Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2016 в 12:30, курсовая работа
Цели работы – изучить основные морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг. Поставленная цель предполагает решение комплекса задач:
- изучить состояние военного флота России и Японии накануне русско-японской войны;
- проанализировать стратегию и тактику ведения боев на море в период военных действий;
- рассмотреть причины поражения русского военного флота в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Введение ................................................................................................... 3
Глава 1.Состояние военно-морских сил России и Японии
в начале XX века. ........................................................................... 10
Русский флот на рубеже XIX – XX вв. ...................................... 10
Японский флот на рубеже XIX – XX вв. ................................... 16
Глава 2. Русско-японская война: военные действия на море. ..................... 19
2.1. Начало войны. Нападение на Порт-артурскую
эскадру, бой в Чемульпо. ................................................................ 19
2.2. Сражение в Желтом море 28 июля 1904 г. ............................... 26
2.3. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г. ....................................... 31
Заключение ................................................................................................ 39
Список источников и использованной литературы ................................. 42
Исходя из необходимости сбережения сил. X. Того не стремился к решительному сражению, но и не мог допустить спасения русской эскадры из Порт-Артура. Тактический замысел японского адмирала предусматривал «охват головы» боевого порядка противника и сосредоточение огня на флагманском корабле без сближения на короткую дистанцию. Преградив путь русской эскадре и повредив ее флагманский корабль, X. Того рассчитывал заставить В.К. Витгефта отказаться от прорыва, а ночью послать на ослабленного неприятеля многочисленные миноносцы.
В 8.30 русская эскадра снялась с якоря и взяла курс в открытое море. А менее чем через четыре часа началось генеральное сражение ,ставшее определяющим в судьбе Первой Тихоокеанской эскадры. (Общая схема боя см.: Приложение, Рис.2).
Противники увидели друг друга примерно в 11.35. Первый пристрелочный выстрел прозвучал с крейсера «Ниссин» в 12.20. Спустя несколько минут открыла огонь и русская эскадра.
Первая фаза боя – артиллерийская дуэль главных сил – продолжалась до 14.30 и сопровождалась сложным маневрированием. (Схема 1 фазы боя см.: Приложение, Рис.3) Того пытался охватить голову русской эскадры, но из-за недостаточного преимущества в скорости это ему не удалось. Не добившись решающего перевеса, обе эскадры разошлись на контркурсах.
Точность стрельбы русских кораблей во время завязки боя снижалась их маневрированием для уклонения от плавающих мин, возможно поставленных японскими миноносцами, а также невыгодным положением относительно солнца, слепившего глаза комендорам. В этом бою, несмотря на пассивное маневрирование, невыгодные условия и непривычную обстановку стрельбы (пристрелка из крупных орудий), русским кораблям удалось добиться трёх попаданий тяжёлыми снарядами в «Микаса», двух - в «Ниссин» и одного - в «Асахи». Из русских кораблей более 10 попаданий снарядами разных калибров получил «Ретвизан», 7 - «Цесаревич», по одному «Пересвет» и «Севастополь». Однако эти снаряды не нанесли серьёзных повреждений или потерь в людях. Пострадал только броненосец «Полтава», получивший 7 японских снарядов.
Второй этап боя начался около 16.45 выстрелом броненосца «Полтава» по «Микасе» и дальнейший ход сражения свелся к дуэли 7 японских броненосных кораблей с 6 русскими. (Схема 2 фазы боя см.: Приложение, Рис.4) Дистанция постоянно сокращалась. Русские броненосцы вели сравнительно медленный огонь из крупных орудий, исправляя прицел по дальномерам. И всё же «Микаса» получил до 20 попаданий, причинивших серьёзные повреждения. Японский флагманский корабль получил и подводную пробоину, вызвавшую затопление бортовых отделений. Впоследствии благодаря тихой погоде течь удалось остановить с помощью пластырей. «Микаса» понёс наибольшие потери в людях из кораблей обеих сторон, на нём было убито и ранено 125 человек.
Японские броненосцы, пристрелявшись, добивались максимальной скорострельности крупных орудий, засыпая русских снарядами. Стрельба японцев была более успешной. Особенно много попаданий получили «Полтава» и «Пересвет». Разрывами японских фугасных снарядов на всех русских броненосцах были повреждены дымовые трубы, шлюпки, снесено большинство компасов, прожекторов, дальномеров, перебиты провода приборов управления огнем и радиотелеграфа.
Вскоре после 17 час. японцы особенно хорошо пристрелялись по «Цесаревичу», пока не имевшему серьёзных повреждений. Около 17час. 30 мин. 12» снаряд разорвался о фок-мачту между мостиками броненосца. Находившиеся на нижнем мостике контр-адмирал В.К. Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н.Н. Азарьев и мичман О.Н. Эллис были убиты. Строй русских нарушился, броненосцы беспорядочно маневрировали, мешая друг другу стрелять. Заметив замешательство противника, адмирал Того склонился к северу, преграждая путь русской эскадре и обстреливая её беглым продольным огнем. Ночью корабли эскадры рассеялись из-за маневрирования для уклонения от миноносцев противника и различной оценки обстановки их командирами.
