Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:20, курсовая работа
Сталинская платформа в основу ставила геополитический фактор: держать курс на ускоренную индустриализацию как открывающую путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства для обеспечения обороноспособности страны. Такая стратегия вела к свертыванию НЭПа, опоре на административные директивно-плановые рычаги в управлении экономикой, перекачке средств с сельского хозяйства, социальной сферы в пользу промышленности. Это было в основе сталинской теории о возможности полного построения социализма в одной стране, богатой всеми видами ресурсов.
Введение 3
Глава 1 Поражение последних сторонников НЭПа
в руководстве ВКП (б) 4
Глава 2 Строительство сталинского социализма 6
2. 1. Индустриализация 6
2. 2. Коллективизация 16
Глава 3 Сталинский тоталитаризм 23
Заключение 35
Список литературы
Коллективизация, названная Сталиным второй революцией после Октябрьской, имела негативные последствия, она разорила деревню, привела к снижению урожая до самого низкого после 1921 г. уровня, двукратному сокращению поголовья скота. Нэповский уровень сельского хозяйства был достигнут лишь в 50-х годах. Коллективизация была основной причиной массового голода 1932-1933 гг. Несмотря на засуху и низкий урожай, объем заготовок почти не уменьшился, государство отбирало зерно у колхозов и совхозов подчистую, снабжая города и отправляя на экспорт, приобретя оборудование для индустриализации. Чтобы не умереть, крестьяне вынуждены были таскать колоски с колхозных полей и зерно из хранилищ. 7 августа 1932 г. появился закон, разработанный лично Сталиным и названный в народе «законом о пяти колосках». Любое хищение колхозной собственности каралось расстрелом либо, при смягчающих обстоятельствах, 10-летним теремным заключением с конфискацией имущества. По этому закону за 1932-1939 гг. было осуждено 182 тыс. человек.
Голодный мор косил миллионы жизней на Украине, Южном Урале, Северном Кавказе, в Казахстане, Среднем и Нижнем Поволжье, а власти не только не организовывали помощь голодающим, но даже запрещали писать об этом. Поэтому помощь из-за рубежа также не поступала. Запрет упоминать о голоде Советской власти нужен был, во-первых, чтобы сломить сопротивление крестьянства, во-вторых, чтобы создавать за рубежом и внутри страны миф о передовом строе, о счастливой жизни колхозной деревни. Газеты писали о сталинском лозунге «сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными», а войска в то время блокировали голодающие районы, чтобы крестьяне не проникли в города, разрушив сталинский миф. Беззащитные люди были обречены на смерть. В 1932-1933 гг. за границу было отправлено 18 млн. центнеров зерна, а голодом было охвачено 25-30 млн. человек. Умерло от голода, по одним данным 4-5 млн., по другим - 7 млн. человек.
В
условия жесточайших
В этих условиях государство приступило ко второму этапу реформ. В январе 1933 г. на Пленуме ЦК, посвященном итогам первой пятилетки, Сталин признал необходимым дополнить производственную смычку между городом и деревней товарной через торговлю, «чтобы связь между городом и деревней стала прочной и неразрывной». 19 января 1933 г. принимается новый закон СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об обязательных поставках зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами». Согласно закону от 19 января 1934 г., закупки зерна у колхозников должны боли проводиться на основе полной добровольности, по ценам на 20–25% выше заготовительных. Однако на деле эти законы подверглись серьезной деформации.
31 августа 1934 г. Сталин вместе с Молотовым подписывает директиву руководителям республик, краев и областей об изменении порядка проведения закупок, согласно которой колхозы, выполнившие планы хлебопоставок и натуроплаты, должны были до распределения доходов по трудодням создать фонды для выполнения плана закупок. Таким образом, закупки, вопреки законам от 19 января 1933 г. И 19 января 1934 г., превращались в обязательные планы сдачи дополнительной продукции, которые местные руководители, несмотря на протесты многих колхозников, обязаны были реализовать.
Коллективные
формы в сельском хозяйстве были
нужны руководству правящего
режима для исключительно
Созданные колхозы, хотя и объявлялись кооперативными хозяйствами, но не отвечали статусу кооперативов: они не были добровольными объединениями крестьян, в них не обеспечивалось демократическое участие колхозников во внутренней и хозяйственной жизни колхозов, в решении важнейших производственных вопросов. Колхозники были отчуждены от земли, от произведенной ими продукции. Собственность оставалась государственной, поэтому крестьяне относились к ней как к ничейной. Колхозы были типичными государственными хозяйствами, всецело находились в его распоряжении. Колхозные крестьяне по собственному усмотрению ни дня не могли работать на себя, не имели лошади для подвоза дров и кормов. Крестьяне были прикреплены к колхозам и не имели права переехать из села. Насильственная коллективизация вместе с паспортизацией 1932 г. означала второе издание крепостничества в России.
Главной организационной формой должна была стать сельхозартель, где обобществлялись основные средства производства (земля, инвентарь, рабочий скот) при одновременном сохранении в частной собственности крестьян мелкого инвентаря, мелкого скота, молочных коров.
Устав сельскохозяйственной артели – основной закон колхозной жизни, принятый 2-м Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утверждённый СНК СССР и ПК партии 17 февраля 1935 г.
В Уставе содержатся положения, охватывающие все стороны колхозной жизни. Устав содержит 8 разделов.
