Современная отечественная система образования в условиях перехода на Болонскую систему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2010 в 18:43, Не определен

Описание работы

Цель моей контрольной работы – отразить современную отечественную систему образования в условиях перехода на Болонскую систему.
Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач:
- отразить основные черты проблемы ценности российского высшего образования;
- раскрыть особенности Болонского процесса через призму российского образования;
- выявить основные черты перестройки российской системы образования.

Файлы: 1 файл

Болонская система.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

2. Важной  вехой Болонского процесса является  внедрение учета объема знаний  в специальных единицах, называемых  кредитами. Смысл европейской  кредитно-трансферной системы (ECTS) легко пояснить на конкретном примере. Если студент прослушал и успешно сдал курс математического анализа в одном университете, то в случае перехода в другой ему не надо слушать и сдавать курс заново: на новом месте учебы ему зачтут заработанные кредиты. И даже если в новом вузе соответствующий курс в выбранной специальности будет называться уже не «математический анализ», а как-то иначе, его не нужно будет пересдавать. Таким образом, система кредитов — инструмент унификации требований к обучению в разных университетах, позволяющий студенту без труда перемещаться из одного вуза в другой, из одного государства в другое.

Поскольку учебные кредиты сохраняются  пожизненно, то, скажем, инженеру, решившему  переквалифицироваться в экономисты, не надо будет терять время на вторичное «прохождение» того же математического анализа. Кроме того, если тот же инженер захочет изучить новые для себя аспекты профессии, записавшись на специальные курсы при вузе, то его общий образовательный зачет пополнится кредитами последипломного образования, и это даст ему дополнительные преимущества на рынке труда. Система кредитов обеспечивает не только мобильность, но и накопительную систему образования в течение жизни.

3. Введение  приложения к диплому о высшем  профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diplomasupplement) – адаптация нашего приложения к диплому к той форме, которая признается в Европе.

4. Решение  проблемы качества образования  и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования – разработка системы качества, как на государственном уровне, так и на уровне вуза.

5. Содействие  развитию академической мобильности  студентов и преподавателей вузов.6

В связи  с переходом высшего образования  в России на новый уровень – с введением двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр и магистр) – в специализированной прессе появилось множество статей, посвященных этому событию. В большинстве своем эти статьи описывают положительные аспекты подписания Болонской конвенции. Такое одностороннее освещение проблемы объясняется давним стремлением России (с 1987 г.) к интеграции в систему международных отношений (вспомним хотя бы многочисленные попытки вступления в ВТО). На сегодняшний день эти попытки продолжаются посредством подстройки системы образования под общемировые стандарты.

Действительно, реформа образования содержит много  положительных моментов, таких, как:

1. удовлетворение  потребности общества в формировании  элиты (слоя лучших по профессии,  новаторов) с помощью введения магистерского образования, нацеленного на овладение конкретных профессий с углубленной подготовкой;

2. гармоничное  сближение процессов обучения  и работы, повышение мобильности,  гибких подходов к определению  продолжительности времени обучения и его оптимального соотношения с рабочим временем, к выбору форм обучения и занятости (возможное возвращение выпускников бакалаврского цикла через 2-3 года на магистерский цикл);

3. возможность  корректировки направленности последующей  ступени образования в соответствии с изменяющимися с течением времени потребностями общества;

4. дифференциация  методик обучения по ступеням (бакалавр, магистр);

5. возможность  прервать обучение на ступени  бакалавриата с квалификацией  специалиста;

6. возможность  поэтапной селекции обучающихся и элитарная подготовка молодых людей на последующей ступени обучения;

7. градация  вузов по их потенциалу –  одни могут и должны готовить  бакалавров, т.е. дипломников стандартного  уровня по массовым профессиям, другие ориентируются преимущественно на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки;

8. развитие  междисциплинарности – появление  у студентов возможности комбинирования  знаний из различных отраслей;

9. упорядочение  структуры подготовки кадров;

10. прирост квалификации профессорско-преподавательского состава (участие в обучении по магистерским программа требует значительно более высокого уровня профессиональной подготовки от самих преподавателей);

11. расширение  кругозора и сферы компетенции  специалистов;

12. узнаваемость  дипломов и степеней при их  международном сопоставлении;

13. распространение  функции воспитания и социализации  на институт высшей школы.7

Но существует и противоположная точка зрения. МГУ им. Ломоносова противостоит идее перехода российского образования на новую модель, объясняя это несвоевременностью данного нововведения и неподготовленностью России к реформе. Эту точку зрения поддерживают также преподаватели других вузов страны. По их мнению, Болонский процесс вводится, по крайней мере, на десять лет раньше того момента, когда он сможет принести пользу.

Главным отрицательным моментом Болонской  концепции реформ является то, что  основополагающий принцип российской системы высшего образования  – фундаментальность знаний –  может быть утрачен. Положения Болонской конвенции направлены на искоренение традиции узкопрофильной подготовки специалистов.

