Социально-экономическое развитие, антифеодальные выступления в белорусских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине XVII в. шляхетская Речь Посполитая, в том числе и входившая в ее состав Белоруссия, находилась в состоянии глубокого экономического упадка и политического кризиса. Отсталое, крайне низкое по техническому уровню земледелие, упадок городского ремесла, внутренней и внешней торговли привели к тому, что некогда плодородные земли зарастали, а города и села пустели. Экономическая деградация породила глубокое расстройство всей государственной системы управления. «Золотая шляхетская вольность», которая на деле была государственной анархией, с ее правом «либерум вето» парализовала деятельность государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Речь Посполитая в XVII – XVIII вв..docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее распространенных форм классовой борьбы в Белоруссии второй половины XVII—XVIII. вв. было бегство крестьян от господ. Белорусские крестьяне и горожане уходили в Польшу, Литву, Курляндию, большинство направлялось в пределы Русского государства. Некоторая часть крестьян переселялась в города.

Особенно широкие масштабы приняло бегство крестьян и горожан в пограничных с Россией районах — северо-восточной и южной частях Белоруссии. Уход крестьян часто сопровождался погромами имений феодалов, физической расправой над господской администрацией. Постановления сеймов не могли приостановить этот процесс. Основными причинами, которые заставляли белорусов уходить из родных мест, искать лучшей доли, были налоги, военные разорения, национально-религиозное угнетение.

Ожесточенная борьба белорусских крестьян и горожан против феодалов Речи Посполитой развернулась во второй половине XVII в. на землях Восточной и Юго-Восточной Белоруссии, которые были вновь захвачены польско-литовским войском в 1661—1663 гг. Народные массы Белоруссии бежали за границу, поднимали восстания.

Население Белоруссии решительно выступало против своего возвращения в состав Речи Посполитой.

После подписания мира (1686) между Россией и Польшей начался массовый уход населения Восточной Белоруссии в Россию. В 1686 и 1690 гг. здесь произошли вооруженные выступления. В сентябре 1690 г. пропойский староста В. Красинский, выражая настроение жителей, обратился к русскому правительству с просьбой принять Белоруссию «под высокую царскую руку». Однако русское правительство, не желая осложнять отношения с Речью Посполитой, не откликнулось на этот призыв.

В 60—80-е. годы не прекращались выступления крестьянства и городской бедноты Пинской и Туровской волостей, Брестского и Гродненского поветов.

В последней четверти XVII в. активизировались выступления народных масс Южной и Юго-Западной Белоруссии. Они разворачивались под непосредственным влиянием происходившего на территории Правобережной Украины освободительного движения во главе с С. Палием. В этой борьбе наряду с украинцами активно участвовали белорусские крестьяне и горожане. В конце 1676 — начале 1677 г. вспыхнули восстания в Речицком и Мозырском поветах, участники которых «чинили большие обиды» шляхетским имениям. Осенью 1691 г. повстанческие отряды появились в районе Быхова, Слуцка, Бреста. «Неповиновение и значительный бунт» произошли в 1692 г. в Ошмянском повете и около Могилева. В 1695 г. восстание вспыхнуло в Слуцком повете, а через год в Кричеве и его окрестностях.

Начало XVIII в. ознаменовалось новой волной антифеодальной и освободительной борьбы белорусского народа. В 1700 г. крестьяне пяти деревень Слонимского староства отказались от выполнения барщины и натуральных повинностей. Вдова гетмана Сапеги обратилась к королю с жалобой, в которой просила заставить крестьян выполнять повинности и платить подати. Однако король был не в силах привести крестьян к повиновению. Взбунтовавшиеся «противятся воле короля и, пренебрегая упомянутой его грамотой,— сообщал властям один из представителей местной администрации,— отказываются от повиновения господскому двору и не хотят ничего делать». Только через год выступление было подавлено войсками.

В 1701 г. крупные восстания, в которых участвовало до 40 тыс. человек, произошли в Оршанском повете, в частности в Дубровенском графстве и ближайших к нему местностях, в Веховском графстве, около Лоева и других местах. Восставшие громили имения феодалов, расправлялись с эксплуататорами. Шляхта, бросая имущество, в панике бежала в Польшу. Для борьбы с повстанцами было направлено регулярное литовское войско и местное шляхетское ополчение. В сражении под Дубровно в июле 1701 г. витебский каштелян  Поцей разгромил восставших. В этой битве погибло более 700 крестьян.

В первой половине XVIII в., как и в предыдущий период, борьба народных масс Белоруссии против социального угнетения тесно переплеталась с борьбой  против национально-религиозного гнета, насильственного окатоличивания и полонизации. Широкую известность получило восстание крестьян дер. Сидоровичи и мещан м.Дашковка Быховского графства весной 1740 г. Оно было вызвано попыткой князя М. Сапеги закрыть православные церкви и распространить унию в своих владениях. Восставшие избили униатских священников, а затем напали на княжескую администрацию и изгнали управляющего. Солдаты Быховского гарнизона, прибывшие в Дашковку, подавили выступление жителей, но когда каратели приблизились к дер. Сидоровичи, их встретили вооруженные крестьяне. Каратели обратились в паническое бегство. Только с прибытием новых военных сил восстание в Сидоровичах било подавлено.

