Торговля и мореходство средиземноморских городов XIII–XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение средиземноморских городов с точки зрения развития морских товарных связей между ними.
Для раскрытия данной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
определение особенностей формирования средневековых городов, их отличия от городов античности, а так же значение для развития западноевропейской цивилизации;
рассмотрение основных видов транспорта и путей сообщения в средневековом средиземноморье;
изучение динамики развития в XIII–XV вв. основным торговых портов средиземноморского торгового района.

Файлы: 1 файл

Собранный курсовой.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Успехи развития внутренней и внешней торговли в XIV–XV вв. привели к росту торгового капитала, который накапливался в руках купеческой верхушки. Торговый, или купеческий (как и ростовщический), капитал представляет собой древнейшую свободную форму капитала. Другим источником зарождения раннекапиталистического производства в городах было превращение учеников и подмастерьев в постоянных наемных рабочих, не имеющих перспективы выбиться в мастера [10].

Однако значение элементов капиталистических отношений в городах XIII–XV вв. не следует преувеличивать. Их возникновение происходило лишь спорадически, в немногих наиболее крупных центрах (преимущественно в Италии) и в наиболее развитых отраслях производства, в основном в сукноделии (реже в горнометаллургическом деле и некоторых других производствах). Развитие этих новых явлений раньше и быстрее происходило в тех странах и в тех отраслях ремесла, где имелся по тем временам широкий внешний рынок сбыта, побуждавший к расширению производства, вложению в него значительных капиталов [16].

Таким образом, западноевропейский город стал местом перехода из несвободного состояния в свободное, благодаря возможности дохода, предоставляемой денежным хозяйством.

 

Глава 2. Транспорт и пути сообщения 
в средиземноморском регионе в средневековье

В средневековье использовался транспорт трех видов — сухопутный, речной и морской, причем водными путями перевозилась львиная доля всех товаров.

Морской транспорт был наиболее дешевым. По подсчетам некоторых современных исследователей, транспортировка тканей по морю обходилась всего в 2% от стоимости груза, по суше же — в 15–20%. Конечно, перевоз более громоздких и дешевых товаров обходился дороже (зерна, например, в 15%, квасцов в 33%), но все равно он был более выгоден, чем сухопутный вариант, при котором нередко накладные расходы в полтора раза превышали первоначальную стоимость товара [15].

Типы морских судов были разнообразными. В Средиземноморском регионе преобладали галеры и нефы. Галера — узкое длинное судно (до 40–45 м), на первых порах только весельное, затем с вспомогательными парусами (рис. 1). Галеры были по преимуществу военными судами, но они использовались также и в торговом флоте, для перевозки дорогих, занимающих мало места товаров.

Рис. 1. Венецианская одномачтовая галера [23].

Неф — «круглое» судно, с соотношением длины к ширине как 2:1, с несколькими парусами, гораздо более вместительное, но и менее быстроходное, чем галера (рис. 2). Кроме них существовали разнообразные смешанные формы судов: галионы, галеасы, галиоты.

Условия навигации были ограниченными. Даже на Средиземном море она до XIV в. носила сезонный характер — весной и летом; в остальное время корабли стояли на приколе. Во многих портах до середины XV в. законодательно запрещалось отправляться в далекие рейсы в зимнее время (с конца октября до апреля).

Рис. 2. Генуэзский неф [23].

До широкого распространения компаса, появившегося только в XII в., суда вообще не решались выходить в открытое море; но и позже они предпочитали держать путь преимущественно вдоль берегов или от острова к острову, две трети времени проводя на стоянках. В результате корабль, как правило, выполнял не больше одного рейса в год.

Регулярное сообщение устанавливается довольно поздно; так, постоянная связь между итальянскими, английскими и нидерландскими портами возникла только в начале XIV в.