В разделе «Цели и задачи» зафиксирован один из коренных марксистско-ленинских принципов колхозного строительства – принцип добровольности объединения в коллективные хозяйства, и указывается, что колхозный путь, путь социализма – есть единственно правильный путь для трудящихся крестьян.
В разделе «О земле» предусматривается обобществление земельных наделов, принадлежащих лицам, вступающим в сельскохозяйственную артель, и устанавливается принцип единства земельного массива артели. Земля предоставляется артели на праве бессрочного, т. е. вечного, пользования с выдачей каждой артели государственного акта на вечное и бесплатное пользование.
В разделе «О средствах производства» Устав точно устанавливает, что подлежит обобществлению вступающими в колхоз и что не обобществляется. Установлено количество скота, которое каждый колхозный двор может иметь на праве личной собственности, в зависимости от экономических районов.
В разделе «Деятельность артели и её правления» артели вменяется в обязанность вести своё хозяйство по плану и точно соблюдать установленные правительством планы сельскохозяйственного производства и выполнять обязательства артели перед государством. Устав подробно определяет обязанности правления и всех членов артели.
В
разделе «О членстве» Устав
В
разделе «Средства артели»
Раздел «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливает, что все работы в хозяйстве артели производятся личным трудом её членов, согласно правилам внутреннего распорядка, принятым общим собранием колхозников. В том же разделе определены обязанности членов артели: строго беречь колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям Устава, и т. д. Уставом предусматриваются меры взыскания, налагаемые на нарушителей уставной дисциплины. Особое внимание уделяется защите и охране социалистической собственности.
В разделе «Управление делами артели» установлено, что делами артели управляет общее собрание артели, являющееся высшим органом управления артели, а в промежутки между собраниями – правление артели, избранное общим-собранием колхозников.
Уставы каждой отдельной артели вырабатываются и принимаются общими собраниями колхозников, с последующей их регистрацией, в райисполкоме. Основные положения Устава законодательно закреплены в Конституции СССР. Устав знаменует собой завершение целого исторического этапа борьбы Коммунистической партии за социалистическое переустройство сельского хозяйства. Огромная роль Устава сельскохозяйственной артели состоит в том, что он содействовал окончательному укреплению колхозного строя в деревне. Партия и Правительство решительно пресекают всякие нарушения Устава сельскохозяйственной артели (пост. ЦК партии и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания»).
В результате принудительной коллективизации государство утвердило свою собственность не только на землю, но и на производимую на ней продукцию. Оно получило, благодаря коллективизации, дармовой хлеб. Была повышена товарность хлеба, им стабильно обеспечивались города и армия. Коллективизация стала также фактором форсированной индустриализации страны: она вытеснила 18-20 миллионов человек из деревни, превратив их в дешевую рабочую силу в городах, она позволила отнимать у крестьян хлеб, свободно распоряжаться им, вывозить за рубеж, за вырученную валюту закупать станки, оборудование, технологию. Именно на крестьянство легла основная тяжесть индустриализации, как в материальном обеспечении ее, так и в массовом участии на стройках индустрии.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что социально-политический смысл спешно и насильственно проведенной коллективизации стоял в стремлении партийно-государственной бюрократии уничтожить экономическую самостоятельность крестьянства и полностью подчинить государству под видом решения зерновой проблемы. Лозунг «Земля – тем, кто ее обрабатывает» лишился своего первоначального содержания, земля перешла в руки государства, в лице бюрократического аппарата.
Необходимо подчеркнуть, что создание колхозного строя, этого «оригинального изобретения» Сталина, вовсе не преследовало целей развития самой советской деревни. Создание колхозов преследовало сугубо прагматические цели и решало две взаимосвязанные проблемы: ликвидация единоличного крестьянства как класса мелких собственников, и превращение его в разновидность коллективного индустриального работника на земле, находившегося практически в полном распоряжении государства (колхоз, как форма кооперации, в сущности, был фикцией). С появлением колхозной системы государство получало возможность неограниченного выкачивания из деревни ее ресурсов и материальных и человеческих.
Главной целью «большого скачка» было создание мощной индустрии, которой уделялось особое внимание.
Поэтому в промышленности
1) темпы роста промышленности, хоть и оказались ниже установленных, все же были в 2 раза выше, чем за 13 предвоенных лет; 2) по объему промышленного производства СССР вышел на 2-ое место в мире (после США); 3) создана мощная тяжёлая промышленность с высоким военным потенциалом (ВПК); 4) возникли новые отрасти (авиационная, автомобильная и др.); 5) увеличение квалифицированных кадров.
Для сельского хозяйства итоги были не такими оптимистичными:
1) прежде всего, коллективизация и раскулачивание привели к уничтожению наиболее грамотных, предприимчивых и хозяйственных крестьян, колхозное же движение привело к началу вырождения крестьянства; 2) сопротивление крестьянства привело к массовому забою скота (например, поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 гг. на 26,6 млн. голов (т.е. на 45%), и для его восстановления потребовался 31 год); 3) колхозы и совхозы начали получать первую сельскохозяйственную технику (тракторы и комбайны), что позволило увеличить производительность труда, но урожайность всё равно оставалась ниже нэповских времён, и достигалась лишь за счёт увеличения посевных площадей.
Для населения итоги «большого скачка» воплотились в отмене в 1935 году продуктовых карточек, а в 1936 году — карточек на промышленные товары.
Сталинский тоталитаризм
К
середине 30-х годов в стране в
целом сложилась система