Стратегия и тактика союзных и германских командований во время нормандской кампании в июне – августе 1944 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Исследуемая тема имеет высокую степень научной актуальности ввиду того, что она может помочь в изучении последующих конфликтов с участием войск НАТО. Несомненно актуальным является вопрос о значении западного фронта союзниками, был ли он необходим в тот момент? Какое значение он имел для событий развернувшихся на восточном фронте. Все эти вопросы остро стоят на повестке дня и сейчас перед политиками, стратегами и историками.

Содержание работы

Введение....................................................................................3
Глава I.
Подготовка нормандской операции………………..7
Подготовка и планирование обороны северо-восточного побережья Франции немецкой стороной……………………………14


Глава 2. Боевые действия в Нормандии с 6-го июня по 20 июля 1944 го года………………………………………………….22
Высадка союзных сил, попытки германских частей ликвидировать плацдарм…………………….………..22
Сражение за Кан, попытки Германского командования изолировать плацдарм в Нормандии………………….34

Глава 3.
Боевые действия в период с 20 июля 1944 по 25 августа 1944 года………………………………………………43

Заключение…………………………………………………….60
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Куросовая запад.docx

— 151.56 Кб (Скачать файл)

  После этого на участке в  районе Кана установилось некоторое  затишье.  Монтгомери на своем  участке перешел от тактики   фланговых ударов к тактике  вытеснения немцев, пользуясь своим  тотальным превосходством в технике.  4 июля 3-я канадская дивизия предприняла атаку на аэродром Капрпике . Канадцы атаковали силами трех батальонов  при поддержке штурмовой авиации,  танков, артиллерии, однако немцам удалось мастерски закамуфлировать танки и ПТО, так что танковая атака была сорвана, а виннипегские стрелки, оказавшись без поддержки танков  понесли серьезные потери от огня пулеметов MG-42.  7 июля Монтгомери  предпринял  мощное фронтальное   наступление. При поддержке 406 мм орудий британского линкора «Родней» началось наступление. Затем 467 тяжелых бомбардировщиков из английского бомбардировочного командования атаковали Кан, в основном бомбами замедленного действия, чтобы на следующее утро расчистить путь для атаки 1-му корпусу. На район размером  3,5*1,5 кмилометра было сброшено  2363 тонны бомб! При этом не принималась в расчет судьба гражданских, было лчень много погибших.

  На следующий день 1-й английский (3-я канадская и 59-я английская дивизия)  корпус начал  операцию «Чарнвуд». Войска, принимая в расчет авиационные удары, произведенные накануне, с легким сердцем пошли в наступление. Однако очень скоро они обнаружили, что немцы сопротивляются столь же упорно, как всегда. 49 Ирония судьбы: немецкие потрери от  налета авиации оказались совсем невелики.  Линия фронта так скудно была заполнена немецкими войсками, что бомбардировка по площадям  не могла немцам причинить большого вреда.   Два дня ожесточенных боев обошлись некоторым батальонам 2-й армии потерями до 25 процентов личного состава. Им все же удалось выйти на северный берег реки Орн посередине разрушенного города, но дальше продвинуться они не смогли. 9 июля под давлением наступавших к центру  Кана союзников началось  отступление немцев на  дальни берег Орна.  У немцев не было сил, чтобы удержаться , их силы в Кане были равны приблизительно батальону, поэтому было решено переправиться на противоположный берег Орна , разумеется, немцы отступая взорвали мосты . Далее англичане не смогли продвинуться. Два дня ожесточенных боев обошлись некоторым батальонам 2-й армии потерями до 25 процентов личного состава. Англичане так же снова пытались отбить силами нескольких батальонов  высоту 112, однако силы дивизии «Гитлерюгенд» вместе прибывшим из голландии102 тяжелым танковым батальоном смогли отстоять ее. Немцы все еще удерживали за собой важную возвышенность Бургибю к югу от Кана и еще ближе к городу сталелитейные заводы Коломбель, откуда их наблюдатели могли засечь любое движение английских войск.  Бои были столь напряженными, что многие английские пехотинцы иногда бежали с поля боя.50