Более регулярный характер носили отношения Италии с Востоком. Венеция, например, в XIV в. ежегодно снаряжала три каравана — в Константинополь, Бейрут и Александрию, каждый из 2–4 галер. Но в целом масштабы и этой торговли были незначительными. Вся венецианская торговля с Левантом ограничивалась в лучшем случае одной-двумя тысячами тонн товаров в год. Левантийская торговля Марселя, составлявшая до 90% всей его внешней торговли, заключалась в конце XIV в. в ежегодной посылке на Ближний Восток двух галер [15].

Наиболее оживленным транспортным «перекрестком» Средиземноморья был Мессинский пролив. Здесь пересекались торговые пути Генуи, Пизы, Амальфи, Марселя в Левантийские земли с венецианским маршрутом в Северную Европу. В Восточном Средиземноморье важная роль принадлежала острову Кипр, в XV в. монополизировавшему торговлю с сирийскими портами [4].

 

Глава 3. Средиземноморский район торговли и  
основные торговые порты

Средиземноморский район торговли был наиболее активным торговым регионом средневековой Европы. Интенсивность торговли здесь объяснялась рядом обстоятельств. Во-первых, сохранением традиционных торговых связей предыдущей эпохи, которые и после падения Западной империи поддерживались восточными императорами. Еще большее значение имело раннее развитие городов как в Италии, так и в Южной Галлии. Наконец, решающую роль играло то обстоятельство, что этот район был связующим звеном в торговле Востока с Европой, торговле, не утихавшей на всем протяжении средневековья.

В средневековой торговле Средиземноморья можно выделить несколько этапов. После падения Западной Римской империи центр тяжести торговли переносится в восточную часть Средиземноморья, где были расположены наиболее развитые и густонаселенные области той эпохи (Малая Азия, Сирия, Египет) с такими крупными городами, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Фессалоники (рис. 3). Упадок торговли на западе был вскоре приостановлен благодаря завоеваниям Юстиниана, вернувшим многие приморские области бывшей Империи в орбиту византийского влияния. И хотя это возрождение было недолгим, часть земель (Южная Италия, Сицилия) на несколько столетий осталась в тесной не только политической, но и экономической связи с Восточной империей. Торговой активностью отличались также порты Прованса, в первую очередь Марсель, затем Тулон и Арль (рис. 3). Через них в Галлию шли пряности, тонкие ткани, египетский папирус, вывозились же главным образом рабы. Но, конечно, масштабы этой торговли резко упали по сравнению с античным временем [15].

Возрождение средиземноморской торговли связано с подъемом итальянских городов. Еще в эпоху господства арабов на Средиземноморье вели значительную торговлю южноитальянские порты — Бари, Амальфи, Гаэта; несколько позже к ним присоединяется Венеция.

Рис. 3. Европейские торговые маршруты XV в. [24].

Венеция занимала исключительно выгодное положение в то время: островки, разбросанные в лагуне, практически были недоступны противнику ни с суши, ни с моря; кроме того, она находилась на пересечении трех важных торговых маршрутов — на запад в долину По, на север через Бреннер в Германию и на юг по Адриатике (рис. 3). Однако первыми выступили против арабской морской гегемонии не эти города, а крупнейшие торговые коммуны западного побережья полуострова — Пиза и Генуя [4].

Пиза

Расположенная в низовьях Арно, Пиза являлась естественными морскими воротами Тосканы. Уже в XI в. начинается ее торговая экспансия: она получает торговые привилегии в Сардинии, изгнав оттуда совместно с генуэзцами арабов, приобретает торговые кварталы в Константинополе, Яффе, устанавливает тесные торговые связи с Сирией, Египтом, Северной Африкой. Постоянное соперничество с Луккой, и в первую очередь с Генуей, привели к упадку пизанскую торговлю.

Утрата крестоносцами их владений на Леванте в ХIII в., а также жестокая конкуренция с Генуей подорвали морское и торговое могущество Пизы. В 1284 г. пизанский флот был разгромлен генуэзцами в битве у о. Мелория2. Пиза потеряла владения в Западном Средиземноморье и была вытеснена конкурентами из Восточного, открывая путь Генуе.

