Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:19, реферат
Смута, Смутное время в России…От 1591 года в Угличе до 1613 года в Москве выходят на свет заговоры и лицедейство, подмена людей и смена их имен, погони, переодевания, убежище за монастырскими стенами: здесь многое двоится и троится, словно в кривых зеркалах, ведутся заведомо ложные поиски, уводящие от истины в непроглядный мрак. Потому до сих пор в этой истории многое видится как в тумане.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Предпосылки и причины Смуты…………………………. 5
ГЛАВА 2 Федор Иванович и Борис Годунов………………………… 11
ГЛАВА 3. Лжедмитрий I…………………………………………………. 17
ГЛАВА 4. Василий Шуйский……………………………………………. 23
ГЛАВА 5. Поход Болотникова на Москву и характер восстания…. 26
ГЛАВА 6. «Тушинский вор»…………………………………………….. 29
ГЛАВА 7. Владислав и «Семибоярщина»
7.1. Польская интервенция……………………………………... 31
7.2. «Семибоярщина»……………………………………………. 32
ГЛАВА 8. Первое ополчение…………………………………………….. 35
ГЛАВА 9. Второе ополчение……………………………………………... 37
ГЛАВА 10. Земский собор 1613 г.
Избрание Михаила Романова на царство……………….. 39
ГЛАВА 11. Завершение Смуты………………………………………….. 42
ГЛАВА 12. Последствия Смуты……………..………….……………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СМУТЫ…………………………………… 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 50
Городские ремесленники объединились по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли повинности в пользу государства, выбирали своих старост.
В городах и сельской местности жило значительное число рабов- холопов. Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, наемные рабочие, нищие, бродяги, скоморохи) не попадали в вотчины, поместья и не несли государственных повинностей.
Таким образом, в процессе формирования централизованного Московского государства с начала XVI столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социальная система военно-служилых сословий, на которые опиралась великокняжеская власть в процессе «собирания русских земель», а затем их политического объединения. Социальная структура Российского государства становилась все более сложной. На протяжении ХVI- XVII веков сформировались две основные группы класса феодалов - боярство и дворянство, а самую многочисленную часть населения Московского государства составляло крестьянство, делившееся на владельческих, черносошных и дворцовых.
Глава 2. Федор Иванович и Борис Годунов
Зарождение Смуты связано с угасанием династии Рюриковичей.
Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика, население в большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династия прекратилась, государство оказалось "ничьим", население растерялось и пришло в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".
В 1584 г. умер Иван Грозный, в наследство своим преемникам царь оставил разоренную опричниной и безудержной эксплуатацией страну, проигравшую к тому же длившуюся четверть века изнурительную Ливонскую войну. С Иваном IV фактически сходила «на нет» династия потомков Ивана Калиты. После его смерти осталось два наследника – царевичи Федор и Дмитрий. Старший сын Иван был убит Грозным и 1581 году в припадке гнева.
Престол переходил в руки второго сына – Федора Ивановича. Беспредельная самодержавная власть над огромной страной оказалась в руках человека, который править был просто не в состоянии – он был человеком добрым и безвольным.
Царевич Дмитрий был сыном царя от седьмого брака, который с церковной точки зрения был незаконным. Дмитрию было всего два года, когда умер отец.
При царе Федоре был создан правительственный кружок из нескольких бояр, своего рода регентский совет. Однако скоро реальную власть сконцентрировал в своих руках один из участников этого совета – боярин Борис Федорович Годунов, царский шурин – брат его жены царицы Ирины.