  Однако  неистощимые силы союзников позволяли им проводить новке и новые наступления.  В это время они имели превосходство перед немцами в танках, выражаемое соотношением 4:1, и в пехоте — 2:1, тогда как на американском участке фронта эти соотношения составили 8:1 и 3:1. 10 июля генерал Демпси подготовил в общих чертах для Монтгомери план массированного использования бронетанковых сил с целью попытаться прорвать немецкую оборону с ограниченного плацдарма на берегу реки Орн, который все же немного больше, чем плацдарм, захваченный в начале июня 6-й воздушно-десантной дивизией. Монтгомери план одобрил. Детали операции «Гудвуд» были отработаны двумя днями позднее: все три английские бронетанковые дивизии будут участвовать в наступлении под командованием командира 8-го корпуса генерала О'Коннора; атака будет осуществляться через коридор, подготовленный массированными ударами авиации. Цель заключалась в том, чтобы быстро прорвать немецкую оборону, пока противник будет еще приходить в себя после бомбовых ударов, в первые же часы захватить горный кряж Бургибю и отсюда двинуться дальше на большой скорости по открытой местности. Танки совершат стремительный  бросок к Фалезу. Между тем 2-й канадский корпус Саймондса атакует из центра Кана в южном направлении, с тем чтобы овладеть остальной частью города. 1-й и 12-й корпуса предпримут вспомогательные атаки на флангах при поддержке отдельных бронетанковых бригад.

Английским  войскам противостояли силы  четырех потрепанных дивизий, одна из них знаменитая «Лейбштандарт Адольф Гитлер».  В качестве  резерва имелись  две боевые группы из дивизии «Гитлерюгенд», 21-й дивизии.

 

Каждая  предыдущая операция, которую Монтгомери предпринимал в Нормандии, была хорошо продумана, разумно обоснована и  имела реальную перспективу на успех  в свой час Ч. Ко времени начала операции «Гудвуд» Монтгомери, как никогда раньше со дня высадки в Нормандии, по политическим и моральным соображениям нуждался в серьезной победе. Однако эта операция с самого начала стала давать сбои. В планах операции основной упор был сделан на внезапный захват возвышенной местности, которая господствовала над той, по которой должны были наступать английские войска, а также предусматривалась переправа 8000 танков и бронемашин через реку Орн в места сосредоточения. Пока бронетанковые силы не очистят исходный рубеж, артиллерия не сможет развернуться, чтобы обеспечить массированный артиллерийский огонь, который являлся столь важным элементом в любой операции. За многие дни до начала операции «Гудвуд» саперы из 51-й дивизии установили новые минные поля, чтобы прикрыть свои позиции, которые теперь невозможно было должным образом очистить для прохода своих же бронетанковых сил. Можно было сделать только узкие проходы в них, по которым могли пройти танки. Хуже всего для англичан  было то, что немцы именно этого и ожидали.51

  В свою очередь  немцы   подготовили один из самых  серьезных и грозных  за  всю нормандскую кампанию оборонительных  рубежей. К тому же, наступление союзников не было секретом. . За 36 часов до начала операции «Гудвуд» из перехватов «Ультра» англичане поняли, что командующий 3-м воздушным флотом фельдмаршал Гуго Шперль предупреждал о предстоявшем крупном английском наступлении, которое «начнется юго-восточнее Кана примерно в ночь с 17-го на 18-е».52  Сам же командир 1-го танкового корпуса Зепп Дитрих, сказал после войны, что услышал начало операции, используя метод которому он научился на восточном  фронте- приложил ухо к земле. Немецкое командование , зная о подготовке  наступления и учитывая опыт боев за Кан, расположило си силы  в подготовленном рубеже в 10-12 километрах от переднего края обороны. Так что, когда армада из 1000 Ланкастеров   сбросила  свои 7700 тонн бомб, то это оказалось не вполне эффективно. Когда началось наступление то на главном направлении удара – кряже Бургбю немцы сконцентрировали 536 орудий и минометов, из них более половины- реактивные минометы «Небельверфер», 101-й тяжелый танковый батальон СС, 503-й тяжелый танковый батальон  вермахта. Таким образом, союзники увязли в обороне 21-й танковой дивизии и 1-й танковой дивизии СС. В результате союзнические силы все жже продвинулись, захватив большую часть Кана, однако за пройденные 11 километров им пришлось заплатить 5537 солдатами и 450 танками. Разочарованный таким результатом Эйзенхауэр  заметил, что, «сбросив   на врага 7700 бомб, мы  продвинулись лишь на 7 миль. Можем или мы позволить себе тратить по тысяче тонн бомб за каждую миль?»53

  Во многом неуспех операции  «Гудвуд» можно объяснить не только мощной обороной немцев, но и нерешительностью и осторожностью союзников на этом направлении. Несомненными являются и превосходящие качества  немецких гренадеров.

    После провала «Гудвуда» англичане продолжили медленно, шаг за шагом, вытеснять немцев подальше от  Кана. Имея превосходство в танках 4:1, а в пехоте 2:1. 2-я армия союзников продолжала медленно наступать, постепенно вытесняя немцев.

