Терроризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ кон. 19 — нач. 20 в., как метод политической борьбы против самодержавия входит в арсенал русского революционного движения с 1860-х гг. В литературе принято различать «террор» — насилие сильных над слабыми (государства над оппозицией) и «терроризм» — применение насилия и устрашения слабыми (оппозицией) по отношению к сильному (государству).
Именно терроризм становится неизменной составляющей частью революционного движения. В истории российского государства до 1917 отчетливо выделяются два «пика» террористической борьбы — в 1878-82 и 1901-11.

Файлы: 1 файл

ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ кон.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

В конце1870 —  начале 1880-х в России прокатилась  волна террористических актов. Самым  громким делом партии «Народная  дело» стало убийство 1 марта 1881 Александра II. Организаторы и непосредственные участника покушения были арестованы. На процессе по делу «первомартовцев» к смертной казни были приговорены С. Л. Перовская (первая женщина в России, казненная за политическое преступление), А. И. Желябов, Н. И. Кибальчич, изготовивший взрывные устройства, Т. М. Михайлов (член отряда метальщиков) и Н. И. Рысаков.

ТЕРРОРИЗМ В  РОССИИ кон. 19 — нач. 20 в., как метод  политической борьбы против самодержавия входит в арсенал русского революционного движения с 1860-х гг. В литературе принято различать «террор» —  насилие сильных над слабыми (государства  над оппозицией) и «терроризм» — применение насилия и устрашения слабыми (оппозицией) по отношению к сильному (государству).

Именно терроризм  становится неизменной составляющей частью революционного движения. В истории  российского государства до 1917 отчетливо  выделяются два «пика» террористической борьбы — в 1878-82 и 1901-11. 
 
 
 
 

Выстрел Каракозова. «Нечаевщина». Теракты народников.

Д. Н. Каракозов.Предоставлено  РГАДА 

4 апреля 1866 в  Петербурге Д. В. Каракозов,  участник революционной «Организации»  Н. А. Ишутина, стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Покушение, по-видимому, было совершено им по собственной инициативе. В прокламации, написанной им еще до покушения, подчеркивалась необходимость указать народу его главного врага. Каракозов был повешен по приговору Верховного уголовного суда. Покушение же вызвало взрыв верноподданнических чувств в обществе и повлекло за собой свертывание властями политики реформ.

С. Г. Нечаев

Предоставлено РГАДА 

Наиболее откровенное  теоретическое обоснование террористическая тактика получила в «Катехизисе революционера» (1869) С. Г. Нечаева, в котором предписывалось физическое устранение своих противников. «Прежде всего должны быть уничтожены люди, — считал Нечаев, — особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу». На практике идеи «Катехизиса» были реализованы 21 ноября 1869 членами созданной Нечаевым тайной организации «Народная расправа» — в Москве был убит входивший в эту организацию студент И. И. Иванов, который якобы представлял опасность для нечаевцев. Но убийство было вскоре раскрыто, начался открытый процесс. Публикация в газетах «Катехизиса» вызвала широкий общественный резонанс. «Нечаевщина» дискредитировала революционеров в глазах общества и обусловила в нем стойкую «аллергию» к терроризму.

Однако неудачи  пропагандистской кампании народников в 1870-х гг., вызванные явной невосприимчивостью русского крестьянина к социалистическим идеям, ужесточение преследований со стороны правительства, вновь заставили революционеров обратиться к радикальным средствам борьбы. Особую роль в переходе народников от пропаганды к террору, от анархизма к политической борьбе сыграл провал «хождения в народ», массовые аресты и последовавшие за ними «Процесс 50-ти» (21 февраля — 14 марта 1877 над членами группы «москвичей» (в т. ч. 14 рабочих, 16 женщин). Яркие, обличительные речи П. А. Алексеева, С. И. Бардиной. Приговор: 10 человек к различным срокам каторги, 26 к сибирской ссылке, 11 к тюремному заключению.) и «Процесс 193-х» - процесс»), 18 октября 1877— 23 января 1878 в Санкт-Петербурге, крупнейший политический процесс в России 1870-х гг. над революционными народниками — участниками «хождения в народ» (арестовано св. 4000 человек). Обвинение в создании организации с целью свержения существующего строя. 120 подсудимых бойкотировали суд. Приговор: 28 человек к различным срокам каторги (П. И. Войноральский, С. Ф. Ковалик, И. Н. Мышкин  и др.), 90 оправданы, однако по санкции Александра II 80 человек из них были сосланы административным порядком, остальные к различным срокам ссылки.) и др., в результате которых многим подсудимым были вынесены весьма суровые приговоры.

