Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2016 в 20:38, реферат
Отречение Николая II от престола означало, что РПЦ оказалась не только разъединенной, но и обезглавленной. Церковь, не имела к началу революции патриарха и тесной связи центра с периферией. Временное правительство, придя к власти, дало разрешение на созыв Всероссийского Поместного Собора, который и открылся в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа 1917г. Уже на следующий день в храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Собора, председателем которого был избран митрополит Тихон.
Введение 3
Советская власть и церковь в 1920 – 1940-е годы. 5
Заключение 21
Список литературы и источников 24
Сложный процесс отмирания религии — это длительное преодоление ее в течение целой полосы культурного развития народных масс. Еще в труде «Что делать?» Ленин объяснял влияние буржуазной идеологии на массы тем, что она по происхождению своему гораздо старше, всесторонне разработана, обладает неизмеримо большими средствами распространения, чем пролетарская идеология. Старые традиции, привычки и верования, обладающие огромной консервативной силой, не могут исчезнуть сразу после свержения эксплуататорских классов. Ленин указывал, что трудящиеся от «мелкобуржуазных предрассудков избавляются не сразу, не чудом, не по велению божией матери, не по повелению лозунга, резолюции, декрета, а лишь в долгой и трудной массовой борьбе с массовыми мелкобуржуазными влияниями». Борьба с религиозными верованиями и обрядами, которые впитывались народными массами тысячелетиями и столетиями, даже после победы социалистической революции продолжается длительное время. Эта борьба осложняется тем, что, как отмечал Ленин в 1918 г. в письме к американским рабочим, убитый капитализм гниет, разлагается среди нас, заражая воздух миазмами, отравляя нашу жизнь. Выясняя многогранность диктатуры пролетариата, Ленин писал, что она есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.
В переходный период темпы освобождения крестьян от религии зависели от успехов социалистического строительства в ликвидации пережитков отсталых социально-экономических укладов, средневековья, патриархальщины и дикости. Каждый день борьбы за социализм помогал в перевоспитании старых поколений и воспитанию новых в духе атеизма, разрушал религиозные предрассудки «мужичка-лапотника», все еще надеявшегося в условиях единоличного сельского хозяйства на «авось-бога».
В резолюции XII съезда партии было указано, что Великая Октябрьская социалистическая революция расшатала религиозные предрассудки широких трудящихся масс, разоблачив контрреволюционную роль церковных организаций на службе капитала и помещичьего землевладения. Однако пока еще революционный процесс не преобразовал экономику миллионов крестьянских хозяйств, продолжающих существовать в тех же условиях тяжелой зависимости от природы, в каких они находились в течение веков, пока в городах частно-капиталистические производственные отношения продолжают сохраняться и даже развиваться в условиях новой экономической политики и пока наша школа и политико-просветительная работа еще не в состоянии обслужить трудящихся города и в особенности деревни, — до тех пор расшатанные и подорванные жизнью религиозные предрассудки будут еще долго сохранять под собой почву.
Великая Октябрьская революция отделила церковь от государства и школу от церкви. Но, не смотря на успех распространения атеизма, она не отделила и не могла отделить верующих от религии. Общественный строй, утвержденный Октябрьской революцией, открывал перспективу обновления всей духовной жизни общества. Первые годы существования молодого социалистического государства ознаменовались массовым отходом от церкви верующих, особенно крестьян. Отход от церкви был и массовым и бурным, сопровождавшийся разрушением церквей и эксцессами по отношению к священнослужителям. Это стихийное движение с трудом поддавалось упорядочиванию. В его водоворот оказались вовлеченными и многие атеисты, что отнюдь не способствовало осуществлению вдумчивой, терпеливой, несущей положительные знания пропаганды. Местные власти зачастую оказывались не на высоте положения, внося порой ненужное озлобление в массовое антицерковное движение, пренебрегая законностью, действуя по собственному усмотрению, которое нередко шло вразрез с директивами Советской власти, указаниями и предостережениями партии.
Между тем для большинства крестьянства отход от церкви не означал отхода от религии. Многие из тех, кто порвал с православной церковью, пополнили в тот период разные организации религиозного сектантства, которые преследовались при царизме.
Глубокие процессы происходили и в среде духовенства. Снятие рясы как символа служения антинародным интересам было частым явлением и не вызывало сомнений в искренности совершавших это. Верхи духовенства тем временем лелеяли надежды на поражение революции в ходе Гражданской войны и внесли свою лепту в борьбу с революцией. Переход к лояльности по отношению к Советской власти реакционной части духовенства произошел в 1923 году после известного раскаяния патриарха Тихона.
В течение первой половины и середины 20-х годов стихийная волна «безбожия» спала, уступив место деятельности организаций Союза безбожников. Однако набравшая силу инерция «выпячивания» религиозного вопроса как якобы одного из важнейших для судеб нового общества сказывалась и на деятельности Союза безбожников и других массовых организаций и преодолевалась с трудом. Следует с предельным пониманием отнестись к тому, что свобода совести была выстраданным правом на убеждения не только верующих, но и неверующих. И если люди свободной мысли, которым церковь и царизм зажимали рот, воспользовались этим правом, если в их выступлениях звучал «крик души», то было бы ошибкой расценивать эти выступления как гонения на религию.
В 1988г в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был Юбилейный год – год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. Только в 1988г было открыто более 1000 храмов. В 1990г в РПЦ насчитывалось 11 тысяч приходов, и закон о свободе совести возвратил Церкви право юридического лица.
1 Дмитрий Поспеловский. Русская православная
церковь в ХХ веке. – М.:
Республика, 1995. – с.37 // http://krotov.info/history/20/
2 Кара-Мурза. Советская цивилизация. Том
1. Советское государство и церковь. –
М.: Алгоритм, 2001. – с.57 // http://www.usinfo.ru/c2.files/
3 Шаханович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. – с.633.
4 Шаханович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. – с.636.
5 Шаханович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. – с.640-641.
6 Шаханович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. – с.645.
7 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. – Л.: Лениздат, 1987. – с.39.
8 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. – Л.: Лениздат, 1987. – с.45.
9 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. – Л.: Лениздат, 1987. – с.48.
10 Шаханович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И.Ленина. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. – с.646.
Информация о работе Советская власть и церковь в 1920 – 1940-е годы