Тоталитаризм в Германии и Италии: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Несмотря на усилия антисоветской пропаганды времён Холодной войны, всё же наиболее ужасными и бесчеловечными режимами в массовом сознании представлются «фашистские» правительства Италии и Германии. Строго говоря, только в Италии правящая партия именовалась фашистской, в Германии же у власти стояла NSDAP – Национал-Социалистическая Немецкая Рабочая Партия. Упоминание слов «социалистический» и «рабочий» в таком контексте отбрасывало тень и на ВКП(б) (позднее – КПСС), поэтому советская пропаганда предпочитала именовать членов NSDAP по аналогии со «старшими братьями» - итальянскими фашистами.

Файлы: 1 файл

Тоталитаризм в Германии и Италии.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

В Германии же евреи были провозглашены расовыми врагами номер один, источником всех зловредных идей. Последнее неудивительно, если учесть завидное понимание Гитлером массовой психологии – лично он, судя по всему, вполне дружелюбно относился к знакомым евреям. 

Религия.

Фашизм 1919 года не скрывает своих антирелигиозных  и антиклерикальных настроений. "Мне  люб народ язычников, — признается Муссолини, — жаждущий борьбы, жизни, прогресса, чуждый слепой вере в потусторонние  истины и презирающий чудесные панацеи". Однако, чем ближе реальная власть, тем сильнее изменяется официальная позиция. Новая точка зрения слагалась сама собой. Католицизм провозглашвется одним из величайших проявлений миродержавной римской идеи, одной из жизненных функций итальянского патриотизма. «Доктрина фашизма» идёт ещё дальше: «Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной политике фашистского режима останавливается на чисто оппортунистических соображениях, тот не понял, что фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего, есть система мысли».

24 пункт  программы НСДАП 1920 года гласил: « Мы требуем свободы всех вероисповеданий, поскольку их приверженцы не угрожают целости государства и не оскорбляют национального чувства германской расы. Партия, как таковая, стоит на почве христианства, не связывая себя с каким-либо отдельным вероисповеданием». После прихода нацистов к власти отношения Райха с католической церковью также были достаточно тёплыми. Несмотря на это, Умберто Эко заявлял о национал-социализме: «Он имел чёткую антихристианскую и неоязыческую окраску». Как мировоззрение – очвидно, да, также как и фашизм, но политика была ориентирована на поддержку религии пока религия поддерживает режим. 

Социальная  программа.

В области  социальной политики вряд ли будет  справедливо упрекнуть фашистов и национал-социалистов в непоследовательности или невыполнении обещаний: огромное внимание уделялось здоровью народа, поддержке деторождения, борьбе с безработицей, обеспечению достойного уровня жизни работающих и пенсионеров и т. д. Особенной заботой окружалась молодёжь – те, кто должны были стать в будущем опорой режима, новыми людьми новой эпохи. В Италии молодежь организуется в движение "Авангардисты" и "Балиллу" - подобие русских комсомольцев и пионеров. В милитаризованных, муштруемых отрядах они получают суровое фашистское воспитание. В Германии такой организацией становится «Гитлерюгенд».

Однако, к сожалению, тяготы войны превзошли  все возможные пределы. Катастрофа уничтожила экономические и социальные достижения, а молодёжь вместо жизни  в новом мире получила роль «пушечного мяса». 

Наука и культура.

В этой области наиболее ярки образы сжигаемых  книг, а также антиинтеллектуальные выкрики некоторых партийных  вождей. Тем не менее, это мракобесие, во многом лишь внешнее, не мешает Германии, стране с высоким уровнем образования  и одними из лучших мире научной и инженерной школами, добиться весьма существенных успехов в области техники. Достаточно вспомнить появление в Люфтваффе реактивной авиации, а также то, что немцы вплотную приблизились к овладению атомной энергией и к космическим полётам.

В области  культуры тоже нельзя сказать, что в  Германии всё было ужасно: значительная часть направлений искусства, как  правило, сомнительной художественной ценности, были объявлены «дегенеративными»  и запрещены, зато в рамках официозного  неоклассицизма достижения налицо. Особенно впечатляют успехи поощряемых сверху кинематографа и архитектуры. Ценность первого для пропаганды очевидна, а вторая пользовалась понятным расположением фюрера.

В отличии  от Германии, в Италии «самым фашистским»  оказывается не неоклассицизм, а наоборот – футуризм, основоположник которого, Маринетти, становится одним из основателей и идеологов фашистского движения. 

Враги.