Ключевым моментом в дальнейшей истории российского терроризма стал выстрел В. И. Засулич, которым 24 января 1878 был тяжело ранен петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов. Однако суд присяжных оправдал революционерку, которая была немедленно освобождена из-под стражи. Оправдательный приговор вселил надежду, что революционеры-террористы могут рассчитывать на сочувствие общества.

Волна терроризма.

В программе  крупнейшей в то время в России социально-революционной организации  «Земля и воля» (1876-79) террор рассматривался как орудие самозащиты и мести, но в реальной жизни террор стал играть более значительную роль.

В 1878 последовал целый ряд террористических актов  — убийства жандармского офицера  Г. Э. Гейкинга и агента сыскной полиции  А. Г. Никонова, покушение на киевского прокурора М. М. Котляревского. Участниками николаевского кружка С. Я. Виттенберга — И. И. Логовенко готовился взрыв царского поезда. Но за два дня до проезда императора через Николаев террористы были арестованы и впоследствии казнены.

4 августа 1878 средь бела дня на Михайловской площади в Петербурге был заколот кинжалом шеф жандармов генерал-адъютант Н. В. Мезенцов. Он был убит С. М. Кравчинским (литературный псевдоним — С. Степняк) из-за того, что генерал убедил Александра II не смягчать приговор осужденным по «Процессу 193-х». Кроме того, теракт Кравчинского был расценен как немедленный ответ на казнь революционера-народника И. М. Ковальского, который по случайному совпадению был расстрелян в Одессе 2 августа 1878, оказав вооруженное сопротивление при аресте.

В начале 1879 покушения  следуют одно за другим. В феврале  были убиты — в Харькове генерал-губернатор князь Д. Н. Кропоткин, в Москве агент  полиции Н. В. Рейнштейн, в марте  в Петербурге Л. Ф. Мирский стрелял  в шефа жандармов А. Р. Дрентельна, но промахнулся. Характерно, что ни один из террористов не был задержан на месте покушения. Наконец, в марте 1879 при обсуждении вопроса о покушении на Александра II сразу трое землевольцев объявляют о своем намерении убить царя. Выбор пал на А. К. Соловьева, кандидатуры поляка Л. А. Кобылянского и еврея Г. Д. Гольденберга были отвергнуты по национальным мотивам. 2 апреля 1879 Соловьев стрелял в царя на Дворцовой площади, но ни один из его пяти выстрелов не достиг цели. Террорист был схвачен и вскоре повешен. После этого покушения Россия по распоряжению царя была разделена на шесть генерал-губернаторств с предоставлением генерал-губернаторам чрезвычайных прав вплоть до утверждения смертных приговоров.

Противоречия  в среде революционеров.

Нарастание террористических тенденций привело к острым разногласиям внутри «Земли и воли»; многие ее члены решительно выступали против покушения Соловьева, справедливо полагая, что оно приведет к усилению репрессий и погубит дело пропаганды. Было найдено компромиссное решение — организация не поддерживает террориста, но отдельные ее члены могут оказывать содействие ему как частные лица. Полемика выплеснулась на страницы землевольческой печати. В статье «Значение политических убийств» (Листок «Земли и воли», № 2-3, 1879) один из идеологов терроризма Н. А. Морозов писал, что «...мы признаем политическое убийство за одно из главных средств борьбы с деспотизмом». Однако далеко не все деятели революционного движения разделяли его взгляды; наиболее последовательно против терроризма выступал Г. В. Плеханов.

Расхождения в  подходах к тактике терроризма (шире — по отношению к политической борьбе) привели к расколу «Земли и воли» на «Народную волю» (сторонников  политической борьбы, признающих терроризм  как ее средство) и «Черный передел», в который вошли адепты прежней народнической тактики. Раскол оформился к осени 1879. В «Программе Исполнительного комитета» «Народной воли» террористической деятельности отводилось достаточно скромное место, но в реальности терроризм оказался наиболее эффективным средством политической борьбы.

Подготовка  к покушению на Александра II и само покушение.

Александр II Николаевич. Портрет  второй половины 19 века. 

Главным делом  руководства партии стала «охота»  на Александра II, которая аккумулировала все ее немногочисленные силы.

19 ноября 1879 прогремел  взрыв царского поезда под  Москвой при возвращении императора  из Крыма. Под полотно железной  дороги был сделан подкоп из  домика железнодорожных служащих  супругов Сухоруковых, в роли  которых выступили Л. Н. Гартман  и С. Л. Перовская. Из-за неточной информации народовольцы пропустили поезд, в котором следовал царь, и взорвали один из вагонов свитского поезда. При взрыве никто не пострадал.