  Таким образом  к 20 июля союзники,  во многом выполнили намеченные ими задачи: во первых , они осуществили вторжение в Северную Францию, во- вторых, отбросили достаточно сильные контратаки противника и сами перешли к наступательным действиям, в третьих они захватили ключевой порт Шербур, организовали большой подвоз ресурсов и снаряжений, что в дальнейшем обеспечило уверенное прохождение сил союзников, в четвертых союзники сумели по большей части оттеснить немцев от Кана- стратегически важного пункта на побережье Нормандии. Во многом их успех можно объяснить тотальным превосходством союзнических сил в врздухе, вчисленным превосходством, которое было обеспеченно в первую очередь тем, что большая часть немецких сил была задействована на Восточном фронте, как раз в это время происходило много более масштабное и могучее наступление Красной армии – операция «Багратион», обрушивавшая  фронт немцев в Белоруссии , таким образом немцы откатились к концу июля на 600-700 км. Для того, чтобы хоть как то остановить продвижение советских войск ОКВ пришлось перебрасывать лучшие части в Польшу, однако, в то время советская армия начала наступление в Западной Украине, Прибалтике- по всему фронту, таим образом Вермахт стягивал все возможные силы для сдерживания лавины Советских войск, таким образом уже не в силах немцев было  ликвидировать высадку.  Однако, союзники выполняли свою программу чрезвычайно медленно. Это можно объяснить такими факторами, как отличные  оборонительные позиции с немецкой стороны и высокий уровень создания противотанковой обороны с немецкой стороны, более высокая выучка личного состава дивизии вермахта и в особенности дивизий СС. Немецкого солдата всегда учили делать несколько больше чем он смог бы выполнить, не в пример солдатам союзных армий которые часто не доводили свои атаки до логического конца, что вызвало у немцев недоумение, и неуважение. 54  К тому же следует прибавить фанатизм многих немецких солдат. Несомненно ,сыграли роль немецкие средние танки Pz V «Panther» и тяжелые Pz VI «Tiger», а так же превосходные пулеметы MG-42 имевшие высочайший темп стрельбы – 1200 выстрелов в минуту.  Все это привело к боьшим потерям среди личного состава и техники союзников. Каждый километр  французской земли давался им с большим трудом. 
 
 
 
 
 

3 Глава. Тактика и стратегия сторон в период с 20 июля по 25 августа. 
 

    На протяжении всей первой половины июля, когда англичане и канадцы вели ожесточенные бои вокруг Кана, американцы с не меньшими усилиями, терпя неудачи, пытались выпутаться из цепких мучительных живых изгородей Нормандии.   Американский 8-й корпус за все это время продвинулся всего на семь миль, потеряв при этом около 10 000 человек.  79-я дивизия за пять последующих дней с большим трудом продвинулась всего лишь на три мили с небольшим, потеряв при этом 2000 человек. Срыв немецких контратак несколько поддержал моральный дух американцев, но мало чем утешил Брэдли, которому не давала покоя главная проблема — прорыв в Бретань.  За время боев в американской армии развились совершенно упаднические настроения, солдаты начали дезертировать, 5- лет в тюрьме за дезертирство для них не казалось большой проблемой, такие настроения  объяснялись переутомленностью боями .

Американское  командование всеми силами желало избавиться от надоевшего им сражения в бокажах. К разработке плана по прорыву   на оперативный простор приступил генерал Омар Брэдли.

  «План «Кобра» — представлял собой наступление двумя пехотными дивизиями (30-я и 9-я), за которыми следует 1-я пехотная и 2-я бронетанковая дивизия. Прорыв обороны противника с разворотом вправо, окружением 5-6 дивизий. В отличие от обычной американской практики наступления на широком фронте на этот раз предусматривался концентрированный удар на узком фронте порядка 7 километров , которому предшествовал массированный воздушный налет. Истребителям-бомбардировщикам предстояло нанести удар по передовым немецким оборонительным позициям в полосе 250 метров непосредственно к югу от дороги. Тяжелым бомбардировщикам Спаатса ставилась задача подавления обороны противника на глубину до 2,5 км, одновременно по ней наносили удар из 100 артиллерийских орудий. Секретным американским оружием в операции «Кобра» был «Носорог» — ряд стальных клыков, приваренных к передней части «Шерманов»; клыки позволяли танкам без особого труда прокладывать дорогу через нормандские живые изгороди. Начало операции «Кобра» задержалось на несколько дней из-за тех же самых проливных дождей и низкой облачности, которые предрешили судьбу операции «Гудвуд».  24 июля  1600 бомбардировщиков , которые должны были сбросить свой смертоносный  груз на немцев, по ошибке пробомбили части 30-й американской дивизии.  Этим они выдали  планы союзников и основное направление удара.  На следующий день уже 1800 бомбардировщиков беспощадно разрушали передовые немецкие позиции и все в их тылу. Американцы предварительно отступили, чтобы не попасть под удары своих же бомбардировщиков, гренадеры из Учебной дивизии своевременно заняли американские позиции,  когда американские  войска  начали наступление, они были ошеломлены тем что не смотря на ураганную бомбардировку они вновь встретили упорное сопротивление! Подразделения 7-го американского корпуса оказывались вовлеченными в длительные бои; им противостояли сильно укрепленные огневые точки противника с хорошо развитой системой окопов и траншей, небольшие группы танков, пехоты и обязательно 88-мм орудия. Полковник Гаммондс Бирке, командир 120-го пехотного полка, радировал в штаб 30-й дивизии: «Продвижение очень медленное... фрицы закопали танки в землю и ведут из них такой артиллерийский огонь, какой они, пожалуй, никогда не вели ранее на любом из американских секторов фронта». 55 