Федор Иванович занимал царский престол четырнадцать лет, но из них по меньшей мере 12, а то и 13 фактическим правителем страны был Борис Годунов. «…Но царь На все глядел очами Годунова, Всему внимал ушами Годунова…» (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)
Однако на пути к царскому престолу Борису Годунову пришлось преодолеть еще одно препятствие. Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий жил в почетной ссылке в Угличе на правах удельного князя, со своей матерью Марией Федоровной из рода Нагих и своими дядьями. Если бы Федор умер бездетным (а так и произошло), то царевич был бы естественным наследником. Распространено утверждение, что Дмитрий не был помехой Годунову, поскольку брак Ивана IV с Марией Нагой, седьмой по счету, не был законным с канонической точки зрения. И все же у царского сына, пусть и не вполне законного, но официально пользующегося титулом царевича, прав было куда больше, чем у царского шурина. Когда назвавшийся именем Дмитрия человек предъявил права на престол, никто не задавался вопросом, сыном которой по счету жены грозного царя он был. Да, царевич Дмитрий загораживал Годунову дорогу к трону. Но восьми с половиной лет царевич таинственно погиб. Согласно официальной версии это был несчастный случай: царевич сам себя "поколол" ножом во время эпилептического припадка. Официальная версия более позднего времени, начала XVII в., утверждает, что царевич был зарезан убийцами, подосланными "лукавым рабом" Борисом Годуновым. Вопрос о виновности Бориса Годунова в смерти царевича трудно разрешить однозначно. Так или иначе, но это препятствие было устранено.
В 1598 г., после смерти царя Федора, Земский собор избрал Бориса царем. При этом только после третьей просьбы стать царем Годунов согласился венчаться на царство.
…Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец, по милости своей,
Принять венец смиренно согласится;
А там - а там он будет нами править
По-прежнему…
(А.С. Пушкин. «Борис Годунов»)
Иначе и быть не могло. За годы своего правления Годунову удалось собрать вокруг себя – и в Боярской думе, и среди придворных чинов – "своих людей", тех, кто был обязан правителю своей карьерой и боялся тех перемен, которые могли наступить при смене власти.
Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики не могут отказать ему в государственном уме.
Он был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором.
Удивительный парадокс: Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. И все же в народной памяти он остался порой внушающим ужас, отвращение, но ярким и сильным человеком. Борис же Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку ему это не удалось, он оказался устраненным из фольклора, а в массовом сознании сохранился лишь своим лукавством, изворотливостью и неискренностью.
Методы Бориса Годунова резко отличались от методов царя Ивана (хотя сам Годунов и прошел школу опричнины). Годунов был беззастенчив и жесток в устранении своих политических противников, но только реальных, а не выдуманных противников. Он не любил устраивать казни на площадях, торжественно и громогласно проклинать изменников. Его противников тихо арестовывали, тихо отправляли в ссылку или в монастырскую тюрьму, и там они тихо, но обычно быстро умирали кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего.
Вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны.
Однако именно на время правления Бориса Годунова приходится утверждение крепостного права в России. Он издал указы о запрете переходов крестьян в Юрьев день, указ «об урочных летах», и о кабальных холопах.
И правительство Ивана Грозного, и правительство Бориса Годунова шли на прикрепление крестьян к земле, руководствуясь прагматическими соображениями, стремлением ликвидировать и предотвратить на будущее запустение центральных уездов. Но это были в действительности лишь поводы, а не причины перехода к крепостничеству. Хозяйственный кризис послеопричных лет был следствием более общих социальных процессов. В это время, быть может, ярче, чем когда бы то ни было, прослеживается тенденция к усилению эксплуатации крестьянства и отдельными феодалами, и государством. Для того были два рода причин. Во-первых, численность феодалов росла быстрее, чем численность крестьян: дело не в уровне жизни, а в том, что в условиях длительной войны правительство постоянно рекрутировало в состав "детей боярских" выходцев из плебейских слоев, раздавая им за службу поместья с крестьянами. Уменьшение средних размеров феодальных владений при сохранении феодалом жизненного уровня прошлых лет приводило к тому, что повинности крестьян неуклонно возрастали.