5 февраля 1880 новое, беспрецедентное по дерзости  покушение на императора —  взрыв в Зимнем дворце, осуществленный С. Н. Халтуриным. Ему удалось устроиться на работу во дворец столяром и, как многим неженатым мастеровым, поселиться в одном из подвальных помещений, расположенных под кордегардией и царской столовой. Халтурин сумел в несколько приемов пронести динамит в свою комнату, рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда царь будет находиться в столовой. Но царь в этот день опоздал к обеду. Тем не менее при взрыве были убиты и ранены несколько десятков солдат охраны.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры. Правительство было также озабочено поисками поддержки в обществе с целью изоляции радикалов. Была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным, авторитетным в то время генералом М. Т. Лорис-Меликовым — в свою бытность харьковским генерал-губернатором он обошелся без применения смертных казней. Фактически он получил диктаторские полномочия, но поскольку одновременно проводил политику завоевания доверия в обществе, то получил прозвище «бархатного диктатора». При нем в 1880 было упразднено Третье Отделение Собственной его императорского величества канцелярии (тайная полиция). Полицейские функции были теперь сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

Около года продолжалось «затишье» — ни террористических актов, ни смертных казней. Но, после  того как в ноябре 1880 были повешены народовольцы А. А. Квятковский, в бумагах  которого был обнаружен план Зимнего  дворца с помеченной крестиком столовой, и А. К. Пресняков, оказавший вооруженное сопротивление при аресте, цареубийство становилось актом возмездия и делом чести партии.

Тщательно проследив  маршруты царских выездов, народовольцы по возможному пути следования самодержца, на Малой Садовой улице, сняли лавку для торговли сыром (в роли хозяев Кобозевых выступали А. В. Якимова-Диковская и Ю. Н. Богданович). Из помещения лавки был сделан под мостовую подкоп и заложена мина. Неожиданный арест одного из лидеров партии А. И. Желябова в конце февраля 1881 заставил ускорить подготовку покушения, руководство которым взяла на себя С. Л. Перовская. Разрабатывался еще один вариант. Были срочно изготовлены ручные разрывные снаряды на тот случай, если бы Александр II проследовал по другому маршруту — набережной Екатерининского канала. Там его ждали бы метальщики с ручными бомбами.

1 марта 1881 царь  поехал по набережной. Взрывом  первой бомбы, брошенной Н.  И. Рысаковым, была повреждена  царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, И. И. Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов.

В результате предательства  Рысакова и массовых полицейских  облав большинство непосредственных участников покушения были арестованы. На процессе по делу «первомартовцев» к смертной казни были приговорены  С. Л. Перовская (первая женщина в  России, казненная за политическое преступление), А. И. Желябов, Н. И. Кибальчич, изготовивший взрывные устройства, Т. М. Михайлов (член отряда метальщиков) и Н. И. Рысаков. К смертной казни была также приговорена Г. М. Гельфман, хозяйка конспиративной квартиры. Но из-за беременности ей смертная казнь была отсрочена до рождения ребенка, а затем под давлением мирового общественного мнения заменена вечной каторгой, которую отбывать ей не пришлось — она умерла вскоре после родов.

Последствия покушения.

Цареубийство  привело к результатам, прямо противоположным тем, на которые рассчитывали народовольцы. Смерть «царя-освободителя» вызвала скорбь в народе; либеральное общество не поддержало террористов, которыми еще недавно восхищалось. Александр III после недолгих колебаний отказался подписать проект «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова, в принципе одобренный его отцом и означавший хотя и очень робкое, но все же некоторое движение к представительству. Либеральные министры были вынуждены уйти в отставку, правительство вступило на путь контрреформ.

«Народная воля»  к 1883 была разгромлена, последующие  попытки ее восстановления успеха не имели. Однако опыт ее борьбы и особенно цареубийство оказали колоссальное влияние на последующий ход революционного движения в России. «Народная воля»  как идеальная конспиративная революционная организация убедила, что можно и с ничтожными силами реально противостоять репрессивному аппарату могущественной империи. Терроризм расценивали в качестве весьма действенного средства сопротивления властям предержащим. Поражение «Народной воли» ее последователи объясняли нехваткой людских ресурсов у партии, которая не сумела превратить терроризм в систематическое орудие борьбы.

В 1880-е гг. террористическую тактику признают эффективной и  включают в свои программные документы не только все мало-мальски заметные группы народовольческого толка, но даже плехановская группа «Освобождения труда». 1 марта 1887 участниками террористической фракции «Народной воли» (группа П. Я. Шевырева — А. И. Ульянова) была предпринята неудачная попытка покушения на Александра III. Дело «вторых первомартовцев» закончилось пятью виселицами — были казнены П. И. Андреюшкин, В. Д. Генералов, В. С. Осипанов, А. И. Ульянов и П. Я. Шевырев.

Информация о работе Терроризм в России