Таким образом, в результате неудачного сражения в Жёлтом море русская эскадра возвратилась в осаждённую крепость, но уже в ослабленном составе. Причинами её поражения явились низкий моральный дух и пассивность командования, а также связанная с ним низкая боевая меткость артиллерии. Израсходовав 35,5% боевого комплекта главного калибра, русские броненосцы добились всего 1 % попаданий из крупных и средних орудий. Японские адмиралы тоже действовали недостаточно решительно, избегая в бою малейшего риска. На следующий день они упустили возможность уничтожения отдельных русских кораблей. Но в целом маневрирование японцев преследовало вполне определённые цели, а стрельба их броненосцев оказалась более интенсивной и точной, дав около 2,7% попаданий. При этом японские комендоры выпустили 63% боекомплекта 12» орудий.
Наиболее важными тактическими уроками сражения 28 июля были признаны возрастание дистанции артиллерийского боя и решающая роль в нём орудий главного калибра, способных нанести серьёзные повреждения крупным бронированным кораблям. Наглядно проявилось и значение высокой скорости хода, которая позволяла занимать и сохранять выгодную позицию для применения артиллерии, а в целом владеть тактической инициативой и навязывать свою волю противнику. Энергичный маневр курсом и скоростью обеспечивал и успешное уклонение от неприятельского огня.
2.3. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г.
Результаты первых двух месяцев войны на море были крайне неблагоприятны для русской эскадры в Порт-Артуре. Она понесла такие потери, что японский флот получил преобладание на море. Это заставило царское правительство принять меры к усилению своих морских сил на Дальнем Востоке.
В апреле 1904 г. было принципиально решено послать из Балтийского моря эскадру, получившую название 2-й Тихоокеанской эскадры.
Основное ядро отправляемой на театр военных действий эскадры составляли четыре новых броненосца, из которых только первый прошел испытания в 1903 г., постройка остальных была закончена уже после начала войны, и они еще не прошли всех положенных испытаний. Эти новые современные броненосцы, развивавшие скорость 18 узлов, перед выходом на Дальний Восток были сильно перегружены, так как пришлось принять на борт повышенные запасы боеприпасов и продовольствия. В результате осадка на 0,9 м превышала запроектированную, что увеличивало водоизмещение броненосцев на 2000 т42. Следствием этого было большое понижение их остойчивости, а также живучести кораблей. Из остальных броненосцев к современным, уже бывшим в плавании кораблям, принадлежал только «Ослябя».
Броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» были старыми кораблями, причем второй имел старые недальнобойные 305-мм орудия. Скорость хода их не превышала 16 узлов. К броненосцам был присоединен старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», вооруженный 203-мм пушками. Таким образом, броненосные корабли 2-й Тихоокеанской эскадры имели самое различное вооружение, защиту и маневренные качества, не говоря уже о том, что тактические качества у новых кораблей были понижены из-за дефектов постройки, а остальные корабли были устарелой конструкции.
Еще большее разнообразие по своим тактико-техническим элементам , представляли крейсера, входившие в состав эскадры. Крейсеров было всего семь. Из них современными были «Олег», «Аврора», «Жемчуг» и «Изумруд». Первый и последний не были готовы ко времени ухода эскадры и догнали ее уже в пути. Из остальных крейсеров «Светлана» и «Дмитрий Донской» были старыми кораблями, а «Алмаз» представлял собою вооруженную яхту.
Из крейсеров два - «Жемчуг» и «Изумруд» были однотипными, быстроходными (24 узла), но незащищенными кораблями. «Олег» и «Аврора» имели палубное бронирование в 106 мм, но были разными по скорости. Первый давал до 23 узлов, а второй только 20. «Светлана» имела скорость 20 узлов, а «Алмаз» — 18. Наиболее старый из крейсеров «Дмитрий Донской» имел только 16 узлов. В состав эскадры входило девять эскадренных миноносцев, что было явно недостаточно. Миноносцы имели на вооружении по три торпедных аппарата и развивали скорость не более 26 узлов.
Личный состав эскадры в большинстве своем прибыл на корабли летом 1904 года, и только командиры и часть специалистов были назначены ранее и находились на них при постройке. Поэтому ни офицеры, ни команда не имели достаточно времени, чтобы хорошо изучить свои корабли. Кроме того, на кораблях эскадры было много молодых офицеров, досрочно выпущенных из морского кадетского корпуса по случаю войны, а также призванных из запаса и переведенных из торгового флота, так называемых «прапорщиков запаса». Такое укомплектование кораблей эскадры офицерами вызывалось тем, что кадрового состава хватало только на замещение наиболее ответственных должностей на кораблях.