Наиболее значительным было восстание в, Кричевском старостве (1740—1744). Причиной его явилась жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты со стороны местного арендатора и его администрации. Кричевское староство принадлежало магнату Иерониму Радзивиллу. Как и другие феодалы Белоруссии, Радзивилл не занимался управлением староства, а сдал его в аренду ростовщику Гдалию. Арендатор беспощадно эксплуатировал крестьян и городскую бедноту.

Крестьяне и горожане неоднократно жаловались Радзивиллу и просили освободить их от незаконных поборов, требовали отстранить арендатора от управления староством, однако владелец староства оставлял без ответов все эти просьбы и жалобы, так как арендатор обеспечивал ему большие доходы.

Весной 1740 г. в старостве началось вооруженное восстание. Основными участниками его были крепостные крестьяне и городская беднота. Во главе восставших встал Василий Матвеевич Ващило, войт дер. Селище. Ближайшими его помощниками были Иван Карпач, Степан Бачко, Василий Ветер, Иван Трус и др. Восставшие перебили ненавистных панов, откупщиков и арендаторов, уничтожили долговые обязательства и другие кабальные документы.

Местные власти не смогли подавить выступления. Восстание разрасталось и охватывало все большую территорию. Руководитель восстания Ващило объявил себя внуком Богдана Хмельницкого Это было сделано с тем,—чтобы показать, что восстание является продолжением освободительной войны середины XVII в. и имеет целью воссоединение Белоруссии с Россией.

В течение четырех лет восставшие держали в своих руках Кричевское староство. Королевские войска, посылаемые на подавление восстания, терпели поражения. Крестьянские руководители стремились расширить район восстания; для чего намечали поход на Могилев, Шклов и в Оршанский повет, а также на Борисов, Брест и Вильно.

Цели и задачи, выдвигаемые восставшими, их попытки перенести пламя освободительной войны не только в центральные и западные районы Белоруссии, но и на территорию Литвы и Польши вызвали беспокойство феодалов.

В январе 1744г. восстание было жестоко подавлено. Ващиле удалось бежать на Украину, а его помощники попали в плен и были казнены. Несмотря на поражение, Кричевское восстание оказало огромное влияние на последующие события: оно ускорило претворение в жизнь стремления белорусского народа к воссоединению с русским народом в едином государстве.

В середине и второй половине XVIII в. в связи с дальнейшим усилением феодально-крепостнического гнета и национально-религиозного угнетения, а также под влиянием широкого крестьянско-казацкого движения на Правобережной Украине классовая борьба в Белоруссии еще более обострилась. В 40-х годах XVIII в. произошли выступления крестьян и городской бедноты в Гомельском и Чечерском староствах, Глусском графстве, в имении Драчково (Минское воеводство), Слуцке и других местах.

Весной 1750 г. на Украине вспыхнуло крестьянско-гайдамацкое восстание, охватившее Киевщину, Браславщину и другие районы. Это движение быстро распространилось на юг и юго-запад Белоруссии. Гайдамацкие отряды, прибывшие из Украины и состоявшие преимущественно из беглых белорусских крестьян и горожан, быстро пополнялись за счет местного населения и, рассеявшись по бассейну Припяти, громили имения магнатов и шляхты. Уже к осени 1750 г. восстанием были охвачены Речицкий, Мозырский, Пинский и другие поветы.

Опасаясь, что восстание перебросится на территорию России, русское правительство выступило в защиту интересов феодалов Речи Посполитой. К концу 1750 г. русские и польские войска погасили основные очаги восстания на Правобережной Украине, были рассеяны наиболее крупные, повстанческие отряды и на юге Белоруссии.

Упорную борьбу против церковных феодалов вели в 1754—1756 гг. крестьяне Стрешинской и Каменецкой волостей Мозырского повета. В дер. Можары эти волнения в 1754 г. переросли в восстание, для подавления которого понадобились две хоругви солдат. Еще более решительное выступление развернулось в следующем году в Каменецкой волости. Для борьбы с восставшими было направлено пять воинских хоругвей. Когда каратели подошли к лагерю повстанцев, крестьяне открыли по ним ружейный огонь и перешли в наступление. После часового боя солдаты бежали. Опасаясь дальнейшего расширения восстания и новой «хмельниччины», литовский гетман направил в помощь войскам пушки, 300 казаков из своих украинских имений и отряд польских войск. С большим трудом восстание было подавлено.

Однако торжество феодалов было преждевременным: крестьяне, терпевшие поражение, не смирились и вместе с гайдамаками продолжали борьбу.

В марте 1768 г. подняли восстание крестьяне Киевецкого и Милейчицкого ключей Брестской экономии. Поводом к нему явилась попытка дворовой администрации присоединить к фольварочным полям земельные участки, расчищенные крестьянами от зарослей. Для усмирения крестьян были направлены комиссары и экзекуторы, приговорившие «зачинщиков» к смертной казни, однако при попытке исполнить приговор крестьяне взялись за дубины и не допустили казни своих предводителей. Выступая против феодального угнетения, участники этого восстания выдвигали требование присоединения к России.

