Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 18:27, реферат
Актуальность темы. В настоящее время в России продолжаются сложные политические и социально-экономические процессы. В то же время не прекращаются дискуссии о путях развития общества и государства. С каждым годом всё яснее осознаётся необходимость корректировки курса политических реформ. Современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования передового опыта функционирования государственных институтов зарубежных стран. Несовершенство государственного механизма Российской Федерации заставляет искать новые пути, новые формы организации взаимодействия различных субъектов политических отношений.
Правительственные органы Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся и других антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическими или политическими программами. Программы предусматривали меры по укреплению антияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав, развитию сельскохозяйственного и промышленного производства. Они провозглашали равноправие национальностей и полов, проведение политики ликвидации неграмотности, реформирование судебной системы и всего государственного аппарата.
В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Решающую помощь китайскому народу в победном завершении антияпонской войны оказал Советский Союз.
Главной революционной базой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гражданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение.
В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, политических и культурных центрах страны была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наименование приняли в период новой гражданской войны вооруженные силы китайских коммунистов). Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фронтовыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при них формировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалованию не подлежали. ВКК издали большое количество нормативных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах.
В процессе ликвидации гоминьдановской администрации ВКК создавали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы - конференции народных представителей. От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались как по социальному составу, так и по функциям. Делегатами конференций не могли быть помещики и представители бюрократической буржуазии*. Функции же конференций были скорее совещательными, полномочия местных собраний народных представителей они стали постепенно принимать на себя позднее, уже в 50-е годы.16
Бюрократическая буржуазия - социальная общность капиталистического типа, господство которой основано не на частной, а на государственной собственности.
Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство. В процессе объединения революционных сил и образования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народные правительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае.
Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учредительного собрания республики.
Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия.
Общая программа считалась временной
конституцией страны. Она провозгласила
КНР "государством новой демократии".
В качестве основы экономического развития
страны программой провозглашался государственный
сектор хозяйства. Вместе с тем определялись
пути развития кооперативного, мелкотоварного,
государственно-
Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все национальности страны, и пр. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме создания территориальных автономий.17
Общая программа являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. В соответствии со ст. 17 Общей программы все прежнее китайское законодательство отменялось.
Сессия ВСНП избрала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших должностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949-1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре - выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета.
ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Административный совет - высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.
Административный совет в общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный закон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП.
В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.
Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становились выборными органами.
Характерной чертой юстиции восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. Формально они считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земельной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналов избирались уездными или городскими народными правительствами, другая половина избиралась конференциями народных представителей или делегировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.
В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании "сань фань" ("против трех зол" - коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воинских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений и военачальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народными правительствами и во время проведения в 1952-1953 гг. массовой кампании "у фань" ("против пяти зол" - подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, выкрадывания секретной государственной экономической информации). Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.18
В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.
Временное организационное положение народных судов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное положение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия судебного решения оставалось за судьями, а заседатели могли лишь "помогать в расследовании дела, принимать участие в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение по рассматриваемому делу" (ст. 6). В законе ничего не говорилось о праве обвиняемого на защиту.19
Выводы, полученные в работе, позволили обосновать тезис, согласно которому в КНР сформировалась модернизированная система прав и обязанностей, эффективно сочетающая баланс прав личности, общества, народов и государства, имеющая как черты общечеловеческих ценностей, так и социалистических прав и свобод человека при высоком уровне гарантий, который может быть достигнут исключительно в социалистическом обществе. Также с конституционно-правовой точки зрения институт гражданства КНР является в целом прогрессивным, соответствующим принципам, отраженным в международно-правовых документах о гражданстве и правах человека, и в тоже время имеющий много общих черт с аналогичными институтами большинства развитых стран. Институт гражданства КНР в некоторых случаях является гуманным и демократичным, вместе с тем отвечая интересам обеспечения национальной безопасности и поддержки соотечественников, проживающих в других государствах.
Создание особых административных районов является не федерализаций или
конфедерализацией государства, а способом конституционного решения международно-правовой проблемы
постепенного вхождения государств и
подопечных территорий в состав государства.
Статус Сянгана и Аомэня позволяет их
сравнивать с «Белыми Доминионами» Британской империи первой половины
XX века, а передачу их под суверенитет
КНР с переуступкой доминионов. По своему
статусу особые административные районы Сянган и Аомэнь могут быть позиционированы
как временные особые подопечные территории
КНР, которые по истечении переходного
периода могут войти в состав государства
в качестве административно-
Несмотря на серьёзные изменения в экономической и политической жизни страны, Китайская Народная Республика относится к особому типу социалистических государств. Основными признаками таких стран являются народовластие, руководство со стороны коммунистической или социалистической партии, придерживающейся идеологии научного социализма, наличие в качестве основы экономической системы различные формы общенародной и коллективной собственности на средства производства, осуществление на этой базе планомерного роста экономики в интересах народа, наличие развивающейся системы социалистической демократии, равноправия всех наций и народностей и защита социалистических завоеваний от классовых врагов, широкий спектр гарантируемых прав человека и гражданина. При этом Китайская Народная Республика имеет свои существенные особенности, такие как наличие направляемой и регулируемой социалистической рыночной экономики, многообразие форм собственности, наличие установки на построение социалистического правового государства, и особое положение вооружённых
Государственный строй - это система общественного и государственного устройства, состоящая из следующих основных элементов: экономическая основа государства, важнейшими из характеристик которой являются отношения собственности и экономические уклады, структура публичной власти (система государственных органов), национально-государственное устройство, политическая и социальная структура общества и различных форм его организации, основы правового статуса личности и реальное состояние гражданских прав и свобод, включающая в себя систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом, а также способ её функционирования.
Поэлементный конституционно-правовой анализ с учётом выделенных составных частей государственного строя, как такового, позволяет создать целостную комплексную картину современного государственного строя страны КНР.
Несмотря на существенные изменения последних лет (1999 и 2004), мы пришли к выводу, что Конституция КНР принадлежит к переходной модели социалистической правовой семьи, основанной на полновластии представительных органов, а также значительной роли правящей коммунистической партии. В то же время она отражает высокие стандарты закрепления и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, но имеет свои особенности связанные с особой национальной спецификой построения социалистического правового государства и социалистической рыночной экономикой.
Теоретическими основами государственного строя Китайской Народной Республики является творчески развитое, применённое к условиям конкретной исторической обстановки и конкретного государства марксистско-ленинское учение о государстве и праве. Руководство КНР подчеркивает свое теоретическое новаторство в выполнении исторической миссии переосмысления социализма. Китайское руководство пытается разрешить эту задачу на путях интегрирования социалистических идеалов и целей и рыночных законов, своеобразной конвергенции опыта социализма и капитализма, рассматривая рынок не как экономическую систему, а как метод решения социально-экономических задач.
Информация о работе Становление и развитие Китайской народной республики