Проблема накануне сражения была еще и в морально-физическом состоянии моряков эскадры. Семенов писал, что «санитарное состояние эскадры было вполне удовлетворительно. Но сказывалось переутомление. На этой почве заболевания были довольно часты»43.
В составе 2-й Тихоокеанской эскадры в это время было 4 новых эскадренных броненосца, 4 более старых, 3 броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, 8 крейсеров 1-го и 2-го ранга, вспомогательный крейсер, 9 эскадренных миноносцев и 2 госпитальных судна. Флаг адмирала Рожественского находился на эскадренном броненосце «Князь Суворов». Младшие флагманы — контр-адмиралы Небогатов и Энквист находились: первый на броненосце «Николай I», а второй — на крейсере «Олег». Контр-адмирал Фелькерзам 11 мая умер, но флаг его на броненосце «Ослябя» не был спущен.
Тактические данные
кораблей, вошедших в состав 2-й
эскадры, были весьма разнообразны.
Наиболее сильными кораблями
были 4 новых броненосца типа «
Японская броненосная
эскадра, состоявшая из такого
же количества броненосных
По своим тактическим
данным японские броненосцы
Японские корабли имели на вооружении мощные фугасные снаряды с большим количеством взрывчатого вещества, до 14%. Русские же снаряды имели всего 2,5% взрывчатого вещества45. Следовательно, по фугасному действию японские снаряды превосходили русские. Кроме того, сила взрывчатого вещества (шимозы) в японских снарядах была приблизительно в два раза больше, чем пироксилина, употреблявшегося в русских снарядах. Все это давало японцам большие преимущества в бою, особенно если учесть, что по артиллерийской подготовке японские корабли значительно превосходили русские, а также что у русских кораблей площадь небронированного борта была почти в 1,5 раза больше, чем у японских (60 против 39 процентов).
По количеству миноносцев японский флот был значительно сильнее. Против 9 русских японцы сосредоточили 30 больших и 33 малых миноносца. Кроме того, японский флот располагал значительным числом разного рода устаревших и вспомогательных кораблей.
Последнее сражение линейных флотов при Цусиме началось 14 мая 1905 года в 13.49 с выстрела 152-мм орудия броненосца «Князь Суворов» по флагманскому кораблю адмирала Того. Через 3 минуты ответили и японцы. (Общая схема сражения см.: Приложение, Рис.5).
Русские броненосные корабли представляли собой одну кильватерную колонну длиной 2 ,8 мили. Надо отметить, что русский план боя был весьма примитивным. Адмирал Рожественский больше всего боялся рассредоточения эскадры. Поэтому он отказался от маневрирования и обязал при всех обстоятельствах держать курс на Владивосток.
Японцы, напротив, готовились к генеральному морскому сражению очень тщательно. В тактике боя адмирал Того стремился применить английский маневр, когда охватывающая голову неприятеля колонна броненосцев сосредотачивает огонь на одном корабле. Ограниченный 9-узловой ход русской эскадры позволил достичь этого маневра без труда.
Артиллерийский бой с небольшими перерывами продолжался до захода солнца. Удача неизменно сопутствовала Того. В 18.50 переврнулся и затонул вместе с экипажем броненосец «Император Александр III» ,через 20 минут его участь разделил «Бородино». Русская эскадра как боевое соединение уже перестала существовать, в то время как японцы не потеряли ни одного корабля.
В дневном бою 14 мая четыре из пяти лучших русских броненосцев погибли, а три получили серьёзные повреждения, снизившие их боеспособность. При хорошей точности стрельбы (около 3,2% попаданий) главный удар японских броненосцев пришёлся на 4 корабля типа «Бородино». В броненосцы отряда Н.И. Небогатова попало всего 10 снарядов крупного и среднего калибра, но и сами они находились в невыгодных условиях стрельбы и при большом расходе боезапаса не добились заметных успехов. В целом точность русской стрельбы оказалась почти в 3 раза ниже - 1,2% попаданий, которые, за исключением «Микаса» и «Ниссина», довольно равномерно распределялись по японской боевой линии. К тому же из 24 установленных 12» русских снарядов, попавших в японские корабли, 33% не разорвались.
С наступлением темноты японцы предприняли ряд атак, использовав для этого все свои миноносные силы — около 40 больших и малых миноносцев. Атака началась около 21 часа и продолжалась до 23 час., когда японские миноносцы потеряли русскую эскадру из виду. Четыре русских корабля получили попадания, и один из них погиб. Отбивая атаки и уклоняясь от японских миноносцев, русские корабли теряли друг друга и в дальнейшем действовали самостоятельно.
Информация о работе Русско-японская война: военные действия на море