По мнению Ю. М. Перегудовой можно выделить следующие проблемы вхождения России в Болонский процесс:8

1. Особенности  функционирования многоступенчатой системы в европейских странах и России. Многоступенчатая система высшего образования в рамках Болонского процесса состоит в следующем. Первая ступень ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень, после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчивается квалификацией, соответствующей нашему кандидату наук.

2. Влияние  международного сотрудничества  российских университетов на  модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой.

3. Опыт  взаимного признания профессиональной  квалификации и академической  мобильности в российских и  европейских университетах, особенности  образовательных стандартов и системы зачетных единиц. Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам. При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения необходимо учитывать положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах.

4. Академическая  мобильность, как одно из важнейших  условий реализации прав личности  на качественное образование.  Академическая мобильность открывает  новые возможности не только  для студентов, получающих доступ  к программам ведущих европейских вузов, преподавателей и научных кадров, на проведение исследований, преподавание и стажировку, но и также важное значение для формирования европейского рынка труда. Большим шагом в данном направлении является реализация программ взаимообмена и стажировок.

Из выше сказанного видятся следующие проблемы развития российского высшего образования  в условиях Болонского процесса:

1. Ломка  традиций, одним из аспектов которого  является фундаментальность образования.  Предполагается, что сокращение  срока обучения с введением степени бакалавра, не позволит дать фундаментального российского образования, но это не совсем верно. Ведь качество образования прежде всего зависит от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение.

2. Еще  одна проблема: невостребованность  на рынке труда бакалавров. Работодатели  зачастую не воспринимают такую  квалификацию, и бакалавру приходится  работать там, где его диплом  признается, либо доучиваться до  специалиста или магистра. Для того, чтобы документ о высшем образовании признавался, в приложении к диплому необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя.

3. Использование  системы кредитов учета объема  учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса. Сейчас трудоемкость освоения каждой дисциплины указывается в академических часах, но предполагается перевод временных интервалов в условные единицы – «кредиты». Каждый год обучения в очном режиме (около 40 недель, включая время сессий, не менее чем по 40 астрономических часов каждая) составляет 60 зачетных единиц («кредитов»). За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. Предполагается, что их освоение соответствует примерно 27 астрономическим часам общей трудоемкости, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых испытаний, а также другие виды учебной работы. То есть в учебном плане для студентов часы заменяются кредитами по установленному соотношению.

Расчет  нагрузки преподавателей при кредитной  системе происходит несколько иначе, чем у студентов. Необходимо введение модифицированной схемы расчета  педагогической нагрузки преподавателей и штатов профессорско-преподавательского состава. Объемы в рабочем плане преподавателей аудиторной и внеаудиторной нагрузки не могут быть равными.

4. Одной  из видимых перспектив является  смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется  в российских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов. Создание института консультантов по академическим проблемам, осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана является одной из проблем.

5. Также  важной проблемой является обеспечение  и контроль качества, как на  уровне страны, так и каждого  вуза. Что касается обеспечения  и контроля качества в каждом  учебном заведении, то в этом процессе должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в том числе и работодатели.

Таким образом, это явление имеет как положительные, так отрицательные стороны.  

3. Перестройка российской  системы образования

     Как уже было сказано, основная цель Болонского процесса – установить к 2010 году единое Европейское пространство высшего образования.

     Основой реформирования является двухуровневая система высшего образования «бакалавриат — магистратура», которая веками практиковалась в Западной Европе. Для унификации оценок школьных знаний и возможностей поступления в ВУЗЫ вводится единая оценка школьных знаний по шкале ЕГЭ (Единый государственный экзамен).

     Президентом Российской Федерации документы  Болонского процесса были подписаны  в ноябре 2003 г., но принципиальное соглашение было достигнуто несколько раньше, на конференции министров высшего образования в Берлине (сентябрь 2003 г.). Есть мнение, что все решения якобы тайно принимали “тяжеловесы” Евросоюза — Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия. Каждая из упомянутых держав подписывала документы с многочисленными оговорками, стремясь вписать в процесс собственные традиции с возможно меньшими потерями. Именно поэтому требования болонских соглашений получились такими, что каждая национальная система образования может оставить за собой право не ломать свою систему образования, а лишь принять общие правила. Вне Болонской системы остаётся большинство платных элитных вузов ЕС.  

     В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена об этом на заседании Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик того заседания, министр образования В. Филиппов, выразил общественности свою радость по поводу того, что Россию хоть в чём-то могут «пустить в Европу» — позволили подписать Болонскую декларацию. Однако, во исполнение этой “благой” цели, России следует срочно перестроить систему образования, чтобы к 2010 г. войти в европейское образовательное сообщество. Тогда основные планы реформаторов, в изложении Филиппова, выглядели следующим образом:

    1.   Для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение (т.е. по направлениям — гуманитарному, физико-математическому и т.д.), а в 9-х классах — предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.). В старшей школе предполагается около 10 «профилей»-направлений; в каждом из них около 30% учебного времени будет отводиться узкоспециальным курсам по выбору учащегося (т.н. элективные курсы). Содержание курсов должно быть подготовлено к сентябрю 2006 г.;

Информация о работе Современная отечественная система образования в условиях перехода на Болонскую систему