Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2009 в 13:20, Не определен
реферат Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Существовало два возможных театра боевых действий: Балканы и Закавказье. Ключевым были Балканы, так как именно тут можно было рассчитывать на поддержку местного населения (ради освобождения которого война и велась). Кроме того, успешный выход русской армии к Константинополю выводил Османскую империю из войны.
Две
естественные преграды стояли на пути
русской армии к
Дунай, турецкий берег которого был основательно укреплен османами. Крепости в знаменитом «четырёхугольнике» крепостей — Рущук — Шумла — Базарджик — Силистрия — были самыми защищенными в Европе, если не во всем мире. Дунай являлся полноводной рекой, турецкий берег которой был основательно заболочен, что существенно осложняло высадку на него. Кроме того, у турок на Дунае было 17 бронированных мониторов, которые могли выдерживать артиллерийскую дуэль с береговой артиллерией, что дополнительно осложняло форсирование реки. При грамотной защите можно было надеяться нанести русской армии очень существенные потери.
Балканский
хребет, через который существовало
несколько удобных переходов, главным
из которых был Шипкинский. Защищающаяся
сторона могла встретить
На Чёрном море полностью доминировал турецкий флот, что вынуждало организовывать снабжение русской армии на Балканах по суше.
План войны был основан на идее молниеносной победы: армия должна была перейти Дунай на среднем течении реки, на участке Никополь — Систов, где у турок не было крепостей, в районе населенном дружелюбно настроенными к России болгарами. После переправы следовало разделить армию на три равные группы: первая - блокирует турецкие крепости в низовьях реки; вторая - действует против турецких сил в направлении Виддина; третья - переходит через Балканы и идет на Константинополь.
Турецкий
план предусматривал активно-оборонительный
образ действий: сосредоточив главные
силы (около 100 тыс. человек) в «четырёхугольнике»
крепостей — Рущук — Шумла
— Базарджик — Силистрия, завлекать
переправившихся русских к
Для обеспечения форсирования Дуная требовалось нейтрализовать турецкую дунайскую флотилию в месте возможных переправ. Эта задача была выполнена установкой на реке минных заграждений, прикрытых береговыми батареями. Также были задействованы переброшенные по железной дороге легкие минные катера.
В ночь на 15 (27) июня русские войска под командованием генерала М.И. Драгомирова форсировали Дунай в районе Зимницы. Войска были в зимних черных мундирах, чтоб оставаться незамеченными в темноте, но, начиная со второго эшелона, переправа происходила под жестоким огнем. Потери составили 1100 человек убитыми и ранеными. Турецкое командование не предприняло активных действий, чтобы воспрепятствовать форсированию Дуная русской армией. Первый рубеж на пути к Константинополю был сдан без серьёзных сражений.
Главных сил армии, переправившихся через Дунай, оказалось недостаточно для решительного наступления через Балканский хребет. Для этого был выделен лишь передовой отряд генерала И. В. Гурко (12 тыс. человек). Для обеспечения флангов были созданы 45-тысячный Восточный и 35-тысячный Западный отряды. Остальные силы находились в Добрудже, по левобережью Дуная или на подходе. Передовой отряд 25 июня (7 июля) занял Тырново, а 2 (14) июля перешёл Балканы через Хайнкёйский перевал. Вскоре был занят Шипкинский перевал, куда был выдвинут созданный Южный отряд (20 тыс. человек, в августе — 45 тыс.). Путь на Константинополь был открыт, но достаточных сил для наступления в Забалканье не было. Передовой отряд занял Эски-Загру (Стару-Загору), но вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании турецкий 20-тысячный корпус Сулейман-паши. После ожесточённого боя у Эски-Загры, в котором отличились болгарские ополченцы, Передовой отряд отошёл к Шипке.
Западный отряд овладел Никополем, но не успел занять Плевну (Плевен), куда из Видина подошёл 15-тысячный корпус Осман-паши. Предпринятые 8 (20) июля и 18 (30) июля штурмы Плевны окончились полной неудачей и сковали действия русских войск .
Русские
войска на Балканах перешли к обороне.