Стремясь  к достижению определённых целей, трудно не встретить кого-то, чьи цели идут вразрез со своими. И чем сильнее воля к успеху, тем бескомпромисснее ведётся борьба с врагами. Поэтому враги не могли не появиться у таких массовых и волевых движений, как фашизм или национал-социализм. Вместе с тем, образ врага не мог не стать одной из основ официальной пропаганды, раз уж он способствует сплочению и дисциплене, а также преобразованию собственного чувства вины в чувство ненависти к другим.

Позиционируя  себя сторонниками «третьего пути»  фашисты и нацисты объявили своими основными политическими врагами  как коммунистов и социалистов, так и буржуазных плутократов и либеральных демократов. Нацисты, добавившие в идеологию расизм, видели евреев направляющими все основные враждебные силы, а «неарийские» народы – естественными врагами в дарвинистической борьбе рас.

С политическими противниками тоталитаризм борется жёстко – запретами и террором, с врагами внешними – ведёт войны. 

Внешняя политика и война.

Стремление  обеспечить своей нации великое  будущее в условиях бурного роста  населения не могло не быть связанным  с экспансией. Агрессивных планов и готовности к вооружённым столкновениям  нацисты и фашисты никогда  не скрывали. Италия сделала ставку на захват африканских колоний и слабых и разнозненных балканских государств. Германия – на территории Восточной Европы, в том числе и России. При этом первостепенное значения для внешней политики этих государств принимает решение вопроса с отношением к такой экспансии третьих стран, таких как Франция, Великобритания и САСШ. К самоубийственной войне против всего мира Гитлер и Муссолини отнюдь не стремились. Поэтому, особенно хорошо это было видно в политике Германии, всячески маневрировали, стараясь дать понять как «великим западным демократиям», так и СССР, что уж они-то могут быть спокойны. И, хотя местами обман был успешен, в конце концов, пусть и захватив всю Европу, странам «Оси» пришлось сражаться со всем остальным миром, за исключением союзной Японии. 

Методы  и средства.

Обычно, слыша слова «фашизм» люди вспоминают о всеобщем государственном контроле, репрессиях спецслужб по отношению  к инакомылящим, дискриминации определённых социальных или этнических групп, о  навязчивой пропаганде, о массовых мероприятиях, вроде выступления обожествлённого вождя или факельного шествия. Но что это по сути? Лишь методы, которые были бы другие в другую историческую эпоху. Причём эти методы, иногда чуть изменённые, используются для проведения своей политики и правительствами самых что ни на есть демократических стран.

Всё это  не суть «правого» тоталитаризма, а  лишь следствия последовательной реализации макиавеллианского принципа «цель  оправдывает средства». И чем  масштабнее цели, тем более ужасные  средства ими можно оправдать.

Там, где  указанный принцип становится одной  из основ режима, не приходится ожидать  политики, осуществляемой «в белых  перчатках». Поэтому я не вижу смысла подробно разбирать методы укрепления собственной власти фашистами и  национал-социалистами – достаточно и простого перечисления. 
 

Заключение.

Подводя итоги, хотелось бы сделать выводы относительно исторической роли фашизма и национал-социализма. Ведь при всех отличиях и эти режимы навсегда останутся рядом в истории. Продемонстрировав упорную политическую борьбу, закончившуюся приходом к власти, эти режимы показали возможность нового пути со всеми его достоинствами и недостатками. Причём, с точки зрения народного блага плюсов было гораздо больше, хотя и ценой интересов отдельных социальных и этнических групп.

"Вне  известных пределов, самые блага  диктатуры становятся бедами," - сочувственно цитировал Муссолини  в одной из своих речей чьи-то  предостерегающие слова.

И действительно, в условиях сложной внешнеполитической обстановки осмелевшие режимиы загнали себя в ловушку мировой войны, обернувшуюся катастрофой для самих движений, а главное, для их целей, для немецкого и итальянского народов. 
 
 

 

 
 

Литература 

1.Н.  Устрялов. Германский национал-социализм.

2.Н.  Устрялов. Итальянский фашизм.

3.Б.  Г. Лиддел Гарт. Вторая мировая  война – М.: «Издательство АСТ», 1999

4.У.  Черчилль. Вторая мировая война  (В 3-х книгах) – М.: Воениздат, 1991

5.А.  Гитлер. Моя борьба – М.: «Витязь», 2000

6.Б.  Муссолини. Доктрина фашизма.

7.Армин  Мёлер. Фашистский стиль.

Информация о работе Тоталитаризм в Германии и Италии: общее и особенное