Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 17:51, контрольная работа
На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в центральных областях государства. После успешных военных действий на востоке и юге-востоке для русской колонизации открылись обширные юго-восточные пространства среднего и Нижнего Поволжья, куда и устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, пытавшегося уйти от государева и помещичьего «тягла». Эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре.
1.Предпосылки причины «Смуты».
2.Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I (1598 – 1606).
3.Василий Шуйский и социальная смута. «Тушинский вор».
4.Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.
5.Первое земское ополчение.
6.Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание на царство Михаила Романова.
7.Общий ход «Смуты», ее характер и последствия.
8.Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО РПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
по
предмету
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ
Тема:
«Смутное время» начала XVII века.
Выполнил:
Проверил:
Киров
2006
План
ПРЕДПОСЫЛКИ
И ПРИЧИНЫ «СМУТЫ»
На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в центральных областях государства. После успешных военных действий на востоке и юге-востоке для русской колонизации открылись обширные юго-восточные пространства среднего и Нижнего Поволжья, куда и устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, пытавшегося уйти от государева и помещичьего «тягла». Эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило «тягло» на оставшихся. С ростом поместного землевладения все большее количество крестьян попадало под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинностей и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.
Во
2-й половине XVI в. внешние и внутренние
обстоятельства способствовали усилению
кризиса и росту недовольства. Успехи
на востоке и юго- востоке окрылили московских
политиков. Их взоры теперь устремились
на северо-запад, к Балтике. Здесь, по южному
и восточному берегам финского залива
и южнее, лежали древние новгородские
и псковские земли. Захвачены они были
в XIII в. и позднее в ходе агрессии в Прибалтику
и на Русь крестоносцев, шведских королей.
Россия с ее развивавшимся сельским хозяйством,
промыслами, торговлей остро нуждалась
в морских путях на запад, связях с европейскими
странами. Об этом мечтали русские купцы,
а дворяне – о новых землях в Прибалтике.
В январе 1558 г. русская армия вступила
в Ливонию. Тяжелая война, продолжавшаяся
25 лет и кончившаяся полной неудачей –
Россия потеряла все завоевания в Ливонии,
потребовала от русского народа огромных
людских и материальных жертв. Татарское
нашествие и разгром Москвы в 1957 г. значительно
увеличили жертвы и потери. Опричнина
царя Ивана грозного, потрясшая и расшатавшая
старый уклад жизни и привычные отношения,
усиливали общий разлад. Царь Иван во всех
подданных, в народе российском видел
только «холопов»; их обязанность – беспрекословно
повиноваться его воле. Доводы и возражения
оппонентов, считавших, что царь должен
править вместе с умными советниками,
боярами, совещаться, он отметает с гневом
самовластца – деспота. Неудачи в Литве,
татарские набеги, многочисленные казни
недовольных опричниной создавали напряженную
обстановку. Историки, изучающие документы
той поры, часто встречают такие записи:
«пустоши, что были деревни», «пашня лесом
поросла». Запустение земель приняло страшные
размеры. В стране широкое распространение
получили разбои, волнения.
ЦАРЬ
БОРИС ГОДУНОВ
И ЛЖЕДМИТРИЙ I (1598
– 1606)
После смерти в январе 1598 г. бездетного царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина – сестра Бориса Годунова отказалась от престола и постриглась в монашество.
Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира святого, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династии прекратились и государство стало «ничьим», народ растерялся и пришел в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной». Когда Москва осталась без царя, взоры всех обратились на Бориса Годунова – по существу правителя при царе Федоре. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил избранный в 1589 г. ставленник Годунова, патриарх всея Руси Иов. Был созван Земский собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, избравший на царство Бориса Федоровича.
Родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю – «выскочке», выходцу из «Золотой Орды» на русском престоле. Вспоминали о гонениях и опалах, исходивших от него. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе.
Первые два года царствования были спокойными и благополучными. Новый царь проявил такие качества, как недюжинный ум, милосердие, великодушие. Понимая необходимость для государства развития связей с зарубежными странами, он милостиво принимал иностранных послов. Нанимал к себе на работу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа. Власти сняли недоимки по налогам, прямые налоги стали заменять косвенными. Объявили амнистию. В начале XVII в. разрешили частичный выход крестьян от одного владельца к другому. При нем успешно продолжалось освоение Сибири и построение русских городов – Туринск, Томск.
