Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:30, курс лекций

Описание работы

Предмет и периодизация История средних веков охватывает более, чем тысячелетний период – 13 веков. Термин «medium aevum» (медиум эвум) – «средний век», отсюда медиевистика, условно определяет период с 5 по 17 века и принят всемирной историографией. Возник он в XV – XVI веках в среде итальянских гуманистов, которые делили историю на 3 периода: древнюю, среднюю и новую. Это формальное деление сохранилось, хотя в разное время и учёными разных направлений вкладывалась различное содержание в это понятие.

Содержание работы

1. Предмет и периодизация.

2. Основные черты феодального строя. Проблема генезиса феодализма. Типология феодализма.

3. Источники по истории средних веков V—XV вв.

Файлы: 1 файл

Конспекты лекций по истории Средних веков.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

      2. Норвегия в конце XII—XIII в. Укрепление королевской власти в Норвегии в XIII в. произошло при короле Магнусе Законодателе. В 1274 г. он издал первый общенорвежский свод права, заменивший областные судебники, записанные в конце XII - начале XIII в. Во главе местного управления стояли ленники короля. Крестьяне были отстранены от участия в политической жизни. Церковным и светским землевладельцам тем не менее не удалось полностью лишить норвежских бондов остатков личной свободы. Норвегии не сложились такие институты, как сеньория, система вассалитета и феодальной иерархии, иммунитет и вотчинный суд. При ограниченности пригодных для пахоты земель и преобладании поселений хуторами барщина не получила развития, домениальное хозяйство имело скромные размеры. Преобладала рента продуктами. Повинности крестьяне несли главным образом в пользу государства. Феодализм в Норвегии был развит слабее, чем в других Скандинавских странах.

      3. Развитие феодализма в Швеции. В ходе борьбы за укрепление королевской власти и начавшегося в XII в. завоевания Финляндии складывалось служилое сословие. Местная знать пыталась сохранить обособленность областей и выборную королевскую власть, но потерпела поражение. В процессе этой борьбы укрепилось положение ярла - правителя королевства и начальника ополчения. Ярл Бйргер возглавил крестовый поход против Финляндии (1249 1250) и подчинил ее западные области. При поддержке церкви он возвел на престол своего сына и основал новую династия (1250). Укрепление королевской власти и в Швеции сопровождалось введением постоянных налогов и ухудшением  положения бондов. Во второй половине XIII в. шведские феодалы - (т е. «освобожденные» от публичных повинностей и поборов) окончательно превратились в господствующее сословие. Они несли конную рыцарскую службу и освобождались от уплаты налогов, доммунитетные привилегии получило и высшее духовенство. Попытка шведских феодалов вторгнуться на Русь и захватить устье Левы закончилась их разгромом (Невская битва 1240 г.).

      4. Развитие феодализма в Дании. В течение XII века в Дании также развернулась междоусобная борьба, но король Вальдемар I (1157—1182), устранив соперников, усилил свою власть союзом с церковью. Влияние церкви на государственные дела в Дании было очень велико. Духовенство получило иммунитетные привилегии от короля и во многом способствовало торжеству феодальных отношений. Дания в большей мере, чем другие Скандинавские страны, испытывала влияние развитых феодальных стран Западной Европы.

      Со  второй половины XII в. в Дании создается рыцарское войско из средних и мелких феодальных землевладельцев, освобождаемых за военную службу от уплаты налогов. Служилое привилегированное сословие превращалось в главную опору королевской власти, а бонды - в класс, который должен был своим трудом содержать это сословие. Введение тяжелой поземельной подати, взимаемой с каждого плуга, вызвало в 1250 г. крестьянское восстание против короля Эрика IV, прозванного «Плужный грош».

      Процесс феодализации общества нашел отражение  в первых записях датского права, относящихся к началу XIII в., и в поземельной описи Дании, составленной при Вальдемаре II.

      5. Политическая борьба в конце XIII и XIV в. Проводимая королевской властью политика централизации не имела прочных успехов. Крупные феодалы выступали против короля и навязывали ему свою волю. Внутренняя борьба переплеталась с конфликтами между Скандинавскими странами, ибо и короли, и их вассалы искали поддержки за рубежом.

      Чрезвычайно напряженной была борьба в Дании. В 1282 г. королю Эрику Клиппингу пришлось подписать хартию, которой он обязывался ежегодно созывать данехоф — общий совет государства, состоявший из магнатов, — и соблюдать права и вольности феодалов. Попытка Эрика нарушить эту датскую «хартию вольностей» закончилась его убийством, после которого начался длительный конфликт крупных феодалов с королевской властью. В 1320 г. королевская власть в Дании окончательно капитулировала перед знатью, установившей контроль над государственным управлением. Король не имел права без ее согласия объявлять войну и взимать налоги. За феодалами была признана судебная власть над крестьянами. В Швеции в 1284 г. также стал созываться совет из светски: феодалов и епископов — риксрода. Это усилило феодальную знать В 1319 г. мятежные феодалы изгнали из Швеции короля и возрели на престол малолетнего норвежского короля Магнуса Эрикссона. Ко времени его правления относятся первые общешведские своды законов, заменившие записи обычного права. Персональная уния Швеции и Норвегии (1319—1363) существовала лишь до тех пор, пока она была выгодна шведской знати. Попытки Магнуса ограничить финансовые привилегии аристократии и церкви вызвали оппозицию крупных феодалов. Низложив Магнуса, шведские феодалы избрали королем немецкого герцога Альбрехта Мекленбургского, который должен был дать обязательство править с согласия риксрода. Немецкое влияние еще более усилилось.