В XIII в. генуэзцы разрушили лежащий в устье Арно пизанский порт (Порто Пизано), и с этого времени Пиза становится придатком своей более могущественной соседки — Флоренции. Крупнейшей торговой державой на западном побережье Апеннинского полуострова становится Генуя [22]..

Генуя и Венеция

Международная торговля итальянских морских городов развивалась очень быстрыми темпами и становилась основным источником доходов [12]. Можно утверждать, что на начало XIII века, эти города располагали самой совершенной техникой кредитно–финансовых отношений и наиболее передовым опытом кораблестроения и навигации в Европе [12]. Уже в 1291 году генуэзцы предприняли попытку найти путь в Индию [1]., что невозможно, без определённых навыков мореплавания. С развитием торговли и мореплавания усилилась конкуренция между Генуей и Пизой, что привело к первым вооруженным столкновениям.

С уходом Пизы республика святого Георгия столкнулась с всё возрастающей мощью Венеции. Генуя начинает активную торговую деятельность в Восточном Средиземноморье и Причерноморье, где венецианцы были наиболее сильны, и, фактически, монополизировали морскую торговлю.

Венеция возникла в V в. как поселение рыбаков и добытчиков соли на островах лагуны с центром на Риальто, что не способствовало развитию сельского хозяйства. Жители вынуждены были искать дополнительные средства существования, что, и обеспечило столь быстрый рост ремесла. Потребовались дополнительные рынки сбыта. Также росла потребность в сырье. Эти причины толкнули на поиск торговых путей в другие регионы Европы, а потом и Азии, через Средиземное море. Участие Венеции в крестовых походах позволило создать фактории на Ближнем Востоке. Крестоносцами использовались корабли венецианцев для доставки на Левант войск и различных грузов. Судостроение, производство оружия, художественного стекла, тканей укрепили экономику города [9].

Развитию экономики венецианцы во многом обязаны торговле с Византией.

Добившись в ходе первых Крестовых походов привилегий в городах Сирии и Палестины, Венеция затем приняла участие в IV крестовом походе, направленном против Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. положил начало созданию Венецианской морской державы, в которую вошли Крит, города и острова Греции, с ХV в. — Кипр и другие территории. Всего — более двадцати факторий. Захват Константинополя открыл венецианцам возможность свободной торговли на Чёрном море. Кроме того, в 1219 г. Венеция заключила с Феодором Ласкарисом (1204–1222 гг.) договор, предоставляющий венецианцам право беспошлинной торговли в Никейской империи5. Беспошлинная торговля была разрешена в Латинской империи. Однако, в восстановленной Михаилом VIII Палеологом (1258–1289 гг.) в 1261 г. Византии, в Эгеиду и Причерноморье стали проникать главные конкуренты Венеции — генуэзцы [6].

Отсутствие достаточного количества плодородных земель закрыло аграрный путь развития Генуи. Генуя, наряду с Венецией и Пизой, участвовала в крестовых походах в виде посредника, перевозя на своих судах товары и войска. Политическое значение Генуи возросло после принятия ею в 1143 г. первого в Италии городского статута. В 1162 г. император Фридрих I Барбаросса (1152–1190 гг.) дал Генуе диплом на владение территориями на побережье Лигурии от Монако до Портовенере. В 1155 г. генуэзцы добились значительных привилегий в Византии [10]. Генуя вела деловые операции с Провансом, Каталонией. Генуэзцы установили прочные торговые связи с Византией и Левантом (Ближним Востоком), где они основали свои фактории. Туда везли сукно, хлеб, металлические изделия; оттуда — пряности, хлопок, красители. Этот обмен приносил генуэзским купцам колоссальные прибыли.

В 1261 г. Лигурийская республика добилась права беспошлинной торговли на всей территории Византии и монопольных прав на торговлю в Черном море, подписав Нимфейский договор с императором Михаилом Палеологом. Им не удалось сохранить эту монополию, но генуэзцы воспользовались ею и договорами с ханами Золотой Орды для устройства поселений в Причерноморье. Участие в Реконкисте укрепило позиции Генуи в городах Каталонии и Арагона. В 1290 г. был заключен торговый договор с султаном Египта. В последней четверти ХIII в. товарооборот генуэзского порта возрос почти в четыре раза [6]. Не последнюю роль сыграла торговля на Чёрном море. Товарооборот одной только Кафы оценивался в сотни тысяч астров в год [8]. Рост торгового оборота продолжался и в первой четверти ХIV в.