Однако  здесь немцы из-за  операции «Гудвуд» не создали единой мощной линии обороны, немецкие фланги были оголены.   Как раз в тот день, 25 июля, 2-й канадский корпус предпринял новое наступление в сторону Бургибю, которое быстро сорвалось и за которым последовал контрудар 9-й танковой дивизии СС. Оказавшись перед фактом двойного наступления, фон Клюге в тот день решил лично отправиться на восточный фланг, чтобы проверить на месте положение дел.  Против 14 английских и канадских дивизий немцы все еще держали 14 своих дивизий, в том числе шесть танковых. Против американцев было только 11 сильно ослабленных дивизий противника, две из них танковые. Американский улар был весьма удачен, войска продвигались сминая слабые очаги сопротивления. . В 3.00 утра 27 июля они достигли первой цели операции «Кобра» — железнодорожного узла севернее Ле-Мениль-Эрман. В середине дня 27 июля 9-я дивизия тоже не встречала организованного сопротивления и быстро продвигалась вперед. 26 июля 8-й корпус присоединился к наступлению на правом фланге. Учебная танковая дивизия вступала в единоборство с «Коброй», имея 2200 человек личного состава и 45 исправных бронетанковых машин на передовой. Против этого усталого сборища немецких боевых групп и обескровленных пехотных формирований вскоре будет введено в действие 15 полнокровных американских дивизий. 

 Фриц  Байерляйн , командующий Учебной дивизией был взбешен тем, что его дивизия , крайне обескровленная, выставленная против должна была держать фронт «любой ценой» .

  25 июля  американцы  начали обходить флаги  немцев. К вечеру головные части 1-й дивизии вышли к Мариньи. На следующее утро части 7-го корпуса, все реже встречаясь с остатками учебной танковой дивизии, начали быстро продвигаться вперед по всему фронту, докладывая  наверх, что сопротивление противника сходит на нет. 56 Теперь наступление быстро набирало темпы.   В свою очередь  части 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх», 17-й моторизованной дивизии СС «Гетц Фон Берлихинген» и 353-й пехотной дивизии пытались оторваться от противника. Фон Клюге, назначенный после ранения   отставки Рунштедта  командующим западным фронтом наконец двинул сюда подкрепления — 2-ю и 116-ю танковые дивизии под командованием командира 47-го танкового корпуса.  В ночь на 29 июля части 67-го бронетанкового полка и 41-го мотопехотного полка завязали яростный бой с колонной войск из 2-й танковой дивизии СС и 17-й мотодивизии СС; немцы в темноте прорвались через расположение американских войск возле Сен-Дени-ле-Гаст.  28 и 31 июля к западу от Тесси-сюр-Вир7-й американский корпус завязал самые ожесточенные со времени начала операции «Кобра» бои с частями 2-й танковой и только что прибывшей 116-й танковой дивизиями.  30 июля боевое командование А 2-й бронетанковой дивизии во главе с бригадным генералом Роузом, подошедшим к городу Перси, было атаковано с тыла немецкими танками и пехотой. После ожесточенного юоя американцы отступили, однако, после еще нескольких ожесточенных столкновений солдаты Роуза и других дивизий 19-го корпуса отбросили немцев, нанеся им тяжелый урон в живой силе и танках. Немецкое наступление сорвалось во многом из-за тех же бокажей , в которых танки 116-й дивизии безнадежно застряли. 

Информация о работе Стратегия и тактика союзных и германских командований во время нормандской кампании в июне – августе 1944 года