Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:00, курсовая работа
Объектом исследования выступают особенности законов Хаммурапи.
Целью данной работы является исследование законов Хаммурапи, изучение правовой систематизации законов.
Задачи исследования:
- провести отбор литературы по данной тематике
- рассмотреть исследования законов Хаммурапи
- проанализировать характеристику законов Хаммурапи
"Божий суд" мог иметь две формы: водная ордалия и клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения допрашиваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что река, т.е. бог реки, покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным. Клятва богами, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения.
Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Судебные функции осуществляли как специальные чиновники, так и судебные коллегии, составленные из именитых людей городов. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений. Они разбирались по нормам обычного права. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст.13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.
Суды были нескольких уровней и разных юрисдикций: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.
Важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических, имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества.
Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». В ходе ведения судебных процессов можно было проводить основательное исследование и уточнение фактов, имевших место в конкретной конфликтной ситуации. Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. Судьи не могут изменить свое решение. Изобличенный в этом судья платил штраф и отстранял от ведения судебных дел. Вынесенные судом решения не подлежали изменениям (Ст.5).
Хаммурапи определил цель судоразбирательства: «Дабы справедливость в стране была явлена беззаконным и злым на погибель, дабы сильный слабого не притеснял, а я, подобно Шамашу, над черноголовыми7 восходил и страну озарял.»8
Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Законность и справедливость в понимании Хаммурапи равнозначны и тождественны. Неслучайно за лжесвидетельство, за изменение судей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления должностных лиц, чиновников были введены жестокие наказания. За лжесвидетельство полагалась смертная казнь. В этом виделось оскорбление богов.
«Если же этот человек к указам моим, что на стеле своей я написал, не будет почтителен, проклятиями моими пренебрежет и проклятия богов не убоится и судебные дела, которые я судил, отменит, слова мои исказит, предначертания мои изменит, имя мое, написанное (на этой стеле), выскоблит (и) имя свое впишет (или) из-за (боязни) этих проклятий кого-либо (другого) заставит, (то) у человека этого, будь он царь или эн, или энси, или (просто) человек, называемый по имени, (великий Ану), отец богов, провозгласивший мое царствование, царский блеск да отнимет, скипетр его да сломает, судьбу его да проклянет!»9
Давая общую характеристику карательной системе Законам Хаммурапи, следует отметить, что, будучи в целом более суровыми, чем предшествовавшие им, эти законы все же значительно мягче многих более поздних. Они также превосходят многие позднейшие законодательства по логичности и последовательности.
Глава 3
Брачно-семейные и имущественные отношения
3.1 Брачно-семейные отношения
Брачно-семейные
отношения регламентируются подробно
и обстоятельно. Как и в любом
зрелом патриархальном обществе, установлено
доминирование мужчины в семье.
Отец был полновластным
«Если женщина, которая живет в доме человека, чтобы кредитор ее мужа не задержал ее (за долг), связала своего мужа договором (и) заставила его выдать документ, то, если этот человек, прежде чем он взял эту женщину замуж, долг на себе имел, его кредитор не может задержать его жену; и если эта женщина, прежде чем она вошла в дом человека, имела на себе долг, ее кредитор не может задержать те мужа».10
Развод был упрощенным только для мужа. В случае расторжения брака муж, уходя, оставлял жене часть имущества. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал. Бесплодную жену муж был в праве покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое.
Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями. Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданное и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175-176 « Если раб дворца или раб мушкенума дочь (свободного) человека взял замуж и она родила сыновей, (то) хозяин раба к сыновьям дочери (свободного) человека претензий по поводу рабства предъявлять не должен».). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за серебро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными (Ст.175). Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщина, ее дети, мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).
«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему « не касайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца»11 (ст.142). Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду»12.
Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162). В семье сохранялись некоторые патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «своему сыну, которого любит»13 (ст.150). Наследование происходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.
Родители могли лишить детей наследства не иначе, как после судебной процедуры: суд устанавливал тяжесть проступка; отец обязывался простить, если сын совершил проступок в первый раз. За злословие на родителей резали язык, за побои - отрубали руку. Некоторые законы призваны, защитить женщин, хотя их статус был не намного выше рабов. Тем не менее муж не имел права обращаться с женой несправедливо, а законы о разводе были весьма разумными.
Если мужчина уходит и покидает свою жену без поддержки и она затем уходит жить к другому мужчине, то ей не нужно возвращаться к своему первому мужу, в случае если он вернется (Ст.136). Если жена становиться хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца своей жизни (Ст.139).
Другие законы были призваны обеспечить справедливость по отношению к женам, вдовам и наложницам. Если наложница родила мужчине сыновей, и если отец сказал «вы мои сыновья», то он должен считать их законными и они должны получать соразмерную часть наследства с имения отца (Ст. 170) Отец мог отдать дочь в храм в качестве иеродулы или посвященной Мардуку, т. е. с пренесением божеству в жертву целомудрия. Тогда по закону она не могла иметь детей, но считалась свободной и пользовалась известными правами, отец мог дать ей в пользование приданное, или она сохраняла право на известную долю наследства, опять-таки в пользование. Кроме родных детей, вавилонская семья знала еще усыновленных, заменяюших при малочисленности в Древнем Вавилоне рабов, наемных работников, а также необходимых для культа бездетных после их смерти. Новые родители давали усыновленным имя и обязаны были их воспитывать и обучать какому-нибудь ремеслу (Ст.188). Если усыновленный не чтил своих приемных родителей, он должен был вернуться домой; он имел на это право, если приемный отец не заботился о нем и не ровнял его со своими детьми (Ст.190). Приемный отец мог после рождения собственных детей отослать домой усыновленных; в таком случае он обязан был выплатить треть доли родного, но не недвижимого имущества.
3.2 Имущественные отношения
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Законы Хаммурапи пытались закрепить существующий строй государства. Они определяют различные виды земельной собственности: были царские, храмовые, общинные, чатсные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная землю со временем все более становилась прочным достоянием ее владельца и его семьи (Ст. 27-29, 31-32).
Степень свободы
распоряжения надельной землей
из царского фонда была различной
для членов администрации, крупных
ремесленников, жриц, которые могли
отчуждать эту землю с
Земля обрабатывалась
с помощью рабов или
Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, раба). Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина последнего сильно смягчалась, если порча происходила по «Божьей воле», например стихийное бедствие (Ст. 45). «Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и получит
арендную плату за свое поле, а потом Адад14 затопит поле или наводнение унесет жатву, то убыток падает только на земледельца»15.
Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в десятикратном размере. В случае эпидемии или если на стадо нападал лев, пастух приносил клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин (Ст. 266). Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потере вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.
Крупные землевладельцы
прибегали к использованию