      Реальная  власть во всех трех Скандинавских  государствах в XIV в. находилась в руках крупных феодалов, причем многие из них имели владения не только в своей стране, но и в других Скандинавских странах. Их фискальные привилегии расширялись, быстро увеличивалось число крестьян, попавших в зависимость.

      6. Кальмарская уния. Датские и шведские владения находились под угрозой отторжения их северогерманскими князьями. Несмотря на конфликты, неоднократно вспыхивавшие между Скандинавскими государствами, перед лицом опасности, грозившей со стороны немецких князей и Ганзы, феодалы Дании, Швеции и Норвегии стремились к объединению. Этническая общность, сходство экономического и культурного развития облегчали политическое объединения этих стран, получивший форму династической унии. В июне 1397 г. на собрании представителей трех королевств в шведском городе Кальмаре внучатый племянник Маргариты Эрик Померанский был провозглашен королем Дании, Швеции и Норвегии. Одновременно был выработан акт о вечной унии трех государств. Во главе их впредь должен был стоять один король. Государства должны были оказывать друг другу помощь в случае войны, но в каждом из них сохранялись свои законы. Уния не была, однако, передана на утверждение государственных советов и носила личный характер.

      Фактически  уния не уравнивала все три государства. Наиболее экономически развитой страной была Дания с населением, примерно равным населению Швеции и Норвегии. Она и извлекла наибольшие выгоды из унии. В наименее выгодном положении оказалась Норвегия, переживавшая глубокий упадок. Противоречия между вошедшими в унию королевствами не были преодолены. Кальмарская уния способствовала, таким образом, усилению крупных феодалов. Но на первых порах она укрепила королевскую власть. Во владении короны были сконцентрированы значительные земли. Королю Эрику удалось ограничить привилегии немецких купцов.

      Во второй половине XV в. началась борьба за и против Кальмарской унии в Швеции и Норвегии. Слабое норвежское дворянство было неспособно возглавить освободительное движение против унии. Норвегия потеряла в этот период Оркнейские и Шетландские острова, перешедшие под власть королей Шотландии. В Исландии, где феодализация почти вовсе не развивалась, в конце XIV в. установилось господство датчан, сменившее власть норвежского короля. В Швеции борьба за разрыв унии была вместе с тем борьбой различных социальных сил между собой. Часть дворянства и высшего духовенства искала помощи в Дании. Обладание землями в обоих государствах делало многих дворян приверженцами унии. Против унии выступала другая часть дворянства, нашедшая поддержку у бюргерства Лекция 15.

      Страны  Пиренейского полуострова  в XI—XV вв.

      План.

      1. Реконкиста XI — XIII вв.

      2. Социально - экономические особенности полуострова.

      3. Политическая организация.

      4. Испания и Португалия в XIV—XV вв.

      5. Церковь и ереси.

      1. Реконкиста XI — XIII вв.

      Период  с середины XI до середины XIII в был временем решающих успехов Реконкисты. Раздробленные мавританские владения явились сравнительно легкой добычей; христианских государей. Так, в 1085 г, кастильцы взяли Толедо - крупнейший город Центральной Испании, бывшую столицу вестготов. В начале  XII в. арагонцы овладели Уэской и в 1147 г. при поддержке участников Второго крестового похода был взят Лиссабон. В руки христиан к концу XII в. попала большая часть территории полуострова. Тем не менее продвижение их на юг было неизмеримо более меньшим, чем арабское завоевание Испании в VIII в. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, объединение Леона и Кастилии было не прочным - сколько раз королевство подвергалось разделу между сыновьями умершего монарха. В качестве союзников в междоусобицах государства севера полуострова нередко привлекали мусульманских правителей, что, конечно, также замедляло Реконкисту.

      Во - вторых, другим фактором, сдерживавшим продвижение Кастилии и Арагона на юг, было вмешательство вождей берберских государств Африки. Эмиры неохотно прибегали к их помощи, опасались попасть от них в зависимость, однако в критических ситуациях берберы наносили тяжелые удары христианским государям. Так, их победы над кастильцами в 1086 г. при Салаке и в 1195 г. при Аларкосе на несколько десятилетий отсрочили решающие успехи Реконкисты. С другой стороны, христианские королевства вели борьбу преимущественно своими силами, помощь извне (Франция, крестоносцы, Генуя, Пиза) оказывалась лишь эпизодически.