Однако право крестьянского перехода – пусть и с уплатой "пожилого" и только раз в году – ограничивало аппетиты феодалов, служило естественным регулятором уровня эксплуатации: слишком алчный феодал мог остаться вовсе без крестьян. Писцовые книги упоминают "порозжие поместья", из которых разошлись крестьяне, после чего помещики их "пометали" (бросили).
Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем идет строительство новых городов, особенно в Поволжье. Именно тогда возникли Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Облегчилось положение посадского населений: крупные феодалы больше не имели права держать в своих "белых" (не обложенных податями) слободах ремесленников и торговцев; все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были отныне входить в посадские общины и вместе со всеми платить государственные налоги – "тянуть тягло".
Во внешней политике Борис Годунов стремился к победам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. Несколько раз удалось продлить перемирие с Речью Посполитой. Хорошо развивались отношения с государствами Средней Азии. Укрепилась оборона южных границ. Единственная война, начатая Россией в правление Бориса Годунова, была направлена против Швеции. В результате Ливонской войны ей досталось побережье Финского залива. После трех лет военных действий в 1593 г. был подписан Тявзинский мирный договор, вернувший России Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжает много, значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов – военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых ("рудознатцев") и мастеров. Бориса Годунова даже обвиняли в излишнем пристрастии к "немцам" (так называли западноевропейцев). Впервые "для науки разных языков и грамотам" было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. В Смутное время они не решились вернуться на родину и "задавнели" за границей; один из них в Англии перешел в англиканство, стал священником и даже богословом.
Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Улучшение экономического положения только намечалось, а поскольку к выходу из кризиса шли крепостническим путем, то в крестьянстве зрело недовольство. Так, в 1593 – 1595 гг. боролись с монастырскими властями крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря. Кто знает, может, глухое недовольство не переросло бы во взрыв, если бы лето 1601 г. не было таким дождливым. К уборке урожая никак не удавалось приступить. А затем без перерыва сразу ударили ранние морозы, и "поби в раз сильный всяк труд дел человеческих в полех". Следующий год был снова неурожайным, да к тому же недоставало семян, и качество их было низким. Три года в стране бушевал страшный голод.
Разумеется, причиной его была не только погода. Расшатанное тяжелыми налогами и сильной феодальной эксплуатацией крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, не имело резервов.
Но не только погода и неустойчивость крестьянского хозяйства привели к голоду. У многих бояр и монастырей лежали запасы зерна. По словам современника, их хватило бы всему населению страны на четыре года. Но феодалы прятали запасы, надеясь на дальнейшее повышение цен. А они выросли примерно в сто раз. Люди ели сено и траву, доходило до людоедства.
Годунов боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.
В чем причины провала всех попыток Бориса Годунова преодолеть голод, несмотря на искреннее стремление помочь людям? Прежде всего, в том, что царь боролся с симптомами, а не лечил болезнь. Причины голода коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права крестьян на переход не приходила в голову царю. Единственной мерой, на которую он решился, было разрешение в 1601 – 1602 гг. временного ограниченного перехода некоторых категорий крестьян. Эти указы не принесли облегчения крестьянам. Голод погубил Бориса. Народные волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены.
Глава 3. Лжедмитрий I.
О Лжедмитрии I накопилось и в литературе, и в массовом сознании много стереотипов.
Первым самозванцем стал молодой небогатый галичский дворянин Григорий Отрепьев. Существует предположение, что противники Годунова готовили его к роли царевича Дмитрия еще в Москве. Опала Романовых заставила его искать спасения под монашеским клобуком. Он принял постриг и попал даже в окружение патриарха Иова: по-видимому, бойкий и сметливый молодой монах сумел понравиться первому патриарху. Однако непомерное честолюбие и угроза разоблачения побудили его бежать из Москвы в Речь Посполитую. Здесь после ряда неудачных попыток Отрепьев открыл крупным православным магнатам Вишневецким свою «тайну»: он законный московский государь, чудом спасшийся царевич Дмитрий Иванович.
Информация о работе Смутное время в России: причины и последствия