Сказалась недостаточная
Пытаясь снять осаду с Плевны, турецкое командование решило в ноябре организовать наступление по всему фронту. Контратаковать русское командование запретило вплоть до развязки под Плевной. С половины ноября армия Осман-паши, стиснутая в Плевне в четыре раза превосходившим её кольцом русских войск, стала испытывать недостаток продовольствия. На военном совете решено было пробиться сквозь линию обложения, и 28 ноября (10 декабря), в утреннем тумане, турецкая армия обрушилась на Гренадерский корпус, но после упорного боя была отражена по всей линии и отошла в Плевну, где и сложила оружие. Потери русских составили 1 696 человек, турок, атаковавших густыми массами — до 6 000. В плен было взято 43,4 тысячи человек. Раненый Осман-паша вручил свою саблю командиру гренадер — генералу Ганецкому; ему были оказаны фельдмаршальские почести за доблестную защиту.
Русская армия, насчитывавшая 314 тыс. человек против свыше 183 тыс. человек у противника, перешла в наступление. Возобновила военные действия против Турции сербская армия. Западный отряд генерала Гурко (71 тыс. человек) в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и 23 декабря 1877 (4 января 1878) занял Софию. В тот же день начали наступление войска Южного отряда генерала Ф. Ф. Радецкого (отряды генералов М. Д. Скобелева и Н. И. Святополк-Мирского) и в сражении при Шейново 27—28 декабря (8—9 января) окружили и взяли в плен 30-тысячную армию Вессель-паши. 3—5 (15—17) января 1878 в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита армия Сулейман-паши, а 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь без всякого сопротивления. На этом боевые действия на Балканах были завершены.
Военные действия на Кавказе, по плану Обручева, предпринимались «для ограждения нашей собственной безопасности и отвлечения сил противника». Командование действющим Кавказским корпусом было возложено на генерала от инфантерии М. Т. Лорис-Меликова. 20 сентября, по прибытии 1-й гренадерской дивизии, русские войска перешли в наступление под Карсом; к 3 октября противостоявшая им армия Мухтара (25-30 тыс. человек) была разбита и отошла к Карсу. 13 октября русские части (отряд Лазарева) вышли к Карсу и приступили к осадным работам. 23 октября армия Мухтара была снова разбита под Эрзерумом, и который со следующего дня также был осажден русскими войсками. 6 ноября, после трехнедельной осады, русскими войсками был взят Карс.
После
этого важного события главной
целью действий представился Эрзерум,
где укрывались остатки неприятельской
армии. Но тут союзниками турок явились
наступившие холода и крайняя
затруднительность доставки по горным
дорогам всякого рода запасов. В стоявших
перед крепостью войсках болезни и смертность
достигли ужасающих размеров. В итоге
к 21 января 1878 года, когда было заключено
перемирие, Эрзерум взять не удалось.
3. Заключение мирного договора и итоги войны.
Мирные переговоры начались после победы при Шейнове, но сильно затянулись вследствие вмешательства Англии. Наконец 19 января 1878 в Адрианополе были подписаны предварительные условия мира, и заключено перемирие с определением демаркационных линий для обеих воюющих сторон. Однако, основные условия мира оказались не соответствующими притязаниям румын и сербов, а главное — возбудили сильные опасения Англии и Австрии. Британское правительство потребовало у парламента новых кредитов для мобилизации армии. Кроме того, 1 февраля в Дарданеллы вошла эскадра адмирала Горнби. В ответ на это русский главнокомандующий на другой же день двинул войска к демаркационной линии.
Заявление русского правительства о том, что, ввиду действий Англии, предполагается занять Константинополь, побудило англичан к сговорчивости, и 4 февраля последовало соглашение, согласно которому эскадра Горнби должна была отойти на 100 км от Константинополя, а русские обязывались возвратиться за свою демаркационную линию.