      Важнейшим обстоятельством, определявшим темпы  Реконкисты, была объективная возможность подчинения и колонизации земель. Далеко не всегда имелись средства для строительства крепостей на южных границах содержания гарнизонов в городах, где нередкими были восстания мусульманского населения. При дефиците людских ресурсов приобретение земель, которые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захватам. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завоевание отдельных мавританских государств, а превращение их правителей в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону огромные суммы, составлявшие основу государственного бюджета этих королевств.

      В силу названных обстоятельств Реконкиста в XI - XIII вв. осуществлялась не постепенно и плавно, а как бы скачками. Ее главные победы пришлись на первую половину XIII в.

      2. Социально - экономические особенности полуострова. Города. В рассматриваемый период в странах Пиренейского полуострова, особенно после отвоевания богатых южных территорий в середине XIII в., наблюдался прогресс во всех сферах производства. В сельском хозяйстве возросла роль земледелия. Функционировали созданные маврами ирригационные системы, получили широкое распространение виноградарство, выращивание олив, шелковицы. Преобладающей системой выращивания злаковых оставалась двухполье. С завоеванием обширных плоскогорий Центральной Испании (Новая Кастилия и Арагонская Месета) открылись широкие возможности для перегонного скотоводства. В Связи с развитием как в Испании, так и в других странах Западной Европы сукноделия особенно выгодным занятием становится овцеводство. Овцеводством занимались не только крестьяне. Крупные стада скота имели светские феодалы, церковь, города. Для нормирования пользования пастбищами, перегона стад, защиты своих интересов в XII - XIII вв. образуются союзы собственников скота - месты. В Кастилии в 1273 г. месты были объединены в общегосударственный «Почетный совет Месты». Специализация сельскохозяйственного производства в различных районах полуострова создала условия для роста внутренней торговли. Как и везде в Западной Европе, XI—XIII века в Испании и Португалии были временем становления и развития городов как центров ремесла и торговли. На Пиренейском полуострове этот процесс имел существенные особенности, связанные с Реконкистой. Значительная часть городов здесь была мавританского происхождения. Значительно более скромными были города, появившиеся в ходе Реконкисты. Как правило, они возникали на базе административных центров и особенно крепостей, строившихся в зоне военных действий.

      Сословные границы господствующего класса Леоно-Кастильского королевства были размытыми и, особенно до середины XIII в., открытыми: верхушка свободного крестьянства и зажиточные горожане довольно легко могли превратиться в кабальерос. К XIII в. постепенно складывается различие между кабальерос и инфансонами - представителями потомственных служилых феодалов. Теперь источники часто именуют тех и других «идалъгос» (от испанского - «сын значительного человека»). Идальгос, как правило, не были богаты; довольно скудные доходы, получаемые от рент, дополнялись военной добычей и выручкой от продажи скота и шерсти. Высшая знать королевства - рикосомбрес (букв, «богатые, могущественные люди») - имела обширные земельные владения, значительные денежные доходы (в том числе и в виде выплат из казны), пользовалась большим влиянием на государственные дела. Ядро этого слоя составляли 20 - 30 феодальных родов, которые постоянно боролись друг с другом за влияние в стране, нередко поднимали мятежи против королевской власти. В Леоно-Кастильском королевстве слой рикос-омбрес пополнялся за счет наиболее богатых или выделившихся на королевской службе идальгос; наоборот, отдельные обедневшие знатные роды постепенно растворялись среди массы мелких и средних феодалов. Особую группу внутри господствующего класса составляли члены духовно-рыцарских орденов (Сантьяго, Алькантара, Калатрава и др.), которые сложились во второй половине XII в. по образцу орденов крестоносцев. В ордена вступали как клирики, так и светские феодалы — рикос-омбрес и идальгос, отдавая организации полностью или частично свое имущество. Оставаясь мирянами, рыцари орденов принимали на себя некоторые обеты, главным из которых была непримиримая борьба с мусульманами. Ордена располагали значительными вооруженными силами, активно участвовали как в Реконкисте, так и в междоусобицах, имели огромные земельные владения, замки, неисчислимые стада скота. В XIII - XV вв. отношения с орденами выросли в серьезную проблему для королевской власти.

      3. Политическая организация. Реконкиста оказала существенное влияние на политическую организацию пиренейских стран. Внешняя опасность, а позже необходимость консолидации господствующего класса для осуществления совместных завоеваний препятствовали развитию феодальной раздробленности. С XI в. в Леоно-Кастильском королевстве монархия окончательно приобретает наследственный характер. В борьбе с мятежными феодалами короли могли использовать финансовые ресурсы вассальных мусульманских территорий, военные формирования городов, помощь многочисленных кабальеров и идальго. Однако полномочия королевских должностных лиц на территории государства все же существенно ограничивались привилегиями крупных светских сеньоров, церкви и орденов, с одной стороны, и правами сельских и особенно городских общин - с другой. В результате этого сопротивления введение в действие общегосударственных законов в Леоно-Кастильском королевстве началось лишь в середине XIV в., причем они не столько заменили, сколько дополнили уже существовавшее обычное право.

Информация о работе Средние века