитывать. Ведь они же оба были живыми людьми со своими чувствами, а не только императрицей и наследником.
Лишение трона, убийство отца, отдаление от государственных дел, попытка отравления6, смерть первой жены при родах, слухи и сплетни распространяемые окружением Екатерины II, безусловно наложили свой отпечаток на характер и мировоззрение Павла Первого. Но вместе с тем, на мой взгляд, разговоры о Павле, как о сумасбродном деспоте – это миф, миф тех людей, которым Павел мешал, как во время царствования Екатерины II, так и после восшествия на престол самого Павла. Но что самое удивительное, этот миф перекочевал в историю и существовал до нашего времени.
Итак, неудивительно, что Екатерина в конце жизни составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Однако, когда 5 ноября 1796 года царица внезапно умерла, ничего не знавший двор присягнул императору Павлу. Насколько нам известно, тайное завещание императрицы было уничтожено. Таким образом, Павел восходит на престол.
Но каким же он стал правителем?
Внутренняя политика
Павла I
Внутренняя, как собственно, и внешняя политика вступившего на престол после смерти Екатерины II Павла, взошедшего на престол в возрасте 42 лет, отличалась противоречивостью и непредсказуемостью.
Но,
если тщательно разобраться,
можно увидеть, что
эта противоречивость
никак не влияла на
основы существующего
строя. А именно - сохранение
самодержавия и крепостного
права. Наоборот, они
еще больше укрепились
в его недолгое правление.
Во
внутренней политике
Павла выделяются
несколько направлений
— реформа государственного
управления, изменения
в сословной политике
и военная реформа.
Во время своей коронации, которая произошла в день Пасхи, Павел объявил ряд указов. В частности, он отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии. После смерти императора он переходил к старшему сыну или следующему по старшинству брату, если детей не было.
Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии. Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия. Также сообразно этому указу женщина не могла занимать русский престол, что исключало возможность появления временщиков (которые в XVIII веке сопутствовали императрицам) или повторения ситуации, подобной той, когда Екатерина II не передала Павлу престол после его совершеннолетия