В мае 1768 г. на Правобережной Украине началось крупнейшее крестьянско-казацкое   восстание — «колиивщина». Во главе его стояли Максим Железняк и Иван Гонта. Активное участие в этом восстании приняли и выходцы из Белоруссии. Они сжигали усадьбы, расправлялись со шляхтой.

И на этот раз царское правительство пришло на помощь феодалам Речи Посполитой. По их просьбе, в Правобережную Украину и Белоруссию были введены русские войска, которые вместе с польской армией и шляхетским ополчением подавили восстание. Магнаты и шляхта учинили кровавую расправу над повстанцами. В Кодне были казнены тысячи участников восстания, в том числе и многие выходцы из Белоруссии.

Однако жестокие репрессии не прекратили борьбы народных масс. Летом 1768 г. восстание охватило северную часть Киевщины, перебросившись на Волынь и юг Белоруссии. Особенно сильным было оно в Мозырском повете.

В 70—90-х годах XVIII в. крупные выступления крепостного крестьянства и городской бедноты произошли в Яловском старостве Волковысского повета, в Мижевичской волости Слонимского староства, в Гродненской и Кобринской экономиях, Новогрудском, Брестском воеводствах и в других местах. Антифеодальная борьба тесно переплеталась с национально-освободительным движением белорусского народа.

Таким образом, вторая половина XVII—XVIII вв. в Белоруссии были периодами ожесточенной классовой борьбы, перераставшей в широкие народные восстания. Народные массы Белоруссии, борясь против социального и национально-религиозного гнета, стремились к воссоединению с Россией. Поэтому наибольшего размаха народные движения достигли в районах, расположенных в непосредственной близости от границ Русского государства. Хотя эти выступления были жестоко подавлены, тем не менее они расшатывали основы феодально-крепостнической Речи Посполитой, ускоряли ее гибель и создавали предпосылки для воссоединения Белоруссии с Россией.

 

 

2. «Северная война» и военные действия на территории Беларуси. Усиление влияния России.

 

Северная война (1700—1721) велась Россией против Швеции за выход к побережью Балтийского моря. Союзником России в этой войне выступила Речь Посполитая, стремившаяся вернуть территории Ливонии, потерянную ею по Оливскому миру 1660 г.

Война началась неудачно для союзников. В сражении под Нарвой русская армия потерпела поражение. Считая, что Россия не будет в состоянии продолжать войну, шведский король Карл XII бросил свою армию в Польшу, где он, по выражению Петра I, «надолго увяз».

Русское правительство, использовав передышку, сумело в короткий срок создать хорошо вооруженную регулярную армию, которая уже в 1702 г. перешла в наступление и одержала ряд замечательных побед. Хуже сложилась обстановка для русской армии, посланной в Речь Посполитую. Зимой 1705/06 г. русские войска были окружены шведами под Гродно, и только благодаря умелому руководству Петра I сумели уйти от поражения. Однако армия Речи Посполитой была разгромлена. Карл XII заставил польского короля Августа II отречься от престола, заключить мир на выгодных для Швеции условиях. Польским королем был избран шведский ставленник Станислав Лещинский. После этого вся тяжесть войны легла на плечи одной России.

В декабре 1707 г. Карл XII с армией в 45 тыс. человек начал свой поход через Белоруссию на Москву. В январе 1708 г. шведские войска заняли Гродно, в феврале — Сморгонь, в июле — Могилев. На захваченной территории шведы жгли города и села, грабили население, творили насилие. Феодалы Речи Посполитой не только не оказывали сопротивления шведским оккупантам, но многие из них присоединились к ставленнику Швеции Станиславу Лещинскому и вместе грабили городское и сельское население Белоруссии.

Белорусский народ оказывал иноземным захватчикам упорное сопротивление. Крестьяне прятали или уничтожали хлеб и скот, уходили в леса и создавали партизанские отряды. Чтобы задержать продвижение шведов, крестьяне разрушали мосты, сооружали завалы и засеки. Партизаны громили шведские гарнизоны, уничтожали фуражирские отряды. Недалеко от Гродно неизвестные крестьяне стреляли в Карла XII, который только случайно уцелел.

Особенно широкий размах приобрела борьба народных масс в восточной части Белоруссии. Здесь как сообщал французский посол в Швеции, все население по призыву русского командования выступило на борьбу против шведов. Крестьяне и горожане обеспечивали русских солдат продовольствием, оружием, обувью, несли разведывательную службу. Рискуя жизнью, они проникали в районы расположения шведских частей и гарнизонов, приносили ценные сведения о противнике. Сообщения местных жителей давали возможность русскому командованию быстро устанавливать направление движения шведской армии и предпринимать необходимые меры.

Информация о работе Социально-экономическое развитие, антифеодальные выступления в белорусских землях