19
февраля 1878, после ещё 2 недель
дипломатического
Между тем Англия и Австро-Венгрия, успокоенные относительно Константинополя, начали кампанию за пересмотр Сан-Стефанского договора. Обе державы ополчились особенно против создания Болгарского княжества, которое они верно расценили как форпост России на Балканах. Таким образом, Россия, только что с трудом осилив Турцию, слывшую «больным человеком», оказалась перед лицом коалиции из Англии и Австро-Венгрии, т.е. коалиции «из двух здоровяков». Для новой войны сразу с двумя противниками, из которых каждый был сильнее Турции, у России не было ни сил, ни условий (внутри страны уже назревала новая революционная ситуация). Царизм обратился было за дипломатической поддержкой к Германии, но Бисмарк заявил, что он готов играть лишь роль «честного маклера», и предложил созвать международную конференцию по восточному вопросу в Берлине.
Такие обострившиеся отношения продолжались до конца апреля, пока Александр II не принял предложение Германии о посредничестве. 1 июня открылись заседания Берлинского конгресса под председательством князя Бисмарка, а 1 июля подписан Берлинский трактат, радикально изменивший Сан-Стефанский договор, преимущественно в пользу Австро-Венгрии.
Территория
Болгарского княжества была ограничена
лишь северной половиной, а южная
Болгария стала автономной провинцией
Османской империи под названием «Восточная
Румелия». Независимость Сербии, Черногории
и Румынии была подтверждена, но территория
Черногории тоже урезана по сравнению
с договором в Сан-Стефано. Сербии же прирезали
часть Болгарии, чтобы рассорить их. Россия
возвращала Турции Баязет, а в качестве
контрибуции взыскивала не 1410 млн., а лишь
300 млн. рублей. Наконец, Австро-Венгрия
выговорила себе «право» на оккупацию
Боснии и Герцеговины. Только Англия как
будто ничего в Берлине не получила. Но,
во-первых, все изменения Сан-Стефанского
договора, выгодные лишь для Турции и стоявшей
за ее спиной Англии, навязала России и
балканским народам именно Англия (вместе
с Австро-Венгрией), а во-вторых, английское
правительство за неделю до открытия Берлинского
конгресса принудило Турцию уступить
ему Кипр (в обмен за обязательство защищать
турецкие интересы), что конгресс молчаливо
и санкционировал. Границы, установленные
по итогам войны, сохраняли силу до Балканских
войн 1912—1913.
Позиции России на Балканах, завоеванные в сражениях 1877-1878 гг. ценой жизни более 100 тыс. русских воинов, были подорваны в словопрениях Берлинского конгресса таким образом, что русско-турецкая война оказалась для России хотя и выигранной, но неудачной. Царизм так и не сумел выйти к проливам, и влияние России на Балканах не стало сильнее, поскольку Берлинский конгресс Болгарию разделил, Черногорию обкорнал, Боснию и Герцеговину передал Австро-Венгрии, да еще Сербию с Болгарией перессорил. Уступки российской дипломатии в Берлине засвидетельствовали военно-политическую ущербность царизма и, как ни парадоксально это выглядело после выигранной /283/ войны, ослабление его авторитета на международной арене. Канцлер Горчаков в записке царю об итогах конгресса признал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере». Царь приписал: «И в моей тоже».
Война пошатнула позиции царизма не только на международной арене, но и внутри страны, обнажив язвы экономической и политической отсталости самодержавного режима как следствие недоконченности «великих» реформ 1861-1874 гг. Словом, подобно Крымской войне, русско-турецкая война 1877-1878 гг. сыграла роль политического катализатора, ускорив назревание в России революционной ситуации.
Война
1877-1878 гг. между Россией и Турцией
— явление большого международного
значения, поскольку, она, во-первых, велась
из-за восточного вопроса, тогда чуть
ли не самого взрывоопасного из вопросов
мировой политики, и, во-вторых, завершилась
европейским конгрессом, который перекроил
политическую карту в регионе, тогда едва
ли не самом «горячем», в «пороховом погребе»
Европы, как говорили о нем дипломаты.
1. Дебидур А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878). М., 1947. Т 2.
2. Тейлор А. Борьба за господство в Европе (1848-1918). М., 1958.
3. Виноградов В.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1978.
4. Беляев Н.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1956.