С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр. В 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый популярный, Федор Никитич, был пострижен в монахи под именем Филарета.
Три года подряд, с 1600 г. весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод и мор. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. На окраины, особенно юго-западные и южные, бежали тысячи крестьян и холопов. Туда же правительство ссылало из центра преступные и неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления. Там скапливался «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти именовали этих людей «ворами2, «разбойниками», «лихими людьми», ведь они нападали на богатых людей, у которых, как было известно, имелись большие запасы хлеба от прошлых лет. Но они приберегали его, чтобы взвинтить цены и нажиться.
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был сыном мелкого дворянина из Галича, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, поэтому его впоследствии прозвали Расстригой. Потом он бежал в Польшу, где его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах.
В октябре 1604 г. Лжежмитрий I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Обратился с воззванием к народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова и призвал население принять его как законного наследника престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население северной Украины переходило на сторону Лжедмитрия, города отворяли ему ворота. Приходят к нему и запорожские казаки, и донские казаки, и недовольные правлением царя Бориса многие дворяне и бояре. Все видели в самозванце «доброго царя», который обещал всем льготы, облегчение в налогах и многое другое. В царском войске, посланном Годуновым против мятежников, была «шатость» и недоумение, - не идут ли они против законного царя? А после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова войско заявляет о поддержке «царевича» Дмитрия, и 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова, который был убит вместе со своей матерью до прихода Лжедмитрия.
Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон благодаря польской помощи и опираясь на восставших против Годунова, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в «кабалу» в голодные года начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.
И
сам Лжедмитрий, и его приближенные
из русских и особенно поляков, пришедших
с ним, расхищают казну. Пришельцы
смотрят на Россию как на завоеванную
страну: оскорбляют национальные и религиозные
чувства ее жителей. Всех возмущает бесчинства
шляхтичей, слухи о переходе правителя
в католичество. Недовольство особенно
возросло тогда, когда в начале мая 1606
г. к царю приехала его невеста Марина
Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал
ее как царицу, хотя она отказалась перейти
в православие. В ночь на 17 мая 1606 г. против
«истинного царя» вспыхивает в Москве
восстание во главе с братьями Шуйскими.
Бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались
в Кремль и убили царя. В это время москвичи
избивали поляков и грабили их дома.
Несколько дней спустя, 19 мая, бояре «выкрикнули»
на Красной площади в цари боярина князя
Василия Ивановича Шуйского.
ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА.
«ТУШИНСКИЙ
ВОР»
При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова. Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия I распустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Шаховский, приспешник самозванца. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, внешне похожий на Лжедмитрия, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося «царя Дмитрия».
На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Города поднимаются под предводительством князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»), а затем является новый популярный вождь восстания, бывший холоп Иван Болотников, поверивший в «истинного царя» Дмитрия Ивановича (самозванца Молчанова). Десятки городов присягают ему на верность. Под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, чтобы отомстить своим угнетателям или ради получения «беструдного» богатства. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Самбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью освобождения от русской власти. Все эти скопища подошли с разных сторон к Москве. Но когда рязанские и тульские служивые люди поближе познакомились со своим союзником – Болотниковым, его «программой» и действиями, то выбрали из двух зол меньшее и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит: вожди восстания были казнены, масса участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.
Таковой нашелся скоро в лице второго Лжедмитрия: проверкой его личности и его легальных прав на престол мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные, а также большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков». Мария Мнишек также признала «самозванца». Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве, расположившись станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх. Тушинцы захватили центральные и северные уезды. Везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. Шесть месяцев осаждали, но безуспешно Троице-Сергиев монастырь.
Не
будучи в состоянии одолеть тушинцев,
царь Шуйский по договору со шведским
королем получает военную помощь. За это
он уступает город Корелу с уездом. В мае
1609 г. русско-шведский отряд во главе со
Скопиным-Шуйским, племянником царя, идет
из Новгорода к Москве, громит по дороге
тушинцев, освобождает города и уезды,
монастыри. Его поддерживают отряды ополченцев.
Скопин входит в Москву, и вскоре Тушинский
лагерь распадается. «Тушинский царь»
бежал в Калугу, а некоторые бояре из русских
предложили престол королевичу Владиславу,
сыну польского короля.