После событий 1204 г. положение Венеции на Востоке укрепилось. В Латинской империи, основанной на руинах Византии, управлявшейся латинскими императорами, Светлейшая занимала привилегированное положение, и республика воспользовалась им для создания в восточном бассейне Средиземного моря колониального домена. Торговля с государствами, основанными после 1204 года, практически, монополизирована Венецией. В течение всего периода существования Латинской империи Венеция контролировала торговые коммуникации региона.

Генуя, сначала занимавшая по сравнению с Венецией менее выгодное положение, вступила в союз Михаилом Палеологом. В восстановленной в 1261 г. Византийской империи, из ненависти к венецианцам, императоры династии Палеологов предоставили Генуе более широкие привилегии: кроме чисто экономических преимуществ, она вскоре приобрела владения на берегах Малой Азии и прибрежных островах. Генуя получила контроль над Босфором. Михаил Палеолог уступил ей Галату, при входе в Золотой Рог, напротив Константинополя. Генуя превратила ее в мощную крепость и крупный порт. Генуэзцы получили право беспошлинной торговли во всех подвластных империи землях. Генуэзская республика добилась разрешения иметь свои кварталы в наиболее значительных торговых центрах империи: в Константинополе, Фессалонике, Смирне, на островах Крите, Эвбее, Лесбосе, Хиосе. Венеция временно была вытеснена из Причерноморья и Эгеиды. В Причерноморье генуэзцы завладели Кафой, ставшей одним из важнейших центров транзитной торговли между Западом и Востоком [11].

В конце XIII века конфликт между Генуей и Венецией перерос в открытую войну 1294–1298 гг.

С падением последних опорных пунктов крестоносцев в Сирии и с изданием в 1291 г. папского запрета для всех христиан торговать с мамлюкским Египтом, значение южной средиземноморской торговли упало [12].

Поскольку внешняя политика Генуи и Венеции диктовалась торговыми интересами, усиление конкуренции в Восточном Средиземноморье и Причерноморье привело к обострению их отношений и новой войне в 1350–1355 гг., которая велась за контроль над рынками Византии и Причерноморья. Отношения Генуи и Венеции обостряются по всему бассейну Средиземного моря, но на первом месте стоит борьба за овладение черноморскими рынками. В это время значение причерноморской торговли возрастает в связи с изменением системы трансазиатских путей из-за распада монгольских улусов. Трапезунд становится важным торговым центром, соединяющим Восток и Запад. О проблемах связанных с осложнением торговли есть сведения во многих источниках [19].

В XIV веке Венеция проводит внешнюю политику, направленную на то, чтобы обеспечить максимально лёгкий доступ к портам, являвшимся источниками поступления дорогих восточных товаров и открывавшим путь на восточные рынки (рис. 4). Например, галеи отправлявшиеся в Трапезунд находились под усиленной охраной, для защиты от нападений османов и генуэзцев. Венеция пыталась создать наиболее благоприятные условия для пребывания там своих купцов. Такие порты захватывались или приобретались по договору с местными правителями. Так, в 1332 г. венецианцы заключили договор с татарами, в результате которого возникла фактория Тана [1]. В случае сопротивления властей венецианцы использовали торговую блокаду портов, прекращая ввоз и вывоз товаров. Впервые Венеция воспользовалась подобными методами давления ещё летом 1228 г., при столкновением с эпирским правителем Феодором Ангелом. Венеция стремилась обезопасить торговые пути, создавая опорные пункты на всём пути следования. Торговая политика венецианцев, в отличие от генуэзцев, была централизованной и способствовала созданию колониального домена [2].

Информация о работе Торговля и мореходство средиземноморских городов XIII–XV вв